План - конспект беседы на тему Несотворённое добро - это что?

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое внеклассное мероприятие в 10 классе

«Несотворённое добро - это что?»


Ход мероприятия:

  1. Приветствие. Определение темы беседы. Целеполагание.

Учитель. Добрый день. Все внимательно смотрим на изображение (слайд 1) и попробуем ответить на вопросы: «Что там изображено? Почему их двое? Почему они такого цвета? Почему они противостоят друг другу? Что они олицетворяют?» Все внимательно смотрим на второе изображение (слайд 2) и попробуем ответить на те же самые вопросы: «Что там изображено? Почему их двое? Почему они такого цвета? Почему они противостоят друг другу? Что они олицетворяют? О чём заставляют задуматься эти изображения?» А сейчас давайте попробуем сформулировать тему сегодняшней беседы за круглым столом. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Конечно же, о добре и зле (слайды 3 и 4). Сегодня наше мероприятие пройдёт в форме беседы, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос: «Несотворённое добро - это что?» (слайд 5).

Эпиграфом к теме нашей беседы я выбрала стихотворение:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.


  1. Понятия «добро» и «зло».

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

ВОПРОС 1. У меня к вам такой вопрос: Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются?

Добро - это:План - конспект беседы на тему Несотворённое добро - это что?

  • то, что служит сохранению и развитию жизни;

  • все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу (слайд 6).

А все, что вредит этому - называют зло (слайд 7).


  • ДОБРО - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

ВОПРОС 2. Попробуем ответить еще на такой вопрос: «Каковы (в чём) высшие проявления добра и зла?»

Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

ВОПРОС 3. О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Учитель. Добру противостоит зло.

ВОПРОС 4. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается что? (ЗЛО) Почему?

Ответ: Сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.

Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

  1. Обсуждение притчи «Причта о добре: добре совершаемом - и добре не сотворённом»

ВОПРОС 5. Я надеюсь, что вы нашли время познакомиться с притчей, предложенной мной для этой дискуссии? Понравилась ли вам она? Чем? Кто хочет выступить? Кто хочеть задавать вопрос другим? (Для тех, кто не читал, может быть, кто-то расскажет краткое содержание притчи).

Краткое содержание: Молодой и очень успешный хирург Фёдор работал в знаменитой столичной клинике. И случилось так, что пациент неожиданно умер прямо на операционном столе…

Его тогда официально никто не обвинил. Его пытались утешать коллеги, что, мол, со всеми врачами такое бывает, что это - неизбежный жизненный опыт любого врача…

Но Фёдор не смог это выдержать. Он бросил работу, уехал из столицы в другой город, где его никто не знал… И стал беспробудно пить… И это был - конец: ни тени надежды, тьма со всех сторон…

Он не помнил, кто рассказал ему о старце в монастыре. Но он вдруг решил, что обязательно должен пойти к нему.

И когда он пришёл к старцу Зосиме, то ожидал он слова утешающие услышать, отпущение грехов получить…

А услышал от него другое (вопрос)…

ВОПРОС 6. И какой вопрос задал старец врачу Фёдору?

Ответ: - Прощения за грех просишь? А за добро, тобой не сотворённое, кто отвечать перед Богом будет? - спросил старец.

ВОПРОС 7. Что имел в виду старец, когда задавал этот вопрос Фёдору? Добро, не сотворённое, для хирурга Фёдора - это что?

Ответ: Это - люди, которые умрут прежде срока, если Фёдор вновь к работе своей не вернётся! Велика будет его вина пред Богом - за тех, кого он не спас, потому что дело своё главное оставил!

ВОПРОС 8. Кем называет старец врача Фёдора, который бросил свою работу?

Ответ: Трусом, себя жалеющим и дело своё предавшим!…

ВОПРОС 9. А что говорит старец о признании своей вины? Как должен поступить человек, признающий свою вину?

Ответ: Ощущение своей вины - полезно душе: чтобы раскаяние пришло. Но дальше - человек должен жить и исправлять то, что исправить может!

Если же из вины своей человек себе могилу выроет и надгробие поставит - то это уже вред великий и душе той человеческой, и всем вокруг.

Привыкли люди винить себя лишь за то, что совершили дурного. Но должен человек пред Богом ответ держать и за то, что мог бы доброго совершить, да не совершил!

ВОПРОС 10. Что говорит старец Зосима о совершённом зле, несотворённом добре и о добре вообще?

Ответ: Думают люди, что только совершённое зло - грех пред людьми и пред Богом. Но добро несотворённое - грех такой же! Добро - это не обязательно только то, чтоб кого-то из реки вытянуть, от болезни страшной излечить. Но иногда вовремя сказанное слово - от поступка гибельного человека спасти может! Иногда просто с молчанием и пониманием человека выслушать нужно, чтобы он сам разобрался: где добро, где зло, где правда, где ложь!

ВОПРОС 11. Что говорит старец о назначении жизни человека и о деле в жизни человека?

Ответ: И ещё - есть дело, которое каждой душе в жизни её земной предрасположено: один - лечить болезни может, другой - домá строить, кто-то - детей учить, кто-то - картины рисовать, кто-то - песни или музыку слагать.

ВОПРОС 12. Как чувствует себя человек, который нашёл своё дело в жизни?

Ответ: Когда человек то своё дело в жизни находит, которым более всего любви и добра принести людям может, - то счастлив он внутри от работы своей! И много пользы всем вокруг от его трудов, даже если просто хлебы печёт или улицы от сора очищает! Также и тот счастлив и праведен пред Богом, кто землю возделывает или сады растит! Или тот, кто музыку Божественную душой слышит и до людей её донести старается! Или тот, который детей растит-воспитывает.

ВОПРОС 13. Как вы понимаете эти слова (ответ 12-го вопроса)?

Ответ: Правильный выбор профессии для человека очень важен. Человек, который с душой и любовью выполняет свою работу, приносит пользу и радость и себе, и окружающим. Такой человек праведен и перед Богом!


  1. Заключение. Подведение итогов.

Учитель: После обсуждения притчи как вы ответили бы на вопрос: «Что такое добро? Что такое зло?»

ОТВЕТ: Добро - это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души (слайд 8).
Зло - это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро (слайд 8).

Учитель: Давайте в конце ответим на наш самый главный вопрос:

«Несотворённое добро - это что?»

ОТВЕТ: Несотворённое добро - это зло, это грех (слайд 9).

Учитель: Вот мы познакомились с притчей. Что такое притча? (Краткий иносказательный поучительный рассказ). Как вы думаете, чему нас учит эта притча?

ОТВЕТ: Чтобы всё задуманное осуществилось, нужна Божия Воля, но не только! Твой труд, твои усилия каждодневные нужны! Твоими руками - Бог может многие чудесные дела сотворить! Если ты не сделаешь дело своё, то кто же его за тебя сделает? Одному трудно справиться с трудностями и горем, а с Божией помощью - легче (слайд 10).

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим - отличительная черта нашего народа. До свидания, будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

В конце беседы можно послушать песню в исполнении Надежды Кадышевой «Наши добрые дела».

© 2010-2022