В помощь классному руководителю Пословицы и крылатые выражения о еде

«В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго-долго совещались…»– Как вы думаете, что ответили мудрецы царю? Напишите советы мудрецов на листочках, посоветуйтесь с товарищами, чем больше советов от вашей группы, тем лучше. Предлагаю ответить первому ряду на вопрос: «Почему люди болеют?», второму на вопрос: «Что надо сделать, чтобы люди жили долго?» Ответы мудрецов: «Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны»Материалы для классного часа  пословицы, поговорки, изречения, афоризмы о здоровом образе жизни.Человек — высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, чело¬век должен быть здоровым, сильным и умным (Пав¬лов И. П.). Здоровье дороже богатства (Д. Рей) Здоровый человек есть самое драгоценное произведе¬ние природы (Т. Карлейль). Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, де¬лается в летах зрелости истинным богатством; самое же чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина (Н. М. Карам¬зин). Кто крепок телом, может терпеть жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость и остальные чувства Судите о своем здоровье потому, что вы радуетесь утру и весне. Здоровье есть само удовольствие или неизбежно по¬рождает удовольствие, как огонь создает теплоту (Т. Мор). Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее боль¬ного короля (Шопенгауэр). Человек может жить до ста лет. Мы сами своей не¬воздержанностью, своей беспорядочностью, своим безо¬бразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры (И. П. Павлов). Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться (Сенека), Жизнь — это то, что больше всего стремятся сохра¬нить и меньше всего берегут (Ж. Лабрюйер). Мы твердо верим в то, что наступит, наконец, такое время, когда стыдно будет умирать человеку раньше ста лет (И. Р. Тарханов), Здоровье — высшее благо. Здоровье — дороже денег. Здоровье — всего дороже, Здоровью цены нет. Здоровье не купишь, Радость и труд — здоровье берегут, Самая большая красота — это здоровье. Лучшая кра¬сота — это здоровье. Здоровый урока не боится (задания не боится). Здоровье выходит пудами, а входит — золотниками, Где здоровье, там и счастье, Здоровым быть — горе забыть. У больного человека и душа немощна (корейск.). В здоровом теле — здоровый дух. Умеренность — мать здоровья. Деньги —медь, одежда — тлен, а здоровье всего дороже. В зимний холод всякий молод. Зимой бойся волка, а летом мухи. Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясо не впрок. Сон — лучшее лекарство, Выспишься — помолодеешь. Окреп человек — крепче камня, ослаб — слабее воды. Лучшие врачи мира: диета, движение, свет, воздух, вода (нем.). Хоть изба елова — да сердце здорово. Не рад больной и золотой кровати. Боль врача ищет. У кого болят кости, тот не думает идти в гости. Береги платье снову, а здоровье — смолоду, Здоров будешь — все добудешь, Здоровому и горе не в горе и дела не в зарок. Держи голову в холоде, брюхо в голоде, не знай док¬торов и будешь здоров. Две вещи обнаруживают свою ценность после поте¬ри их — молодость и здоровье (араб.), Лучше дышать чистым воздухом, чем пить лекарст¬во (араб.). Пока ты жив, тебя навещает много друзей (араб.), В семьдесят лет не хвастают здоровьем, даже если ты зряч и не хром (вьетнам.). У молодого нет ума, а здоровья нет у старого (Вьет¬нам.). Здоровому врач не нужен (инд.). Богатство бедняка — его здоровье (казах.). Первое богатство — здоровье, второе — жена (кирг.). Здоровая голова подушки не просит (турец.). Здоровому быку и от гнилой соломы вреда не бу¬дет (турец.). Было бы здоровье, придет и приволье (туркмен.), У здорового человека имущество цело (туркмен.). Здоровое тело — богатство (хауса). Держи голову в холоде, а ноги — в тепле (япон.). БОЛЕЗНИ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬИскусство продлить жизнь — это искусство не сокра¬щать ее (Сенека). Человек может жить до ста лет. Мы сами своей не¬воздержанностью, своей беспорядочностью, своим безо¬бразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры (И. П. Павлов). Задача врача не столько лечить болезни, сколько предупреждать их, а наиболее учить беречь свое здоро¬вье (М. Я. Мудров). Задача медицины и врачебной профессии — сохра¬нить человеку здоровье и уберечь его от болезней. Про¬филактическое направление приобретает все большее значение, т. к. предупредить болезни — лучше, легче и дешевле, чем их лечить (Гуго Глязер). Профилактика — основа советского здравоохранения. Профилактика — это передовой край советского здравоохранения. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ —ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯПитание является основным фактором внешней сре¬ды, влияющим на здоровье, работоспособность и дли¬тельность жизни человека (И. П. Павлов), Хорошее питание — основа народного здоровья, так как оно увеличивает сопротивляемость организма бо¬лезнетворным влияниям и от него зависит умственное и физическое развитие народа, его рабочая способность и боевая сила (Г. В. Хлопин). В настоящее время совершенно очевидно, что пи¬ща— это самый сильный антибиотик, поскольку она лучше защищает организм от любых микробов. Если бы население всего мира хорошо питалось, нам почти не нужны были бы антибиотики и другие лекарства (Жозуа де Кастро). Без рационального питания нет рационального лече¬ния (М. И. Певзнер). Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пи¬щевыми веществами (Гиппократ), Питание является основным условием жизни всех без различия людей, где бы они не были, чтобы они не де¬лали, им всем свойственна эта потребность. (Курьер — Юнеско, 1974). Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить (Сократ). Хорошее питание — основа здоровья. Пища — основа жизни. Какова еда и питье — таково и житье. Питаться правильно надо уметь. Питаться правильно надо учиться. Разумно есть — долго жить. Режим — залог здоровья. Не рой себе могилу зубами (не ешь много). В питании есть три правила: разнообразие, своевре¬менность, умеренность. Никто с поста не умирал. Ешь правильно и лекарства не надобно. Если ешь с умом, то не нужно и лекарства (чуваш.), Только при медленной еде можно понять вкус пищи (кит.). Чтобы распробовать мясо, надо его разжевать (кор.). Когда ешь — жуй, когда говоришь — думай (тадж.). Когда я ем, я глух и нем. Во время еды и собака не лает (осетин.). Хорошо пережеванное — наполовину переваренное. Чем дольше жуешь, тем дольше живешь, Кто дольше жует, тот дольше живет, Кто жаден до еды, тот дойдет до беды. Через рот сто болезней входит. Укоротить ужин — удлинить жизнь. За общим столом и еда вкуснее. Не пригоже есть лежа. Нет правил без исключения, но исключения не долж¬ны нарушать порядка. Вставай в пять, обедай в девять, ужинай в пять, ло¬жись в девять — проживешь девяносто лет. Входя в столовую, оставь все заботы дня за порогом. Не ложись сытым, встанешь здоровым. Надеясь на обильный ужин, не говори, что обед не нужен. Лучше совершить прогулку после обеда, чем иметь аптеку. После обеда поспи, после ужина сделай тысячу ша¬гов. Даже хороший завтрак не заменит ужина. Хорошо прожуешь, сладко проглотишь, Быстро съеденная пища плохо переваривается, Не глотай не прожевавши, не болтай не подумавши, Торопи людей за работой, а не за едой, Человек, проглатывая неразжеванной пищу, прогла¬тывает многие годы не прожитыми, На ужин кефир нужен. Завтрак съешь сам, половину обеда отдай другу, а ужин отдай врагу (восточная мудрость), Завтрак свой попробуй, обед отведай, ужин отложи— проживешь сто лет (ассир.). Ужин не нужен, обед был дружен. Не важно, что съесть и сколько съесть — важно ког¬да съесть. Хороший завтрак не заменит хорошего обеда (кит.). Ложись спать с голодным желудком — проснешься бодрым (ассир.). ОБ АППЕТИТЕ И СЫТОСТИАппетит приходит во время еды. Аппетит приходит с первым куском (араб.). Аппетит — есть сильнейший возбудитель пищевари¬тельных желез (И. П. Павлов). Работай до поту — поешь в охоту, Ешь понемногу — аппетит всегда будет (кит.). Кто много ест, у того аппетита не бывает (индонез.). Много ешь — аппетит пропадает. Наш аппетит никому не вредит. Аппетит лучший повар (франц.). За двух попотеешь—,за троих поешь. После работы еда вкуснее. Кто ест скоро, тот и работает споро. Работает упорно и ест задорно. Кто есть молодец, тот и работать удалец. Поработаешь — сыт, поваляешься — голоден. На работе — как бы присесть, а за обедом — как бы побольше съесть. Желудок лодыря никогда не насытить (ассир.). Не потчуй меня тем, чего я не ем. Натощак и песня не поется. Когда желудок пуст, все несчастья вдвойне тяжелее, Зуб о зуб ударил—• желудок дверь открыл (груз.), Аппетит голодному не верит. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится, Русский аппетит — пока шапка не слетит, Работа ведет к еде, а лень к беде (уйгур.). Глаз болит — удержи руку, живот болит — придержи аппетит. Не будь в еде привередлив (инд.). На еду — не на беду. Крестьянский стол мало болезней приносит (молд.). К пресному кислое нужно (удмурт.). Когда корова не ест травы, не заставляй ее (тат.). Как состряпаешь, так и покушаешь. Волчий аппетит, Приятного аппетита, Такой аппетит, что не жевано летит. Как ел, так и работал, Аппетит в зубах человека (арм.). Ешь в аппетит, пока не претит, За общим столом еда вкуснее (кабард.). Кто сам себе готовит пищу, ест с большим аппети¬том (молд.). Кто с аппетитом ест, тот потолка не видит (чечен.), Смотри, как вяло ест хлеб неуставший (узб.). Ешь так, чтобы двигались уши; работай так, чтобы сердце выскакивало (тат.), Какая еда, такая и ходьба, Каков ни есть, а хочет есть, Самые точные часы — желудок, Не разжевавши, вкуса не узнаешь, Курица по зернышку клюет, да сыта бывает; Лучше недоесть, чем переесть, Надо вставать из-за стола немного голодным. И горы хороши лишь на сытый желудок. О ГОЛОДЕГолод не тетка. Голод не тетка, пирожка не подсунет. Никто голода не одолеет (осетин.). Голод не знает отсрочки (осетин.). Голод —лучший повар. Голодному и во сне булки снятся. Голодной куре просо снится. Голодной куме еда на уме. Голод живота не пучит, а легко ходить научит. Сыт — весел, а голоден — нос повесил. Ты лучше голодай, чем с кем попало есть. И лучше будь один, чем вместе с кем попало (Омар Хайам)., По глазам видно, что в животе делается (осетин.). Голод сварливая кума: грызет, поколь не доймет. Голодный в еде не разборчив (осетин.). Сытый голоду не завидует. Сытый голодному не товарищ. Сытый голодного не 'разумеет. Сытый голодному не верит. Сытый голодного не поймет. Голодного и усталого сон быстро одолевает (осетин.), Голодному и коровьи рога покажутся нежными, для сытого и мясо барашка будет жестким, Голод —лучший соус, усталость — лучшая подуш¬ка (инд.). Голодный и во сне суму с хлебом видит (лезг.). О ЛАКОМСТВАХСладкая еда не всегда полезна. От сладкой еды жди беды. Сладкое — враг зубов, горькое друг желудка (ту¬рецк.). Хорошего понемногу — сладкого не до слез. Мед берут снизу — масло сверху (турецк.). Мед — еда фараонов. Излишняя сладость хуже горечи (франц.). Кому сладости — друзья, тому его зубы — враги (ту¬рецк.). Много сахару ешь — во рту горько будет (тамильск.). Кто ест только мед, тому он быстро надоедает (ту¬рецк.). Лакомств тысяча, да здоровье одно. Излишний вес — желчь. Чем меньше для ребенка сегодня сладостей, тем боль¬ше для него завтра радостей. О СПЕЦИЯХ И ПРЯНОСТЯХ Посоли, да поперчи — будут добрые харчи. Без соли и стол кривой. Без соли и хлеб не естся. Без соли, без хлеба худая беседа. Там, где ешь, солонку не разбивай. Ешь соления — думай о последствиях. Соль горька, а пище вкус придает (монг.). Для еды — соль, для соли — мера (узб.). Чеснок — божественное растение. Чеснок, да лук от всех недуг. Лук — от семи недуг. Ешь лук — зубы чище будут. Лук семь недугов лечит. Лук с чесноком родные братья. Лук — здоровью друг. Паровая баня и лук все болезни лечат (нем.). ...Удивительное дело — стоит только в самое незатей¬ливое блюдо добавить единственное зернышко индий¬ских пряностей — крохотную щепочку перца, сухого мус¬катного цвета, самую малость имбиря или корицы, и во рту немедленно возникает своеобразное раздражение. Между ярко выраженным мажором кислого и сладкого, острого и пресного начинают вибрировать очарователь¬ные гастрономические обертоны и промежуточные зву¬чания. (С. Цвейг). Пряности... будучи употреблены в малых дозах, спо¬собны придать любому пищевому продукту свои свой¬ства, изменить тем самым его вкус в желательном на¬правлении, а также повысить сохранность пищевых продуктов и содействовать наилучшему усвоению нашим организмом: стимулируя не только пищеварительный процесс, но и другие функции организма (Из книги «Все о пряностях»). Вкусная еда — бальзам для души (тадж.). О ПРОЛДУКТАХ ПИТАНИЯОвощи — родник здоровья. Зелень на столе •— здоровья на сто лет. Горсть зелени петрушки равна горсти золота. Один грамм петрушки полезнее одного килограмма пилюль. Обед без овощей, что праздник без музыки. Обед без фруктов, то же, что праздник без музыки . (араб.). Лук от семи недуг. Лук и капуста лиха не пустят. Кто больше ест овощей, того меньше старят годы. Морковь прибавляет кровь. Поел моркови — прибавилась капля крови. Майская травка и больного лечит (араб.). Ранняя зелень болезни не пустит. Плоды и овощи — это музыка и поэзия питания. Ни один рот без капусты не живет. Королева овощей — капуста. Капуста — овощ номер один. Ешь больше капусты и не будешь ходить к врачу. Капусту с молоком не едят (ахмар.). Картофель — второй хлеб. Картошка — хлебу присошка. Картофель хлеб бережет. Репа брюху не укрепа. Там, где нет мяса — свекла герой. Зеленый огурец сам себя хвалил (груз.). Покупай рыбу — смотри на жабры, покупаешь тык¬ву — смотри на стебель. При расстроенных нервах — сельдерей должен быть твоей пищей и твоим лекарством (Гиппократ). Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце (рум.). Виноград не град, не бьет и не валит, а на ноги ставит. Земляника — одна из наиболее полезных ягод. В доме, где едят землянику и чернику, врачу нечего делать. Слива себя не хвалит, а дорожка к ней всегда про¬топтана. Если ты каждый день будешь съедать по одному яблоку, то врач никогда не узнает порога твоего дома (кавказск.). Лимонный сок — сок благословения (исп.). И зимой будет ягода, коль заготовишь загодя, Настой из свежих листьев мелиссы наполняет сердце радостью и весельем (араб.). Твоя жена не пойдет за тобой туда, где не плодоно¬сят абрикосы (инд.). Огород для семьи подмога, Огород для семьи доход, Что за порядок — огород без грядок, Нет ни одного такого продукта, который мог бы во всех отношениях заменить на длительный период ово¬щи и фрукты, особенно свежие (Проф. К. С. Петров¬ский). Кто плохо знает дорогу к овощной грядке, тот хорошо знает дорогу к врачу. Когда мать дает ребенку конфетку вместо морковки, она невольно наносит вред его здоровью. Для укрепления зубов надо меньше мучного и боль¬ше овощного. Съешь яблоко — освежишь зубы. 18 Вкусные фрукты каждый день не едят (корейск.). Съешь грушу — почистишь зубы (корейск.). Обращайся к врачу до того, как заболеешь (араб.), Виноград — волшебный дар природы, Из винограда течет сок жизни, Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет, Крапива жгуча родится, да во щах пригодится, Получить заряд бодрости и свежести, быстро прийти в форму вам помогут блюда из молодой крапивы (А. К.Махов, сибирский исследователь зеленого цар¬ства растений). Люди используют крапиву в питании не для того, чтобы быть сытыми, а чтобы быть здоровыми, разнооб¬разить свою пищу, сделать ее более вкусной и полезной, Когда начинается период сонливости и лени, крапи¬ва наряду с одуванчиком с сельдереем просто незаме¬нима (Из кн. «Соки растений — источник здоровья», 1979 г.). И сколько на земле живу, Ликую иль бедую, Я в суп бросаю жгун-траву — Крапиву молодую (С. Кирсанов), Крапиву называют: зеленая кладовая, лесная фея, целительница, кормилица, диетический продукт, зеленая косметика. Обед без овощей — все равно, что похороны богача без флейты и барабана (Вьетнам.). Самая лучшая пища из растений приготавливается (Н. М. Амбодик-Максимович, 1785 г.). Силы в овоще велики... (Изборник Святослава, XI в.) О ПОВАРЕ И КУЛИНАРИИХороший повар стоит доктора, С хорошим поваром — жить не тужить, Хороший повар и в бою кашу сварит, Повар и нюхая сыт будет, Повару первый кусок, Не веришь повару — сам ступай по воду. Лучше хороший желудок, чем хороший повар (англ.). Наиболее опасный враг для старца — хороший по¬вар (араб.). Плохой повар любое кушанье испортит. Для хорошего кулинара годится все, кроме отраже¬ния луны в воде (кит.). Не все те повара, что с длинными ножами ходят. За вкус не ручаюсь, а горячо будет. Трехлетняя засуха и та повара не иссушит (кит.). Лучший из поваров сам варит, сам и ест (турец.). Поварское дело не ремесло, а искусство, Кухня имеет свои законы. Главное в искусстве приготовления пищи найти «зо¬лотую середину», т. е. найти более правильное сочета¬ние продуктов, приправ и способов приготовления. Повару также как и музыканту нужна постоянная учеба, ежедневная тренировка. Мастер повар в кулинарном сервисе — фигура номер один. Врачи непрестанно трудятся над сохранением наше¬го здоровья, а повара — над разрушением его; однако последние более уверены в успехе (Д. Дидро), В состав китайского блюда «Битва тигра с драко¬ном» (из мяса змеи и кошки) кулинары включают бо¬лее 50 приправ и соусов. Русский дипломат, автор известной книги «Пятьде¬сят лет в строю» генерал-лейтенант А. А. Игнатов со¬брал 1500 рецептов приготовления пищи и написал кни¬гу «Беседа повара с приспешником». Н. В. Гоголь, будучи в Риме, учился приготовлению блюд из макарон. А. Дюма был не только выдающимся писателем, но и выдающимся кулинаром. Он знал многие секреты ку¬линарного искусства и создал «Большой кулинарный словарь», над усовершенствованием которого работал почти всю жизнь. Основоположником русской научной кулинарии, про¬пагандистом рационального питания и тонким знатоком поварского дела был врач Д. В. Каншин. Главное в поварском искусстве не продукты, а то, как готовится блюдо. УМЕРЕННОСТЬ - ЭТО ЗДОРОВЬЕВесь секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее (Э. Фейхтерслебен). Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы (Б. Франклин). Наблюдай за своим ртом: через него входят болез¬ни. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда ты встаешь от обеда (Л. Н. Толстой), Ни насыщение, ни голод, ни что другое не хорошо, если преступает меру природы (Гиппократ), У всех тех, которые предаются удовольствиям же¬лудка и переходят надлежащую меру в еде, в вине или в наслаждении любви, удовольствия бывают кратко¬временные и быстротечные, продолжающиеся лишь по¬ка они едят или пьют; страдания же получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочис¬ленны и продолжительны (Демокрит), Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье (Пифагор). За обедом ешь мало, за ужином еще меньше, ибо здоровье твоего тела куется в кузнице нашего желудка (М. Сервантес). Великие люди были всегда воздержаны в еде (О. Бальзак). Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись (Цицерон), Действия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств скоропроходящи (Гиппократ), Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде неблагоразумие, истина здесь, как и всюду, лежит в се¬редине: не увлекайся, но оказывай внимание (И. П. Павлов). Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково прави¬ло мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья (Ф. Вольтер). Если перейдешь меру, то самое приятное станет са¬мым неприятным (Демокрит). Чем реже удовольствия, тем они приятнее (Э п и к-тет). Испивая чашу удовольствия до дна, мы обнаружи¬ваем тем больше гравия, чем перлов (О. Бальзак), Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным (Г. Лессинг). Стремиться к излишествам — значит гоняться за ли¬шениями (Публий Сир). Чем к меньшему мы привыкли, тем меньше нам угрожает лишений (Л. Н. Толстой). Кто отказался от излишеств, тот избавился от лише¬ний (И. Кант). Человеку по природе своей свойственно соблюдать умеренность не только из-за заботы о своем здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия в на¬стоящем (И. Кант). Мудрый человек понимает, что лучше воспретить се¬бе увлечение, чем потом с ним бороться (Ф. Ларош¬фуко). Следует постоянно освежать в памяти молодых лю¬дей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде со¬хранить себя от пресыщения и отвращения (Я. Коменский). Умственные наслаждения удлиняют жизнь настоль¬ко же, насколько чувственные ее укорачивают (П. Буаст). Высшая мудрость заключается не в самоотречении, а в умении находить удовольствие в самых малых ве¬щах (Д. Дрескин). Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ лишь один человек не знает, что для него полезно Минутное удовольствие часто бывает причиной дол¬гих страданий (X. Виланд). Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного (Э пикте т). Удовольствие, о котором нельзя говорить, не удо¬вольствие (Ф. Рохас). Избегай удовольствия, которое рождает печаль Везде, где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает (Ж.-Ж- Руссо), Всякое излишество есть порок (Сенека), Излишество скоро доживет до седых волос, а уме¬ренность живет долго (В. Шекспир). Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло перевариться (А б у л ь - Ф а р а д ж). Никакого пресыщения, нужно беречь желание. Оно могучий стимул любви, творчества, долгой жизни (А. Богомолец). Всякая невоздержанность в еде есть зачаток само¬убийства, это невидимый поток под домом, который ра¬но или поздно подмоет его фундамент (Д. Блекки). Чем меньше поглощаешь ты еды, тем легче ты встре¬чаешь час беды (С а а д и). Те, кто воздержан в еде: всегда им легче выносить лишения. Кто чреву угождал и жил в обилии, попав в беду, погибает от мучения (Сзади). Не наказывай капризный желудок излишней пищей (Конфуций). Когда ты человек, тогда не будь обжора, — и пес из-за еды натерпится позора (Сзади). Кто ест для сытости — недолго будет сыт, скоро ото¬щает, чем тот, что пищею лишь голод утоляет (В. Кап¬нист). Обильная еда вредит телу также, как изобилие воды вредит посеву (А б у л ь - Ф а р а д ж). Чем проще пища, тем она приятнее — не приедается,, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее (Л. Н. Тол¬стой). Пиршества равняются по своим последствиям, потерям во многих битвах (К о р н а р о). Умеренный в еде всегда здоров (хинди). Скромность в еде отпугивает болезни (араб.), Умеренная еда — пиршество (англ.). ф От умеренной еды — сила, а от обильной — могила (бенгальск.). Мало ешь — долго будешь сытым, много ешь — быстро становишься голодным (Вьетнам.). Мало есть — выгнать много болезней (араб.). Кто довольствуется малым — обходится без врачей (англ.). Одевайся тепло, ешь скромно — проживешь долга (англ.). Хочешь быть здоровым — ешь как кот, пей как дог (нем.). Ешь в меру и будешь сыт (тамильск.). Не могу, сам по пирогу. Диета — первое лекарство (ит.). На каждый день поста приходится три дня обжорст¬ва (нем.). Чем больше ест, тем прожорливее становится. Беда — бедой, а еда — едой. Кто от жира еле дышит, тот здоровьем не пышет. Съесть не могу, а оставить жалко. Бездонную бочку не наполнишь — жадное брюхо не накормишь. Живот обжоры - всегда пуст. Ем неволькой, а еще бы столько. Брюхо не мешок—в запас не поешь, Из-за брюха пропадает голова, Дети, которых перекармливают — часто болеют, Есть — не родить, можно и погодить, Все гибнет от худобы — а человек от лишнего жи¬ра (азерб.). Завистливые глаза все есть хотят. Жадно ешь—подавишься, По сытому брюху хоть обухом. Сам сыт, а глаза голодны. Не ешь так много, чтобы еда назад пошла и не ешь так мало, чтобы жизнь твоя ушла (тадж.). Не наливайся ты питьем, не обжирайся хлебом, прекрасный мир, где мы живем, не надо делать хле¬вом (тадж.). Ешь из чашки, а в котел не заглядывай (тадж.). Желудок доводит до ада (кирг.). Беда, когда желудок упрямее, чем рассудок. Большая сыть брюху вредит. Обжорство затуманивает разум (арабск.). Легкий ужин жизнь оберегает (шотл.). Наши деды ели просто и жили лет по сто (надпись на блюде). Хочешь быть в добром здравии, будь благоразумен с мол оду (исп.). Держи ноги сухими, а шею в тепле, ешь — сколько осел, пей — сколько—бык (ит.). И летом и зимой береги живот свой (исп.). Мрут не от поста, а от обжорства. Самое вкусное блюдо то, которое ешь голодным (эфиоп.). Большой кусок глотку дерет (иран.). Разжевал — не сладко, проглотить — гадко, а вы¬плюнуть жаль. От обжорства гибнут чаще, чем от меча (франц.). Глазами съел бы_—да желудок не принимает. Ходи — не шатайся, говори— не заикайся, ешь —не объедайся, стой—не качайся. Умеренность в еде полезней, чем 100 врачей (хинди). От избытка овса и конь слабеет (курд.). Не приучай брюхо к двум хлебам, а тело к двум кафтанам (курд.). Будь умерен в еде, но не в работе. Кто будучи сытым ест, тот копает себе могилу (турецк.). Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того,чтобы жить (Сократ). Надо вставать из-за стола немного голодным. Лучше недоесть, чем переесть. 1 2  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1.

- Здравствуйте, друзья! Тема нашей беседы - «Воспитай себя, укрепи свое здоровье».

Работа с понятиями:

- Что значит выражение «воспитай себя»?
- Что значит «укрепи свое здоровье»
- А вы слышали выражение «здоровый образ жизни»?

Вывод: для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье необходимо заниматься самовоспитанием, воспитывать самому себя.

Предлагаю внимательно послушать одну сказку.

«В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго-долго совещались…»

- Как вы думаете, что ответили мудрецы царю?
Напишите советы мудрецов на листочках, посоветуйтесь с товарищами, чем больше советов от вашей группы, тем лучше.
Предлагаю ответить первому ряду на вопрос:
«Почему люди болеют?», второму на вопрос: «Что надо сделать, чтобы люди жили долго?» (Ответы детей)

Ответы мудрецов:

«Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны»

- Сравните ответы мудрецов и ваши советы?

Обобщение

- Как вы думаете, чему будут учить в школе здоровья?
Обобщение

2. Модель «Здорового человека»

Теперь попробуем сами сделать модель здорового человека.
У каждого на парте лежит силуэт человека (Приложение 2). Какими физическими и нравственными качествами должен обладать здоровый человек? Выберите те качества, которые, по вашему , наиболее присущи здоровому человеку. Разделите качества на положительные и отрицательные. (У детей разрезанные листики с качествами, физическими и нравственными)

Вывод: здоровый человек имеет хорошее, крепкое физическое и нравственное здоровье.

МОЖНО ЛИ, НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЫМ, ЕСЛИ У НЕГО НИЧЕГО НЕ БОЛИТ, НО ОН ОБИЖАЕТ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ?
МЕШАЮТ ЛИ, ПЛОХИЕ МЫСЛИ ЗДОРОВЬЬЮ ЧЕЛОВЕКА?

3. Тест «Оцени себя сам»

Если вы все выполняете, что названо в тесте, поставьте себе отметку «5». Если ты что-нибудь из этого не делаешь, поставь себе «4».

- Кто утром делает зарядку?
- Кто соблюдает режим дня?
- Кто гуляет после уроков?
- Кто ходит в спортивные секции?
- У кого все 5.
- У кого больше 4.
- Что нужно сделать, чтобы было больше 5.

Самое главное, воспитай у себя силу воли! Начинай свой день с зарядки, закончи его вечерней прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее.

4. Укрепи свое здоровье

- Ребята, давайте более подробно поговорим о "здоровом образе жизни". Назовите, из чего он состоит? (Работа с понятием на листочках) Согласны вы с теми утверждениями, что записаны у вас на листочках. (Здоровый образ жизни складывается из нескольких факторов. Первое - отказ от вредных привычек Второе - правильное питание. Третье - занятие спортом.)
И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли еда, которую мы едим одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?
- Ребята, на доске записана пословица, давайте ее прочтем. ("Мельница живет водою, а человек едою".)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
- А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)
Вывод: Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным.
Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.
А еще питание должно быть умеренным.

СЛАЙДЫ (нарисуйте свое любимое блюдо)

Здоровое питание

1. Разнообразное. 2. Регулярное. 3. Умеренное.

5. Здоровье и вредные привычки

- Мы уже с вами говорили, что мешает человеку быть здоровым? (экология, нездоровые привычки)
- Что мы считаем вредной привычкой?

Ответы (курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание, пассивный образ жизни, лень… не грызть ногти, не ковырять в носу).

6. Творческое задание.

Я вам дам строку стихотворения, а вы должны продолжить его, три четыре строки в рифму соблюдая основную мысль. Г. Остер «Нет приятнее занятья….»

Для чего нужны нам пальцы?

Чтоб в носу поковырять,
Или вместо зубочистки
мясо из зубов достать.
Заменяют леденцы -
Сосут пальцы сорванцы.
Неприятно нам смотреть,
Но куда ж нам пальцы деть?

7. Игра «Выйти по одному»

Как быстро вы вышли из-за парт! и ни кто не остался. Вот так быстро происходит и привыкание к курению, ковырять в носу, грызть ногти, что отрицательно влияет на организм человека.
Но самая плохая, вредная привычка - это курение.

8. Упражнение «Займи позицию»

Витя с Колей, два друга, возвращались из школы домой. Витя предложил: «Давай покурим? Мне брат дал сигарету, пойдем за магазин и попробуем!» Коля замялся. Курить ему не хотелось, но и обидеть отказом друга ему не хотелось.
- Как вы думаете, как поступит Коля?
- Что можно сказать Вите, чтобы он понял, что здоровье - самое главное? (Ответы детей)
Два друга Коля и Петя учились в одном классе. Коля в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но это очень вредно. А Толя не выглядит так модно. Но он всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом. Что же делать мне, их другу? Закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

Ответы детей 1 команда и 2 команды (защита рисунка).

Иногда ребята становятся курильщиками, потому что не умеют сказать «нет», отказаться от предложения взять в руки сигарету. Назовите возможные варианты отказа на предложение «Давай покурим».

  • Спасибо, я не курю, это вредит моему здоровью.

  • Нет, это не возможно, это несовместимо с моим образом жизни.

  • Спасибо, но это вредно, так как я занимаюсь спортом.

ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЭТОГО нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя, работать над собой. Когда человек работает над собой он становится лучше.

9. Упражнение: составить памятку здорового человека

- вовремя ложиться спать,
- ежедневно делать зарядку,
- вовремя питаться,
- планировать свой день,
-следить за личной гигиеной,
-быть чистым и опрятным,
-хорошо говорить и думать о людях,
- радоваться своим успехам и успехам других людей.

10. Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что…

Взяться за руки, почувствовать друг друга


© 2010-2022