ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЗНАТЕЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда,  везде хранит меня…»Данную разработку можно использовать на методических объединениях, для выступлений на педагогическом совете, на общешкольном родительском собрании. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения,  направленная на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда. Образ жизни семьи в целом. Система семейного воспитания в по...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда,

везде хранит меня…»

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЗНАТЕЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Слайд №2). Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения русского народа. Семьей принято было гордиться и на нее надеяться. Семьи, как правило, были многодетными, и каждый ребенок являлся лишь членом семьи, а не "центром мироздания", - когда мысли и действия всех взрослых сосредоточены только на нем. К жизни подходили серьезно, и детям в семьях с раннего возраста прививалось чувство чести, собственного достоинства, готовности служить Отечеству. Даже в русских сказках счастливый конец - это свадьба, после которой семья "живет-поживает да добра наживает".

Поэтому так важна связь поколений в семье; знание традиций своего народа, формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между вечными и временными (мнимыми) ценностями, выбор жизненных приоритетов.

(Слайд №3). Семейная ценность - это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.

Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения, направленная на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда. Образ жизни семьи в целом.

Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и более свободного поколения, но выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении. Такая семья является школой здорового чувства собственности. Самодеятельности и инициативы, социальной помощи и верности. Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей - ведь все мы когда - то были детьми. Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья - это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует, одни растут в ухоженном саду, другие - в оранжерее, третьи - на скудной каменистой почве, четвертые на - на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку. Помогает укрепиться в этом мире, в хорошей семье ни кого не защищает, она сама по себе - лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ жизни.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе, появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.

Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и сотрудничества родителей, учителей и обучающихся в условиях нашего поселка является одной из острых проблем школы. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних помощников! И в последнее время они такими и являются.

Поэтому возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Ведь семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды. Который определяет успешность, либо не успешность ребенка и всего учебно - воспитательного процесса в школе. Наше образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способно внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

На протяжении нескольких лет мы изучаем социальный состав, образовательный уровень родителей нашей школы. Преимущественно это служащие, домохозяйки, сельскохозяйственные рабочие, которые имеют возможность уделять большее время детям. В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили тенденцию к увеличению количества многодетных семей, неполных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в разработанной нашей школой программе «Семья и семейные ценности».

(Слайд №4 ) Цель: формирование системы ценностных семейных отношений, максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка через сотрудничество семьи, школы, поселка и района.

Основные задачи:

1.Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.

2. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с семьями, оказавшимися в жизненно-трудной ситуации.

3.Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

4.Формирование толерантности, как условия успешной социализации школьников сельского социума.

5. Организация и проведение совместного досуга учителя-ученика-родителя и совместного творчества.

6. Воспитание у детей чувства гордости и уважения за свою семью, пропаганда и возрождение семейных традиций.

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные (к старшим, младшим, к женщине, родителям и т.д.) отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку (в том числе и психологическую), сохранение семейных ценностей

(Слайд №5). В нашей школе существуют 3 направления:

(Слайд №6). 1. Направление: «Диагностика семей»

Задачи:

1.Изучение и составление характеристик семей обучающихся (состав семьи,

образовательный уровень, сфера их занятости, определение соц. статуса)

2. Определение отношения семьи к школе.

3.Выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений.

Формы работы:

В нашей школе по направлению «Диагностика семей» проводятся следующие мероприятия:

1.Изучение семей первоклассников, знакомство их с нормативно - правовой базой «», консультирование и индивидуальные беседы «», ежегодное внесение изменений и дополнений в социальный паспорт, проведения анкетирования с родителями и обучающимися школы «Анализ семейных взаимоотношений». Это помогает выявить неблагополучные семьи, провести обследование жилищно- -бытовых условий, создать банк данных о семьях.

Многодетные семьи - 8;

Неполные семьи - 101;

Семьи, находящиеся в социально - опасном положении - 11;

Опекаемые - 7.


(Слайд №7) 2. Направление: «Психолого-педагогическое просвещение»


Задачи:

1.Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

2.Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями.

3.Формирование активной педагогической позиции родителей.

Формы работы. Работа с родителями.

(Слайд №8) С родителями мы проводим лекции на родительских собраниях «Семья - счастливая планета», «В семье мне хорошо и уютно», (Слайд №9) круглые столы «В кругу семьи мы жизнь создаем», «Семья - моя защита», «Традиции моей семьи», (Слайд №10) дни открытых дверей в форме открытых уроков для родителей 1-11 классов «Инновационные формы обучения», «Что такое ФГОС?», «Информационно компьютерные технологии на уроках»,- это ознакомление родителей с новыми программами по предмету, требованиями учителя к урокам, нормы оценок. Именно такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности, курс предмета «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса - формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.

На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.

(Слайд №11) В школе также проходят выставки: новогодняя выставка творческих работ «Мастерим всей семьей», «Мастерская деда Мороза», ярмарки - распродажи, индивидуальные тематические консультации - которые дают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах, оформление уголка «Для вас, родители» - доступность информации в любой день.

В школе ведется работа с педагогическими кадрами, которая традиционно осуществляется через педагогические советы, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов мы рассматриваем следующие вопросы: «Формирование семейных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы», «Семья и школа на современном этапе», на ШМО классных руководителей рассматривались вопросы «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания», «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания», Повышение психолого-педагогической компетентности родителей», где выступали с докладами и сообщениями: В.П. Сабаева, Т.А. Филатова, И.А. Маслова, Т.Г. Кудряшкина, Н.И. Зырянова, О.В. Леонова, Г.А. Климушкина и др.

В работе классных руководителей выделяются три основных направления:

- просвещение родителей;

- управление;

- совместные мероприятия.

Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию педагогического всеобуча. Опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.

Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса и совместное планирование воспитательной работы в классе и школе.

Классные руководители организуют и совместную с родителями внеурочную деятельность. Нетрадиционной формой совместных классных часов являются мастер- классы «Сердце матери», «Создание презентаций», «Английский в каждой семье» проводимые педагогами: Г.А. Климушкиной, Н.Ю Глистиной, М.Ю. Кочергиной, для родителей. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальные беседы «Мой ребенок не желает учиться», «Как научить ребенка самостоятельности», задушевный разговор, педагогическое консультирование, вынесение благодарности родителям и детям.

(Слайд №12) 3.Направление: «Сотрудничество»

Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы и вовлечение их в совместную с детьми деятельность.

(Слайд №13, 14,15)Традиционными для школы являются спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», «В здоровом теле - здоровый дух», «Веселые старты». Активное участие в спортивных соревнованиях, всегда поражают папы своей напористостью и скоростью, мамы своей грацией и гибкостью, ну, а дети просто неотразимы. Эта форма работы имеет положительные результаты и мы ее развиваем, ведь сейчас много говорится о спорте и наши дети участвуют в районных и областных соревнованиях «Соревнования по теннису и шахматам» (Грамота 1 место), районные соревнования и областные «Папа, мама, я - спортивная семья» (семьи участницы: Филатовых, Никишиных, Камыниных), «Зарница», все это, благодаря нашим учителям физической культуры, Е.В. Климушкину, А.В. Бурцеву и родителям, которые именно своим примером прививают любовь к здоровому образу жизни. В школе у нас работают спортивные секции в них занимаются и дети из многодетных семей, дети, находящиеся в социально опасном положении, опекаемые, (Слайд№16) внеклассные мероприятия «Семейные радости», (Слайд №17, 18, 19, 20, 21, 22) «Рождественские посиделки», конкурс открыток для родителей младших классов «Подарок своими руками», день именинника, конкурс сочинений для многодетных детей «История моей семьи» (Семья Тазутдиновых заняла 1 место), экскурсии по святым местам, участие в районном конкурсе «Любимый храм» (грамота 2 место заняла Куликова Александра), которые повышают культуру родителей во взаимоотношении с ребенком и ведут к уменьшению факторов риска, правонарушениям и злоупотреблениям психоактивными веществами в детской среде, улучшают микроклимат в семье и разрешают проблемы между обучающимися и родителями, праздничные программы ко Дню Учителя «Учитель главное слово», «Я бы в учителя пошел, пусть меня научат», защитника Отечества «», международному женскому дню «Мамины глаза», «Вот моя семья, и я ее люблю», «Моя бабушка - лучшая хозяйка», «Добрый взгляд моей мамы», дни именинников «Вместе дружною семьей», «Мой день именин», поздравления ветеранов войны поселка с днем Победы «Давно закончилась война», «Солдаты Великой Победы», «Мы не забудем ваши подвиги», «Спасибо за мир на земле», совместные классные часы «Моя семья - мое богатство», «Семья - всему начало», «Семья и семейные ценности», «Семья - это то, что для тебя навсегда», конкурсы фотовыставок «Самая счастливая, дружная и крепкая семья», участие в областном конкурсе творческих работ среди обучающихся «Моя родословная» семья Филатовых и Лазаренко.

(Слайд 23)Также в школе уже 2 года существует «Трудовой десант» по ремонту школьной мебели, книг, мелкого ремонта. В состав десанта входят дети из семей, находящихся в социально опасном положении (11). С большим энтузиазмом дети работают в мастерской по ремонту. Мы и дальше планируем продолжить работу трудового десанта.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в сфере и развивается личность ребенка. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни, Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сотрудничая с родителями на протяжении многих лет, мы активно привлекаем их к учебно - воспитательному процессу. Анализируя результаты этой работы, мы пришли к выводу, что это партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, обучающимися и родителями, классными коллективами. Школа, обучающиеся и родители становятся единой командой, повышается самооценка каждого ребенка, у родителей и обучающихся возникает чувство гордости за свою семью, школьный коллектив. Несомненно, что такая работа укрепляется взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

(Слайд № 24). Спасибо за внимание.



© 2010-2022