Диагностика Модель выпускника. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы

В данном материале представлена модель выпускника школы. Очень важно понимать к какому уровню необходимо подвести ребенка на выпуске из начальной школы, среднего и старшего звена.. На каждом этапе ключевые компетенции представлены разными умениями. Представлены критерии и показатели эффективности воспитания. Так же рассматриваются способы изучения воспитательной системы. Важно подготовить педагогов, работающих с детьми. Необходимо активно вовлекать в эту деятельность и родителей, так как без их ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА


Ключевые компетенции

Начальная школа

(1-4 кл.)

Основная школа

(5-9 кл.)

Средняя школа

(10-11 кл.)

Ценностно - смысловая компетенция

Сформированность ценностных ориентиров ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Восприятие и понимание ценностей «человек», «труд», «общение», «коллектив». Знание и соблюдение традиций школы.

Сформированность программы жизнедеятельности школьника. Восприятие и понимание ценностей «личность», «индивидуальность», «доверие», «выбор».

Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за свою Родину, за принадлежность к своей нации. Знание и понимание основных положений Конституции РФ.

Общекультурная компетенция

Знание и использование:

-культура внешнего вида, рабочего места, интерьера дома;

-первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения на природе, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу и т.д.);

- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства, народного творчества;

- реализация творческого потенциала детей через продукты детской деятельности (творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд)

Знание и использование:

восприятие, понимание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества

Знание и использование:

-ценностей бытия, жизни

-ценностей науки и производства

-истории цивилизации, собственной страны, религии

Учебно - познаватель-

ная

компетенция

1.Учебно-интеллектуальные умения и навыки:

-Умение внимательно воспринимать информацию;

- Логически осмысливать учебный материал;

- Осуществлять логические приемы мышления;

- Знать особенности своей когнитивной сферы;

- Обладать умением постановки учебной задачи.

2.Рефлексия:

  • Анализ

  • Самоанализ

  • самоконтроль

3.Основные компоненты языкового и речевого развития:

  • Овладение основными видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, осознание текста, адекватное восприятие)

4.Уучебно-организационные умения:

  • Владеть гигиеной учебного труда

  • Руководствоваться режимом дня

  • Рационально осуществлять домашнюю работу

  • Осуществлять учебное взаимодействие (работа фронтально с учителем, в парах, в группах)

1.Общеучебные умения и навыки:

- Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация);

- Навыки планирования, проектирования, моделирования, исследовательской и творческой деятельности.

2.Рефлексия:

  • Саморазвитие

  • Самосовершенствование

  • Самореализация

  • Самоконтроль

  • Личная и предметная рефлексия

3. Основные компоненты языкового и речевого развития:

  • Культура родного и иностранного языка


4. Учебно-организационные умения:

  • Выбор познавательного профиля для обучения в старшем звене

1.Общеучебные умения и навыки:

-Основные мыслительные операции (делать выводы, умозаключения);

-Навыки прогнозирования.


2.Рефлексия:

  • Саморегуляция

  • Смысл жизни

  • Профессиональное развитие

3. Основные компоненты языкового и речевого развития:

  • Культура родного языка

  • Владение иностранным языком

4. Учебно-организационные умения:

  • Выбор дальнейшей образовательной траектории

Информационная компетенция

Учебно-информационные умения:

  • Умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником

  • Осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках

  • Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения

Учебно-информационные умения:

  • Личные особенности восприятия, обработки, хранения, воспроизведения информации

  • Основы компьютерной грамотности, техника пользования другой вычислительной техникой

  • Ознакомление с основными информационными технологиями

  • Навыки оптимальных форм, методов, средств самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации

Учебно-информационные умения:

  • Основы информационных технологий, связанных с приемом, передачей, чтением, конспектированием информации, преобразованием информации

  • Основы массмедийных, мультимедийных, Интернет-технологий

Коммуникативная компетенция

1.Навыки поведения:

  • умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты конструктивно разрешать конфликты

  • кооперироваться

  • сотрудничать

2.Освоение этически ценных форм и способов поведения:

  • доброжелательность

  • открытость

  • толерантность

  • стремление к совместным играм и общению

1.Сформированность мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта социального взаимодействия

2. Освоение этически ценных форм и способов поведения:

  • сотрудничество

  • толерантность

  • погашение конфликтов

  • умение вести диалог, монолог

  • знание и соблюдение традиций, этикета

Сформированность навыков:

  • межкультурного, иноязычного общения

  • деловой переписки

Социально - трудовая компетенция

1.Самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий.

2.Начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом:

  • Умения и навыки самообслуживания

  • Правили управления современной бытовой техникой

  • Знания и умения, связанные с приготовлением пищи, уходом за животными, работой на земле

3.Уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида

1.Трудовые умения и навыки:

  • по работе с тканью, деревом, металлом

  • ухода за землей

  • приготовлению пищи

2.Навыки самосохранения в экстремальных ситуациях

3.Освоение профессиограммы и психограммы пяти основных направлений классификации и систематизации профессий (человек-человек, человек-природа, человек - знаковая система, человек-техника, человек-художественный образ)

Выбор профессии

Компетенция личностного самосовершенствования

Знания и умения здоровьесбережения:

  • Правила личной гигиены

  • Правила и нормы употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод

  • Правила поведения на водоемах, в лесах и горах; предупреждение бытового и дорожно-транспортного травматизма

  • Элементарные правила оказания первой помощи при несчастных случаях

  • Опасности курения, токсикомании, алкоголизма

  • Польза различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека

  • Правила выполнения простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки, по профилактике остроты зрения и по дыхательной гимнастике

  • Элементы и приемы, способствующие психическому здоровью (снятие напряжения, поднятие настроения)

Знания и умения здоровьесбережения:

  • соблюдение норм здорового образа жизни

  • правила личной гигиены и обихода

  • опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДА

  • особенности физического, физиологического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма

  • основы физической культуры человека


Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы

Для изучения эффективности воспитательной системы использована концепция мониторинговых исследований Д.В.Григорьева, Н.П. Капустина, И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, М.И.Шиловой.

Критерии

Показатели

Методики диагностики

1.Личность школьника

как главный показатель

эффективности

процесса воспитания

Ценностное отношение к миру,

к другим людям, к себе

1.Диагностика личностного роста.

2.Методика «Цветик - семицветик».

Уникальность человеческой личности

Методика индивидуального диагностического собеседования,

Конкурс «Ученик года»

Уровень воспитанности учащихся

Карта качеств воспитанности (методики Н.П. Капустина, М.И.Шиловой)

Развитость познавательных интересов

Групповой интелектуальный тест (ГИТ) - 5 - 6 кл.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) - 8 - 9 кл.

Сормированность коммуникативной культуры

Методика Р.В.Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Педагогическое наблюдение

Состояние здоровья учащихся

1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

2.Выполнение контрольных нормативов по физической культуре.

3.Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН).

4. Опрос «Занятость учащихся в спортивных секциях»

2.Детский коллектив как условие развития личности школьника

Сплоченность детского коллектива

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкина

Межличностные отношения в группе

Методика социометрии Дж.Морено

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

2.Методика Е.Н.Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой ОУ.

3.Анкета для педагогов, дети которых обучаются в нашей школе.

Межличностное взаимодействие классного руководителя и обучающихся

Методика Л.В.Байбородовой «Классный руководитель глазами воспитанников»

Проявление индивидуальности

классного коллектива

Эстафета наших дел,

конкурс «Класс года».

Сохранность контингента учащихся школы

Анализ сохранности контингента учащихся школы.

Склонность несовершеннолетних к противоправным действиям

Анализ контингента группы «норма» по выявлению несовершеннолетних, склонных к противоправным действиям.

«Дети особой заботы»

Анализ учащихся учетных категорий.

3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника

Ценностно-смысловое поле педагога

1.Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

2.Мониторинг деятельности классного руководителя в ОУ.

3.Конкурс «Самый классный классный».

Профессиональные ориентиры педагогического коллектива школы в сфере воспитания

Диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

Реализация муниципального образовательного стандарта первичной профилактики в ОУ

Анкета «Анализ актуальной профилактической ситуации ПАВ в ОУ».

Проблемное поле деятельности классного руководителя

Анкета «Какие затруднения я испытываю в воспитательной деятельности»

Эффективность СППС школы

Мониторинг.

Эффективность школьного методического объединения классных руководителей.

Анкетирование.

4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Предметно - эстетическая среда ОУ

Анкетирование педагогов, родителей и учащихся

Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления школы

1.Опрос «Занятость учащихся в системе дополнительного образования».

2.Опрос «Образовательная траектория выпускников»

3.Портфолио достижений школы.

4.Методика М.И.Рожковой «Определение уровня развития ученического самоуправления»

Уровень нормативно- правовой базы классного руководителя

1.Анализ программ воспитания, планов воспитательной работы классных руководителей


© 2010-2022