Конспект урока «Сохраним первоцветы!»

Познавательное занятие «Сохраним первоцветы!» проводится с целью формирования у обучающихся 5-го класса практических умений заботиться о первых цветах. Учащиеся  совершают виртуальное путешествие в ботанический сад, познакомившись с историей его возникновения. Во время путешествия они знакомятся с разнообразием и особенностями первых весенних цветов,  решают экологические задачи, приходят к выводу о необходимости охраны первоцветов. Учащиеся, представив себя журналистами,  предлагают распростран...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акция «Сохраним первоцветы!»



Цель: формирование потребности и практических умений заботиться о первых цветах.

Задачи:

  1. расширить представление о жизни первоцветов;

  2. развивать эстетические чувства и умение любоваться изяществом первых весенних цветов;

  3. повышать общий интеллектуальный уровень обучающихся;

  4. воспитывать интерес к изучению природы;

  5. воспитывать умения и навыки коллективной творческой деятельности;

  6. развивать логическое мышление, память, речь;

  7. обогащать словарный запас детей.

Ход занятия.


Организационный момент.

Целеполагание.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны,

Видно, очень тёплые

Ноги у весны.

Ведущий. Издавна люди любили весну, называли её «весна-красна», уставшие от чёрно-белой зимы, радовались многообразию ярких весенних красок. Весну люди воспевают в стихах, песнях, пишут музыку о весне. Ведь весной природа просыпается, распускаются листочки на деревьях, начинают цвести цветы.

- Как называются цветы, появляющиеся после таяния снега? (Первоцветы)

Тема нашего занятия «Сохраним первоцветы!» Какую цель каждый из вас поставит перед собой, услышав тему занятия? (Способствовать сохранению первоцветов)

Какие задачи поставим, чтобы достигнуть этой цели? (Развивать познавательные способности, умение наблюдать; воспитывать ответственность за окружающую среду)

Пока на деревьях не развились листья, в лесу много света. В апреле-мае в наших лесах начинают цвести первоцветы, называемые эфемероидами. Это слово греческого происхождения и в переводе означает «скоропреходящий», «быстротечный». Такое название связано с тем, что эти растения быстро зацветают, у них созревают семена, и на лето, накопив запасы питательных веществ в подземных органах, переходят в состояние покоя до следующей весны.

- Какие первоцветы знаете вы? (Ответы детей)

Путешествие в ботанический сад.

Ведущий. Сегодня мы с вами полюбуемся на некоторые из них, побывав в ботаническом саду

- Что такое «ботанический сад»? (Ответы детей) Зачитайте в толковом словаре.

- А вы знаете, как необходимо вести себя в ботаническом саду? (Ответы детей)

Поздороваемся с ботаническим садом: «Здравствуй, сад!» А ещё мы скажем: «Не бойся нас, сад. Мы тебя не обидим. Мы только посмотрим, что растёт в нашем ботаническом саду». И тогда сад откроет нам свои тайны.

Первые ботанические сады появились очень давно в Западной Европе: в Италии, Англии, Франции. В России сады появились во времена Петра I и назывались «аптекарские сады».

- Как вы думаете, почему? (Потому что вначале в ботанических садах выращивали только лекарственные растения для нужд аптеки).

- Ребята, а как вы думаете, для чего необходим ботанический сад? (Ответы детей) (Для изучения, для охраны редких видов растений, для того, чтобы предотвратить полное исчезновение редких видов).

К числу исчезающих видов относятся первоцветы.

В нашем ботаническом саду мы познакомимся с первоцветами, которые, к сожалению, мы можем встретить очень редко, и поэтому многие из них занесены в Красную книгу. И учёные нашего ботанического сада разводят эти растения, чтобы ими восхищались и о них не забывали.

Рассаживаемся поудобнее.

Перед вами поляна первоцветов.

- Представьте, что вы стали учёными-исследователями. Разделитесь на пары.

Вам нужно выбрать из всех первоцветов лишь тот, который подходит к вашему описанию. (Описание растений дано). Поднимите руку, кто не ошибётся в этом задании.

Затем «учёные» знакомят остальных со своим первоцветом и закрепляют его название.

Первоцвет (примула).

Цветок этот известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуется букетик жёлтых цветков, похожих на маленькие колокольчики. Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Люди лечатся первоцветом от кашля. Вот какой это чудесный цветок! Он занесён в Красную книгу Вологодской области.

Ведущий. Золотые ключи весны… золотые ключики… Так называют первоцветы в народе. Трудно сказать, кто первый заметил, что цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди такую легенду. Послушайте её.

Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге Пётр выронил связку золотых ключей и, она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из неё вырос похожий на ключи цветок.

Хохлатка.

Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.

Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. Когда цветы хохлатки отцветут, соберите их семена и посейте в саду или на клумбе. Каждую весну они будут напоминать вам о красоте весеннего леса. Занесена в Красную книгу Вологодской области.

Пролеска.

За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Присмотритесь внимательнее к её нежному стебельку с цветами. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. Поэтому пролески нужно беречь. Если вы сами захотите вырастить эти цветы, соберите семена и посейте их возле дома, в саду или на клумбе.

Сценка.

Автор. Под густыми елями ещё лежат сугробы, а на полянке, где снег растаял, показались маленькие цветочки. Словно кто-то разбросал ярко-голубые звёздочки. На цветок присела пчела.

Пчела. Здравствуй, Пролеска! Давно тебя не видела. Всю зиму я проспала, соскучилась.

Пролеска. И я рада, что ты меня не забыла, в гости пришла.

Пчела. Жаль, что цветёшь ты недолго. Чуть больше недели.

Пролеска. Зато всю эту неделю я буду радовать своей красотой обитателей леса и тебя тоже.

Гусиный лук.

Жёлтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звёздочки гаснут.

Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, а это любимое лакомство муравьёв. Возьмёт муравьишка маленькое семечко и потащит его в свой муравейник. Да вдруг зазевается, или напугает его кто-нибудь, и уронит муравьишка зёрнышко. Через год весной оно прорастёт, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука - луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный - потому что его любят гуси, и домашние, и дикие.

Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчёл и шмелей. Если вы пойдёте в весенний лес, обязательно полюбуйтесь этим нежным цветком. Занесён в Красную книгу Вологодской области.

Ведущий. И это далеко не все первоцветы, занесённые в Красную книгу и нуждающиеся в охране. Все весенние цветы мы должны беречь, ведь в букете они очень быстро вянут и теряют свою красоту.

Физкультминутка.

Ведущий. Представьте себе, что вы цветочки. Встали все, тянемся к солнышку руками, поднимаем выше головы, поднимаемся на носочки. Пролетел ветерок. Покачались цветочки. Подошла ночь. Заснули цветочки.

Психологическая разгрузка.

Ведущий. Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы будем внимательны ко всему живому на этой планете. Откройте глаза. Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красок!

- Почти все первоцветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)


«Ландыш»

У окна на столике в стакане

С чистою колодезной водой

Тихо ландыш серебристый вянет,

Наполняя комнату весной.

Крошечные чашечки развесил

Словно бусы он на стебельке.

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и реке.

Ведущий. Сбор растений для букетов - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.

Экологическая задача.

Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик вашего класса сорвал бы по 5 штук? А если не по 5, а по 10 штук?

- Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников-любителей «скромных букетиков».

Запомните, выросший в лесу или на лугу цветок находится «у себя дома», он связан с другими обитателями. К нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в почву, где из семян вырастут новые растения… Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет!

Я иду по зелёному лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца - отрада,

Украшенье родимой земли!»


- Ребята, что общее вы услышали от всех цветов, что им угрожает больше всего? (Сбор для букетов)

- А что мы с вами можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить? (Не рвать самим и не давать рвать другим)

Давайте прислушаемся к голосам цветов, к их боли. Сделаем всё, что в наших силах, чтобы сберечь красоту весенних лесов и лугов, многообразие цветочного мира нашей области. Давайте спасём нежные ранние цветы!

Смотря на эти великолепные растения, так и хочется сказать всем людям:

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги,

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

- Что бы сделали вы для сохранения растений, если бы были журналистами?

А мы распространим листовки в нашей школе, призывающие детей и взрослых к сохранению первоцветов. Я предлагаю вам такую. (Зачитывает)

«Дорогие ребята!

Скоро появятся первые весенние цветы.

Как они нежны и красивы! Они радуют нас,

дают пищу и дом насекомым, укрепляют почву.

Дети! Будьте друзьями природы!

Не рвите и не топчите первоцветы!»


Кто не согласен со мной? Кто хочет составить свою листовку? (Работа детей)


Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!


Нам жить в одной стране,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полёте.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте!

Подведение итогов. Рефлексия.

Вспомним тему нашего занятия и цель, которую мы поставили.

- Как вы думаете, достигли ли мы цели?

- Понравилось занятие или нет? Почему?

- Что больше всего запомнилось?

- Довольны ли вы своей работой?

- Кто считает, что работал плохо и мог бы работать лучше?

7


© 2010-2022