Сценарий внеклассного мероприятия Литературный марафон (Битва знатоков)

Внеклассное мероприятие проведено для учащихся 5-9 классов школьного интерната в рамках Недели литературы. Может быть использовано для проведения классного часа. Мероприятие рассчитано как на командную игру, так и на игру "сам за себя". Цель данного внеклассного мероприятия - пробудить и развить интерес к литературе; расширить литературный и жизненный кругозор на основе обмена знаниями и увлечениями; содействовать формированию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию твор...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Морозовская средняя общеобразовательная школа"






Литературный марафон

"Битва знатоков"

(интеллектуально - познавательная игра для 5-9 классов)

интернат


Сценарий внеклассного мероприятия Литературный марафон (Битва знатоков)


Составила:

педагог - организатор

Мелентьева Л.Н.


д. Морозовица

Великоустюгский район

Ноябрь, 2015 год.


Внеклассное мероприятие по литературе

Возраст: 5-9 классы.

Количество участников: две команды игроков, зрители.

Место проведения: обучающиеся интерната.

Цель марафона -

пробудить, удовлетворить и развить интерес к поэзии разных эпох, жанров, стилей;

расширить литературный и жизненный кругозор на основе обмена знаниями и увлечениями;

содействовать формированию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию творческих способностей.

Участниками литературного марафона могут быть учащиеся одного или нескольких классов вместе с их старшими друзьями, а также сводные команды (допустимо, когда для каждого турнира коллектив выдвигает отдельную команду знатоков).


Сценарии проведения

Ведущий: В нашей школе прошли мероприятия, посвященные Неделе литературы. И мы сегодня с вами проведем мероприятие, посвященное литературе.

Ведущий: Литературный марафон - одна из форм работы, которая создана для тех, кто любит читать и для тех, кто хочет полюбить чтение.

Ведущий: Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получиться это может лишь у того, кто любит читать.

Для начала я предлагаю разделиться на две команды и назвать свою команду по любому литературному произведению.

Ведущий: Любой человек, даже самый маленький знает с детства много сказок.

И для начала я вам предлагаю - РАЗМИНКУ «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ». (Слайд 2)

За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?

(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка (печь)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)

14. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

15. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

16. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

17. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)

18. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой).

Ведущий: Следующее задание " ЗООСАД КРЫЛОВА". (Слайд 3)

Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова -загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы - 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1.

• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.

• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.

• ЕГО ноги кормят, (волк)

• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.

• Чует ОНА, чьё мясо съела.

• Доброе слово и ЕЙ приятно, (кошка)

• И ОНА помнит, кто её кормит.

• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.

• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт, (собака)

• ОНА семерых волков проведёт.

• ЕЙ хвост не для красы нужен.

• ОНА и во сне кур считает, (лиса)

• Из большого осла не получится ОН.

• Делать из мухи ЕГО.

• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО, (слон)

• И считанную ЕЁ волк съедает.

• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.

• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел, (овца)

• Не мечите бисер перед НИМИ.

• ОНА грязи всегда найдёт.

• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол, (свинья)

• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

• Ласточка день начинает, а ОН кончает.

• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка, (соловей)

• Не учи ЕЁ плавать.

• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.

• Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет, (щука)

Ведущий: Все мы любим играть в игру "Верим - не верим". Вот и сейчас наш конкурс называется "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР". (Слайд 4)

Скажите: верите вы или нет, что...

1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)

2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)

3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)

4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)

5. Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это учение поэтическом творчестве)

6. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

Ведущий: В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия. Конкурс "ЗАЗЕРКАЛЬЕ". (Слайд 5)

1. «Пёс босиком» («Кот в сапогах»)

2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)

3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)

4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)

5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)

6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)

7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)

8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)

Ведущий: Все из вас когда - то в детстве любили (а может и сейчас кто - то любит) собирать пазлы. И следующий наш конкурс " СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ". (Слайд 6)

Кто быстрее соберёт картинку - пазл, назовёт произведение и автора.

Сценарий внеклассного мероприятия Литературный марафон (Битва знатоков)

Ведущий: Дальше вашему вниманию я предлагаю следующее задание "Фольклорная". (Слайд 7) То есть все, о чем будет говориться в задании, связано с фольклором.

Отвечать на вопросы будете поочерёдно. Кто ошибается или не знает ответа, выбывает. Победитель - кто остался последний и правильно ответил на заключительный вопрос.

1. Самый популярный русский богатырь (Илья Муромец)

2. Колыбельные песни, частушки, скороговорки, загадки, пословицы, былины. Что это? (Жанры фольклора)

3. Что такое фольклор? (Устное народное творчество, народная мудрость)

4. Кто написал картину «Богатыри»? (В.М. Васнецов)

5. Жанр произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (былина)

6. Как располагаются богатыри на картине Васнецова? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

7. Из какого языка заимствовано слово фольклор? (из английского)

8. Кто является автором фольклорных произведений? (народ)

9. Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости (пословицы)

10. Назови пословицу (Век живи - век учись. Ученье - свет, а не ученье - тьма)

11. Продолжи пословицу: «Не плюй в колодец - ...» («... пригодится воды напиться»)

12. Что это: «Лёгок на помине»? (поговорка)

13. Лежал, лежал да и в речку побежал. Что это? (Снег)

14. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой (Анекдот)

15. Как ещё называли по-другому частушки? (припевка, побаска, частуха, прибаутка)

16. Вспомни частушку (Стоит парень у ворот, широко разинул рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот)

Ведущий: Для этого задания я приглашаю 2 знатоков и предлагаю им - "Сказочный поединок". (Слайд 8)

Ваша задача - поочерёдно отвечать, не повторяясь. Кто правильно даёт ответ последним - тот победитель.

1. Отрицательные сказочные герои (Баба Яга, Кощей Бессмерный, леший, Змей Горыныч, колдунья, ведьма) .

2. Какие волшебные диковинки из сказок вы знаете? (Сапоги-скороходы, скатерть самобранка, говорящее зеркальце, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, волшебная палочка, ступа).

Ведущий: Конкурс "Узнай, кто это?". (Слайд 9)

А.С.Пушкин, С.Есенин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Фет, Тютчев, Л.Н.Толстой, Марк Твен - (Слайд 10)

Ведущий: Следующий конкурс "Литературные портреты". (Слайд 11) Задание - угадать главного героя, из какого произведения, и кто написал.

1. «Идёт, в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша, Н.С.Лесков «Левша»

2. «Ей не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете только и речи было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучше девки и не было ещё никогда, и не будет никогда на селе. Парубки гонялись за нею толпами, но, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не таким избалованным». Оксана, Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

3. «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самоё дыхание. Я кожей чувствовал, как при взгляде её косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наполняются своей дурной силой». Лидия Михайловна, В.Г. Распутин «Уроки французского»

4. «Он ходил в колхозную семилетку за 5 км от дома и учился там в 4 классе. Он любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал, который был, как он думал, вдали от него». Вася Рубцов, А.П.Платонов «Корова»

Ведущий: Следующий конкурс "Детективный". (Слайд 12)

(3 участника)

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса….)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме «Приключения ….». А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой - 4 б., если с 3-ей - 3 б., с 4-ой - 2 б., с 5-ой - 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Подсказки:

1. Этот герой любит полакомится рыбкой.

2. Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.

3. Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.

4. Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.

5. Первое, что он попросил у бедного юноши - это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Подсказки:

1. Его голова набита опилками.

2. Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.

3. Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.

4. Его любимые блюда - варенье и мёд.

5. Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух. «Винни-Пух и все, все, все» А. Милн.

Ведущий: "Угадайте слово" - следующий наш конкурс. (Слайд 13)

Перед вами буквы. Постарайтесь угадать, какое слово в них спрятано. Составьте свои слова из этих букв. Буквы на слайде КОМОРЕЛУЬ (лукоморье) (Слайд 14)

Ведущий: И последний конкурс "Корзина с потерянными вещами". (Слайд 15)

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

1. В сказке Г. Х.Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).

2. Расколешь лед - возьмешь серебро.

Разрежешь серебро - возьмешь золото. (Яйцо).

3. Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).

4. Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч).







Используемая литература:

1. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г

2. "Русские народные сказки" "Сказки русских писателей" Москва:, "Правда", 1987.

3. Н.А. Шаульская «Поиграем в эрудитов». Ростов на Дону. «Феникс», 2005 г.

4. folklor.igraemsdetmy.ru/?p=557







© 2010-2022