Педагогическая статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Пензенское

МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ







Подготовила: Кимпель Алевтина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы









с. Пензенское

2015



«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт

Народная мудрость гласит: «Как же мы будем дальних любить, если близких любить не умеем…» Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к людям, с которыми вместе «проводишь будни и праздники». Еще со школьной скамьи глубоко в душу запали мне слова моего учителя о том, как важно построить «храм души человеческой». Теперь, сама став учителем, понимаю всю глубину ее слов и считаю, что именно от учителя зависит, каким светом наполнится «этот храм».

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека, от его семьи, общества, страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  1. Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.

  2. Общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

  3. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сосредоточены на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурной, исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

  • Патриотизм.

  • Социальная солидарность.

  • Гражданственность.

  • Семья.

  • Труд.

  • Наука.

  • Традиционные российские религии.

  • Искусство и литература.

  • Природа.

  • Человечество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит учителям.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, владеющий родным языком, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро - от безобразного, подлинно художественное - от фальши и подделок, вечное - от временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В различных сложных жизненных ситуациях, окружающих ребенка в быту, во дворе и на улице, в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, что все многонациональные народы - одна семья, закладывается нравственный фундамент личности.

На Руси издавна почитались две профессии - учителя и зодчего. Нетрудно понять, что их объединяет: тот и другой - творцы. Мне кажется, что успешность созидания учителя зависит от соблюдения незыблемых правил:

во-первых, жить интересами ребенка;

во-вторых, учить детей личным примером;

в-третьих, чтить традиции и опыт предыдущих поколений.

Учитель - это тот же строитель, искусный зодчий. От ювелирности его работы во многом зависит, каким завтра будет наше общество.

В восточной мудрости говорится: «Храбреца испытывает война, мудреца - гнев, а строителя - время». Оно и покажет, каким станет новое поколение в будущем.









Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. Л.П. Савельева. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  3. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000, с.9.


© 2010-2022