- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное занятиеПутешествие по родному краю
Внеклассное занятиеПутешествие по родному краю
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Завьялова Т.Л. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внеклассное занятие по направлению «Мои истоки»
Проект «Путешествие по родной земле»
Цели проекта:
- познакомиться с научно-популярной литературой о родном крае и научиться использовать её в собственной исследовательской деятельности;
- расширить представление о крае, приобщиться к активной краеведческой работе;
- развивать исследовательские умения, мыслительные операции, творческие способности обучающихся;
- способствовать формированию речевой культуры;
Задачи:
- обучить учащихся навыкам проектной деятельности;
- оформить результаты своих наблюдений, исследований в виде презентаций, выставок, фотогазеты.
- развивать коммуникативные умения;
- воспитывать навыки культурного общения, взаимодействия «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - родитель».
Основные принципы организации воспитательной деятельности
-
Проектно-исследовательская деятельность;
-
Учебно-деятельностный подход.
-
Групповая форма работы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- карта Лодейнопольского района, Ленинградской области,
- презентация «Край родной навек любимый»(видеоклип),
- презентации и сообщения детей,
- фотоколлаж,
- выставка поделок детей и родителей,
- иллюстрации,
-выставка книг о родном крае.
Возраст учащихся: 9-10 лет (4 класс).
Время работы над проектом: 2 месяца.
Мотивация к работе: удовлетворение от результатов собственного труда, коллективный интерес, стремление к самореализации
Процедура проведения проекта.
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа - определение темы проекта, уточнение целей, формирование творческих групп и распределение в них ролей, постановка задач для каждой группы, определение источников информации.
Класс делится на 3 группы, которые получают задания: собрать материал об истории жизни вепсского народа на территории Ленинградской области, их традиционных занятиях, художественном наследии вепсов в области народного и декоративно-прикладного искусства.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации, корректировка действий учащихся. Учащиеся самостоятельно работают в группах. Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Исследование
Задачи этапа - отбор нужного материала, переработка сложных текстов, составление подборки фотографий к текстам.
Этап 4. Оценка результатов
Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий, оформление результатов, подготовка к представлению материала на уроке - презентация, фотоколлаж, инсценировка.
Этап 5. Защита проекта
Урок-презентация
Задача этапа - коллективная защита проекта.
Ход мероприятия.
1. Мотивация.
Начать наше сегодняшнее занятие хотелось бы словами стихотворения Владимира Степанова.
Ученик читает стихотворение В.Степанова «Что мы Родиной зовем?» на фоне слайдов о природе нашего края.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды
Звёзды мира над Кремлём.
Великую землю,
2 ученик. Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём!
Учитель:
О каком крае говорит поэт?( О крае. Где мы родились и живем, то есть о родном крае.)
Для России наш город- частица,
А для нас он - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём.
О красоте родного края сложены стихи и песни. Посмотрите клип, созданный на песню нашего земляка Алексея Александровича Байдакова.
1.Звучит песня Алексея Александровича Байдакова о городе Лодейное Поле.( видеоклип)
Какова же тема нашего занятия?( Мы будем говорить нашем крае.)
II. Актуализация знаний.
Учитель. Изучение истории родной земли, её трудовых и культурных традиций, устоев народа - это наш долг перед великой Отчизной, это наше выражение любви к малой и большой Родине.
-
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но святей и чище чувство Родины
Людям никогда не обрести.
В глубокой древности Россию называли Русью.
Русь - это страна рек и озёр. Русь это светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Ещё русских называют росами, а страну, где они живут, - Россией.
Мы с вами - часть этой большой многонациональной страны.
- Как называется областной центр нашего края ?*Санкт-Петербург)
- Как называется наш город? Кто его основатель? ( город Лодейное Поле, его обосновал Петр 1.)
- Как называется наш район ? (Лодейнопольский)
- А что было раньше на месте Лодейного Поля ? ( деревня Мокришвицы)
- А как вы думаете, кто жил в этих деревнях, народ какой национальности?
Ребята, чтобы строить корабли, Петру 1 нужно было много мастеров, рабочих, плотников. Поэтому в наши места направлялись на работу крестьяне из разных мест и разных национальностей. Многие оставались жить в нашем крае. А среди коренного населения были люди по национальности - вепсы. Вы провели большое исследование о истории и традициях этого народа.
III. Защита проекта.
1).Сегодня, благодаря нашему проекту, мы отправимся в виртуальное путешествие по родной земле на Вепсскую возвышенность.
Сообщение детей 1 группы.
Мы с группой провели исследование об истории вепсского народа на территории нашего района.
Слайд.Кто такие вепсы?.
Слайд.Карта
- Мы предлагаем новый туристический маршрут для путешествия по Ленинградской области и Лодейнопольскому району, разработанный специально для нашего проекта. Итак, отправляемся в гости к вепсам.
Слайд. Карта.
В межозерье между Онежским и Ладожским озерами ( на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток.
Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского.
Численность вепсов по переписи 2002 года составляет 8284 человека. Из них в Карелии проживает 4870 человек, в Вологодской области - 426 человек, в Ленинградской области - 2 019 человек. После последней переписи только в Винницах обнаружены десятки человек, записавшие себя русскими по различным причинам.
Итак, мы отправляемся в путешествие по Лодейнопольскому району в деревню Тервеничи.
Мы узнали, что корни вепсского народа уходят в глубокую древность. Жизнь древних вепсов тесно связана с городом Ладогой, который в IX-начале XI в.в. был крупнейшим поселением государственного значения на Северо-Западе Руси, а позже и с Новгородским государством, в границы которого входили их земли.
Слайд. Вепсская семья.
Вепсский язык относится к прибалтийско- финно-угорской группе, включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».
У вепсов долго не было письменности. Сейчас у них есть учебники, книги, в Петрозаводске выходит газета «Kodima» - в переводе «Родная земля».
В нашем районе больше всего вепсов проживает в деревне Тервеничи, Ветхое село, Красный бор, Хмелезеро, в селе Алеховщина и других деревнях по реке Оять.
Каждое лето (июль) в Лодейнопольском районе Ленинградской области в деревне Вонозеро и Тервеничи проходит традиционный праздник национальной вепсской культуры «Энарьне ма», в переводе с вепсского - Вонозерская земля. В нем принимают участие коллективы художественной самодеятельности из Карелии, Подпорожья, Лодейного Поля, Тихвина.
В программе праздника: традиционный аукцион, оятская кадриль, вепсский рукопашный бой, выставка изделий декоративно-прикладного искусства.
Проходят конкурсы «Бой петухов», «Столб» - в землю вкапывается высокий столб с призами на верхушке, чтобы каждый мог показать себя - забраться на верх за призом, разные игры. Можно также попробовать вепсскую выпечку и кашу. Проходят также и показы одежды, образцы вепсского национального костюма.
Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы ленинградской области.
В поселке Шугозеро Ленинградской области 17 июля 2012 года прошёл первый областной праздник вепсской культуры « Вепсский родник»
В Санкт-Петербурге есть Вепсское общество. В деревне Тервеничи находится музей Вепсской культуры, который мы посетили.
В своем исследовании мы использовали интернет -ресурсы и экскурсии в краеведческий музей и музей вепсской культуры.
2). Сообщение 2 группы.
Мы хотели бы продолжить путешествие по вепсским местам. Давайте заглянем в вепсскую деревню, узнаем как жил этот народ.
Традиционное занятие вепсов было пашенное земледелие, а животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления.
Почти все озера и реки в районах расселения вепсов были рыбные. В них обитали судаки, форели, окуни, щуки, лещи, плотва, налимы, ерши. По рекам Ояти, Паше и Капше поднимался на нерест озерный лосось, а во многих озерах правобережного Приоятья обитала "бела рыба" - ряпушка.
Со второй половины XVIII века развилось отходничество - это лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Паша, Оять, Нева.
В советское время у северных Вепсов получило развитие промышленная разработка декоративного строительного камня.
Широкое распространение имело изготовление утвари из прутьев, коры, сосновой и еловой щепы. Повсеместно крестьяне занимались выделкой кож, овчин и сапожным ремеслом
На реке Оять бытовал гончарный промысел. Им занимались ,в основном, мужчины. Они изготавливали горшки, миски, детские игрушки и другую посуду. И сейчас в селе Алеховщина есть Центр прикладного искусства, где учат гончарному мастерству..
Такая посуда собрана в музее деревни Тервеничи.
Вот посуда из бересты, которую мы видели в Тервеническом музее .
Слайд. Вепсское подворье.
Вепсы были хорошими плотниками. С детства учились работать топором. Сами строили себе дома.
Вашему вниманию представлены макеты вепсского подворья.(Показ макетов домов).
Вепсы жили группами. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала. Интерьер избы - это такое же высокое искусство, как и все, что создавал русский народ. Вепсы строили свои дома из дерева. Вместе с домом строили хлев для домашнего скота. Рядом с домом строили сараи для домашней утвари - телег, плугов, кос, граблей, вил и т.д. Рыли колодцы. Люди украшали свои дома резьбой по дереву
Вокруг дома была изгородь, она защищала от зверей и врагов. (Рассказ о макете Кутузова Евгения.)
Слайд. Бабий угол.
В доме главное место занимала печь. Рядом с печью была подвешена люлька для ребенка. Это был бабий угол. Здесь хозяйка готовила еду для всей семьи. на ней сушили одежду и обувь, на ней спали стрики и малыши У нее была сначала глиняная и деревянная посуда, изделия из бересты, а потом появилась и металлическая посуда.
Перед вами предметы быта жителей деревень.
В доме был «Красный угол». Это место, где стоял стол с лавками, а в углу обязательно была икона, украшенная вышитыми полотенцами. К иконе обращались для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить помощи, любви и счастья. ". Перед вами макет «Красного угла2.
В хозяйском углу стояла кровать, сундук, полки для вещей и инструментов.
В своем исследовании мы использовали интернет-ресурсы, материал экскурсии в краеведческий музей и в музей вепсской культуры .
3).Для того чтобы путешествие не было утомительным я предлагаю вам игру
Физкультпауза.
Жура-жура-журавель,
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля ?»
Отвечал он, пролетая,:
- Лучше нет родного края!
4) Сообщение 3 группы.
Продолжая наше путешествие по вепсской деревне мы вам расскажем о традиционных народных художественных ремеслах и промыслах вепсского народа.
Мы посетили Краеведческий музей нашего города и узнали, как же жили наши бабушки и дедушки раньше.
Побывали в музее вепсской культуры в деревне Тервеничи. Нам рассказали о жизни вепсов, показали разные предметы труда . Мы узнали, что жизнь вепсского и русского народа очень похожа.. Мужчины занимались рыболовством, охотой, строили дома, клали печи, заготавливали лес. Занимались гончарным мастерством - делали из глины посуду и игрушки для детей. Мальчиков с детства приучали работать топором.. Плели из бересты туески, посуду, короба.
Женщины ухаживали за домашними животными, за детьми, собирали ягоды и грибы, готовили еду, пекли пироги, варили каши, готовили квас.
Национальными блюдами вепсов считаются калитки, рыбники, квас.
Семьи были большие. Старшие дети помогали взрослым, ухаживали за младшими братьями и сестренками. Вечерами мамы и бабушки вязали спицами и крючком носки, варежки , скатерти и другие вещи. Вышивали полотенца, скатерти, одежду.
Перед вами выставка изделий.
Ткали на станках полотно, дорожки на пол. Этому ремеслу обучали девочек., и иногда мальчиков.
Ткачество, вязание и вышивание было только для удовлетворения нужд своей семьи. Обучение девочек этому начиналось с раннего детства.
Вот образцы нарядной вепсской одежды.
Женщины носили юбки с кофтами и сарафаны, и обязательно фартук, как оберег.
Показ образцов женской и мужской одежды.- слайд.
Слайд. Вепсские куклы.
В каждом доме были куклы- обереги и куклы для игры. Их делали из кусочков ткани, из соломы, мочала., из глины. Когда девушка выходила замуж, ей мать дарила куклу мамку. Кукла-мамка - это главная кукла в доме, ее делали с несколькими руками. Хозяйка ведь выполняет много разных дел и везде должна успевать.
Мы тоже научились делать такие куклы. Вот выставка кукол.
Были в домах куклы -домовые. Считается, что домовой охраняет покой в доме, сохраняет достаток в семье. ( Показ домовенка)
Есть ещё и банный домовой, который следит, чтобы люди были чистые и здоровые.
На вепсском подворье много работы, поэтому есть старший и младший домовые.
Семейные обряды вепсов сходны с северо-русскими.
Отличия:
- ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свдебной церемонии;
- два типа похорон: с причитаниями и с «веселением» покойника
В своем исследовании мы использовали интернет-ресурсы, материал экскурсии в краеведческий музей и в музей вепсской культуры .
IV. Рефлексия.
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы славно поработали, узнали много интересного.
Достигло ли наше занятие главной цели, узнали ли мы новое о своем крае, пока проводили исследование? (Да, мы расширили представление о своей малой родине)
- Как вы можете использовать те знания и умения, которые вы получили при подготовке проекта ?
Я предлагаю вам закончить предложения.
- Моя малая Родина - это……
- Я люблю её за……
- Я хочу пожелать ей …..
- Теперь я могу…
V. Закончить наше занятие хотелось бы элементами вепсского праздника «Энерьне ма». Мы совершим обряд очищения , пройдем через ворота и очистим свои души и головы от плохих мыслей и дум, пожелаем себе и окружающим добра и здоровья.
Мы исполним элементы вепсской кадрили. Кавалеры приглашают дам.
Пары проходят обряд очищения , проходя через деревянные ворота, увитые цветами и вышитыми полотенцами.).
Представляем вашему внимание элементы оятской кадрили.(танец).
В конце танца дети кланяются гостям. Провожают своих партнерш на место.
Итог: Всем спасибо за работу, а гостям за внимание.