Воспитание детей, требующих особого контроля

Уметь слушать и слышать – это талант, который дан, увы, немногим. Но школа –  особый мир. Мир, в котором талант и профессионализм педагога творят чудеса. Мир, который принимает лишь людей с чистой душой, горящими глазами; людей, готовых отдать частичку своего сердца детям. И только глядя им в глаза, понимаешь, как важно слушать, слышать и уважать беспомощного малыша, ершистого подростка, своенравного юношу. Важно и очень сложно, потому что каждый ребёнок – это особый мир, и каким бы талантливым ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание детей, требующих особого контроля.


МБОУ "Абазинская средняя

общеобразовательная

школа №5" г. Абаза

Алёнина Н.И.


Мы все хотим, чтобы в общении

люди считались с нашим мнением.

Но нужно уметь слушать и их,

слушать серьёзно и уважительно.


П. М. Машеров

Уметь слушать и слышать - это талант, который дан, увы, немногим. Но школа - особый мир. Мир, в котором талант и профессионализм педагога творят чудеса. Мир, который принимает лишь людей с чистой душой, горящими глазами; людей, готовых отдать частичку своего сердца детям. И только глядя им в глаза, понимаешь, как важно слушать, слышать и уважать беспомощного малыша, ершистого подростка, своенравного юношу. Важно и очень сложно, потому что каждый ребёнок - это особый мир, и каким бы талантливым ни был педагог изначально, он постоянно самосовершенствуется, осваивает новые методики и приёмы, ориентируясь на запросы времени и общества. И каждый раз, набирая новый класс, учитель по-иному смотрит на то, что сделано им ранее: всему своё время. Дети разные, и все они требуют внимания. Но есть среди них такие, которые требуют не столько внимания, сколько особого контроля.

К категории таких детей можно отнести и одарённых, и тихих, и, конечно же, «трудных».

В последнее время проблема общения с детьми, требующими особого контроля, стала чрезвычайно актуальной. Численность таких детей неуклонно растёт. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, воруют, употребляют алкоголь и наркотики. Или же, наоборот, замыкаются в четырёх стенах своего дома, а чаще - в своей «личной скорлупке», тщательно, а порой даже агрессивно защищая её от постороннего вмешательства.

Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала увеличение количества проблемных детей.

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, - зачем, с какой целью нужен контроль с его стороны? Для повышения качества успеваемости? Об этом, в первую очередь, должен заботиться учитель - предметник, так как классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребёнок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний

Важно повлиять на ребёнка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личного роста. Зная, насколько это сложно, хочу поделиться опытом своей работы в качестве классного руководителя.

Мой класс полностью состоит из детей детского дома, причём это класс коррекции. И ещё одна особенность - разница в возрасте (она составляет 3, 4 года). Несложно догадаться, что каждый из детей в классе требует особого контроля. Сегодня в классе 12 ребят, из них - 2 хорошиста, а самое главное - нет ни одного стоящего на учёте. Что же стало причиной такого положительного результата?

Первоначально, познакомившись с этими детьми в пятом классе, поставила для себя цель: создать условия для формирования сплочённого детского коллектива, а также условия для формирования адекватной самооценки каждого ребёнка; чтобы старшие не чувствовали себя переростками и не обижали тех, кто младше.

Результаты диагностического исследования, проведённые совместно с психологом, показали, что детей можно объединить, опираясь на их общие интересы: спорт, любовь к изобразительному искусству, занятия прикладным творчеством. Так, ненавязчиво предлагая детям то или иное занятие, я смогла открыть в каждом из них те способности, о которых они сами, возможно, даже и не догадывались. На сегодняшний день все дети занимаются в спортивных кружках и секциях. С удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях и конкурсах. По итогам прошлого года, класс занял по школе второе место по спортивным достижениям! Всё это повышает самооценку детей, даёт возможность поверить в собственные силы. И как результат - призовые места по спорту в школе и I место в республиканских соревнованиях по теннису.

Мы всем классом в местном Доме культуры участвовали в художественных выставках, посвящённых Дню Матери, Международному женскому дню 8 Марта, Дню Победы. И в этом направлении есть у нас призовые места в республике: I место в республиканском конкурсе рисунков, посвящённом Дню спасателя; призовые места в конкурсе «Зелёная планета»)

Всем классом занимались коллективной творческой работой: изучали, разучивали хакасские народные игры и учили малышей играть в них. Дети с увлечением искали материал в библиотеках, расспрашивают взрослых. А потом с неменьшим интересом разучивали эти игры сами и учили малышей из детского дома. Получилась не просто творческая работа, а целое исследование, с которым мы участвовали в научно-практической конференции школьников.

Чтобы контролировать детей, надо увлечь их чем-то полезным и интересным, создать все условия для доброжелательных взаимоотношений и взаимопонимания. Вот тогда комфортно в классе будет каждому ребёнку. И особый контроль, в привычном понимании этого слова, будет просто не нужен


© 2010-2022