Урок на тему «Сиволика чисел и цвета»

Символика чисел. 1,2, 3, 4, 5, 6,….Вроде не сущесвует более точной науки, чем математика. Всегда когда мы хотим точно предсавить, какое-либо явление или факт, мы прибегаем к цифровому языку. Но математикая, являясь настолько точной наукой скрывает в себе множество загадок и тайн. Символика цвета. В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе и обуви. Им украшены предметы быта и многое д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Д. Бабуева Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.


Символика чисел.


1,2, 3, 4, 5, 6,….Кажется нет более точной науки , чем математика. К языку цифр прибегаем мы, когда хотим в точности представить какое-то дело, явление. Но, именно в этой науке, оперирующей строгими числами, ещё существует много тайн и загадок.

Оказывается, всё можно сочетать, предвидеть: рождение человека, биоритмы его жизни, создание семьи, удачные и неудачные дни на работе, в общении с людьми. Наконец, прочитать свою судьбу. Счёт и первые числовые операции возникли в глубокой древности. с их помощью человек освоил время и пространство, заложил основы математических, астрономических и других естественнонаучных знаний.

Основная функция чисел, числовых наборов - счетная, т.е. она призвана вести учёт, определять количество. Кроме того, числа выполняют упорядочивающую и символическую функции.

У разных народов есть свои излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа - выражение своеобразия культуры этноса. Символика числа применялась первоначально у охотничьих, а впоследствии у пастушеско-скотоводческих племён.

Число «1» - начало числового рода, выражает понятие «всё», единое, целое, неразделимое. Корень слова - «один», от него производное понятии - един, единственный. соединение, объединение, - один бог, одна Вселенная, одно Солнце, Луна, род, племя, - т.е. то, что не делится и понимается как единое целое.

Упорядочивающее значение числа один - первый - выражает понятие изначальности, аднкватно понятиям «новый», «начальный», «первый». Первый ребёнок - начало семьи, первый снег - начало холодов, зимы, первые лучи солнца - начало дня, первые звёзды - начало ночи, первые цветы, первый шаг ребёнка и т.д.

Число «2» выражает различные парные смысловые понятия в бинарных оппозициях: чёрное-белое, хорошо-плохо, верх-низ, жизнь-смерть, добро-зло, вперёд-назад и т.д.

Помимо этого, обозначает парные неделимые предметы: очки, глаза, чулки, ножницы…

Цифра «3» - одно из священных чисел у многих народов, как в материальной, так и в духовной культуре, знак Земли.

Это идеальная модель любого динамического процесса, предполагающая возникновение (зарождение), развитие и упадок (кончина, смерть): все в мире появляется, зарождается, живёт и развивается, но нет ни чего вечного на Земле - все умирает, стареет, все приходит в упадок. числом три выражается вертикальная модель мира: верх, середина, низ - Небо, Земля, преисподняя - Рай, земной мир, ад. Цифрой три выражается понятия временного характера: прошлое, настоящее, будущее - три языка пламени в эмблеме Бурятии. Представление о верхнем, среднем, нижнем мирах, о прошлом, настоящем и будущем времени - универсальные понятия в мифологии, позднее - в фольклоре, героическом эпосе.

В бурятском, монгольском фольклоре до сих пор бытует жанр триады. Триады представляют собой поэтический афоризм, в котором заложена определённая информация, сгруппированная по признакам (цветовому, внешнему, нравственному).

Триада своеобразная, оригинальная загадка. Вопрос задаётся в краткой традиционной форме: «Что в мире быстрых, трудных, далеких?» На это отвечают стихами, состоящими из трёх или четырёх строк. Например, на вопрос: «Что в мире три богатых?», Отвечают: «Земля богата корнями, небо богато звёздами, океан богат водой» (Газар ундэhоор баян, огторгой одоор баян, далай уhаар баян).

Триада может быть и в форме поговорки: «Три богатства есть в мире: богат тот у кого скота много; ещё богаче у кого детей много; но богаче всех тот, кто знаниями богат»; «Три вещи в мире опасны: нож в руках ребёнка, власть в руках глупца, лесть в устах подхалима».

Триады могут иметь много вариантов вопросов и ответов. Лёгкий, игровой фольклорный жанр выступает как средство осмысления и познания окружающего мира. Они передаются из поколение в поколение, дополняясь новыми понятиями в зависимости от интеллекта, эрудиции, сообразительности, наблюдательности исполнителя. У бурят бытует более сорока разных триад типа: три белых, три красных, три синих, три жёлтых, три чёрных, три зелёных, три опрятных, три пустых, три гордых, три далёких, три бездонных, три неспокойных.

«Тройка» считается священной, так как символизирует треугольник, олицетворяющий Святую троицу - разум, тело и дух, или мать, отца и ребёнка. Выражение «бог троицу любит» не случайное, многие народы любят его и считают три счастливым числом.

Три фазы Луны (первая четверть, полнолуние и новолуние) ассоциируются с фазами в жизни женщины - девушка, мать и пожилая женщина. Как планета женского рода, она влияет на женские эмоции и материнство. «Тройка» очень часто встречается в фольклорных жанрах многих народов. Герой произведения обычно совершает три разных подвига, женихи подвергаются трёхкратным испытаниям; обычно в семье растут трое сыновей и три дочери; путь, по которым проезжают герои, - на развилке трёх дорог; чудеса происходят во всех трёх мирах; об очень счастливом моменте говорят «трижды счастлив»; «за тридевять земель, в тридесятом царстве-государстве»; на тройке лошадей совершают своё путешествие небесные и земные герои. Таких примеров можно привести много.

Число «4» соответствует символу единства и целости мироздания и его отдельных материальных и духовных проявлениях. Оно не менее важно в мифологии, чем число три. С цифрой четыре связано горизонтальное освоение окружающего пространства - есть четыре стороны света: север-юг, восток-запад; четыре времени года - зима, весна, лето, осень. Числа 3 и 4 часто рассматриваются в неразрывном единстве друг с другом. Эти две цифры выступают почти во всех мифологических традициях мира как важнейшее космологические константы. Сумма 3+4 даёт магическую семёрку - самое устойчивое число - символ в культурах многих народов мира.3х4=12 - идеальное, совершенное число.

4 стихии: воздух, вода, огонь, земля, 4 конечности у человека, животных; 4 угла у прямоугольника, 4 возрастных периода человека - детство, юность, зрелость, старость.

Число «5» проявляет себя в историко-культурном и сакрально-магическом контекстах.

На 5 групп подразделяется по цветовой символике употребляемая пища: белая, красная, жёлтая, зелёная и чёрная.

5 видов скота (5 хушуу мал) разводили монголоязычные народы: коров, лошадей, овец, коз, верблюдов.

Животные и люди обладают 5 органами чувств: зрением, обонянием, осязанием, слухом, вкусом.

Мир состоит из 5 первоэлементов: дерево, железо (металл), огонь, земля, вода.

Число «7», наряду с «3», самое популярное число во многих системах: античной, древнеегипетской, древнееврейской, монголоязычной, тюркоязычной.

В древние времена на Ближнем Востоке и в Риме число 7 считалось священным. Ему придавалось магическое и даже символическое значение. Так, вавилонская башня имела 7 этажей. Рим был построен на 7 холмах. Древние евреи также считали 7 священной цифрой. По индийской религии мир создан 7 силами. Будда сидит по священной смоковницей с 7 плодами. Китай и Япония также считали цифру 7. В Древней Греции было известно о 7 чедесах света и 7 знаменитых мудрецах. В Библии говорится о сотворении мира за 7 дней, о 7 смертных грехах и 7 голодных годах. В неделе 7 дней. Представление о 7 магической силе числа 7 осуществляется моделированием цельности мира, где (4+3) - 4 стороны света по горизонтальной структуре +3 - по вертикальной (верх, середина, низ).

Очень многие явления связаны с цифрой 7. Так, в теле человека насчитывают 7 чакр - энергетических центров, в ауре различают 7 уровней. Радуга представлена 7 цветами, символами 7 таинств и 7 даров Святого Духа.

7 планет Солнечной системы: Солнце, Луна, Венера, Сатурн, Марс, Меркурий, Юпитер. Солнце находится в центре, а остальные 6 планет вращается вокруг него против часовой стрелки. Солнце - самая близкая планета к Земле. Зная код, можно объяснить влияние семи планет на состояние и жизнь человека. В Индии существует понятие о 7 пранах: 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот.

Мифологическая семёрка - 7 звёзд Большой Медведицы - 7 старцев («Долоон убгэн»), происхождение которых в шаманской мифологии связывается с 7 небесными кузнецами.

В музыке 7 нот - космическая октава. вся мелодия природы заключается в этих тонах и потому называется «голосом природы».

В буддизме 7 драгоценностей, используемые для священных писаний: золото, серебро, медь, бирюза, лазурит, жемчуг, коралл.

В фольклоре русских, бурят и других бурят из всех цифр всего фигурирует цифра 7: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, 7 богатырей, 7 сыновей, 7 дочерей, семи пядей во лбу, семеро по лавкам, 7 чудес света, один с сошкой, семеро с ложкой. Белоснежка и семь гномов, одним ударом семерых убить, волк и семеро козлят, семимильные шаги, цветик-семицветик.

Число «8» больше связано с буддизмом и ламаисткой системой гаданий и предсказаний.

«Восьмеричный путь» спасения, предложенный человечеству Буддой Шакьямуни, включает в себя: праведные воззрения, праведные устремления, праведную речь, праведное поведение, праведный образ жизни, праведное усердие. праведную память, праведное самоуглубление.

У бурят горизонтальное измерение пространства ориентировано на 8 сторон - 4 основные и 4 промежуточные (юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад).

С 8-ю спицами изображается Чакра - колесо учения Будды. Буддийские субурганы (ступы) бывают 8 видов, ближайших учеников Будды было 8. Божествам подносят 8 видов жертвоподношений (8 тахил).

Число «9» - одно из самых популярных чисел в культуре бурят, монголов. По традиционным представлениям монгольских народов числа 8 и 9 являются символами Солнца и Луны. Солнце представляется матерью, женским началом, называется «восьминожной». Изображается Солнце в виде 8 концентрических кругов, а Луна - 9. Луна считается отцом, мужским началом, «имеет 9 ног». Солнце и Луна - божества чадородия, дарующие жизнь всему сущему. 9 месяцев мать вынашивает ребёнка в утробе.

С девяткой связано понятие «родимое пятно» (мэнгэ). Каждое из 9 родинок связано с определённым годом и цветом. В совокупности с другими факторами способно влиять на судьбу человека. Каждый 9 лет необходимо совершать обряд «очищения» родимого пятна, в котором участвуют 9 материнских компонентов, каждый из которых обладает определённой магической семантикой.

Число 9 довольно часто применяется в шаманской мифологии: небесный кузнец Божитой имеет 9 божественных сыновей, 9 заянов, которые были спущены с неба с миссией научить людей кузнечному ремеслу. В трудах этнографа М.Н. Хангалова даны изображения 9 покровителей кузнечного ремесла.

На небесах 99 тэнгриев - небесных богов (99 - «усиленное» число 9), 9 драгоценностей - 9 эрдэни: золото, серебро, медь, бирюза, лазурит, жемчуг, коралл, раковина, малахит..

Числа 37,73,81 - опорные вехи в жизни человека, возрастные рубежи, пересечение которых может оказаться опасным для человека, если 81 - то и для всех его родственников.

37-й год - это год, когда пересекаются друг с другом конец третьего 12-летнего цикла и четвёртого девятилетия.

73-й год - это год, когда совпадают шестой 12-летний цикл и восьмой девятилетний.

81 год - девятикратное повторение девятилетнего цикла (9х9).

Поэтому старцы, достигнув такого возраста, сразу с 80-го перешагивали в 82-й год жизни.

Следующее число, играющее значительное роль в культуре бурят - 12.

Прежде всего, это связано с 12-летним животным циклом, юрта членится на 12 хозяйственных частей, каждая из которых связана с одним из животных календаря. Своеобразным циферблатом определения дневного времени по солнечным часам служило дымовое отверстие юрты, а стрелками - солнечный луч, скользящий по юрте в течение светового дня.

В иконе «Колесо жизни» 12 нидан - 12 причинно-следственных звеньев, от которых зависит перерождение живых существ в том или ином мире.

В сутках 24 часа, 12 из них приходится на дневное время - время Солнца, 12 - на ночь - время Луны.

Причина сакральности числа 12 во всех индоевропейских культурах - прежде всего в делении года на 12 месяцев.

Зодиак состоит из 12 знаков, где каждый знак символизирует определённый первоэлемент. Лев, Овен, Стрелец - относятся к элементу Огонь, который даёт тепло; Близнецы, Весы, Водолей - к стихии Воздуха, дающего движение, Телец, Дева, Козерог - к Земле, которая даёт твёрдость; Рак, Скорпион, Рыба - к элементу Вода, дающей влажность. Кроме того, знаки зодиака делятся на мужские и женские полы: Лев, Овен, Стрелец, Близнецы, Весы, Водолей - мужского, а Телец, Дева, Козерог, Рак, Скорпион, Рыба - женского. Мужские знаки носят положительное начало, они дают энергию, женские - отрицательные - забирают энергию.

В большинстве стран мира цифра 13 считается числом, приносящим несчастье. Эта точка зрения появилась ещё в глубокой древности, когда начали постигать математические знания. Число 13 было «неудобным» для использования, так как не делилось ни на какую другую цифру, кроме как на само себя. В Японии и Китае считают, что несчастье приносят цифры 9,33 и 42.

13 число популярное у бурят, монголов, оно не имеет столь отрицательного значения. 13 элементов структуры содержит в себе гора Сумбэр центр буддийского мироздания. 13 составных частей имеют буддийские ступы - субурганы - вертикальная модель мира вселенной в буддийской космологии.

108 - число сакральное во всех странах буддийского мира. Его сакральность восходит к древнеиндийской традиции, где оно встречается очень часто.

Истоки сакральности числа 108 до сих пор неясны. На этот счёт имеется несколько точек зрения

1) 108 - результат умножения чисел, составляющих магический треугольник: (1х2х2х3х3х3)= 108

1

2 2

3 3

2) 108= 1+100+7, где 1 - Солнце, 100 - число его лучей, 7 - семь миров.

3) 108= 12месяцев + 24 полумесячных периода + 72 пятидневки, образующие лунный год, т.е. астрономические знания древности здесь слились воедино с астрологией и магией, что породило в результате представление о сакральности числа 108, которое до сих пор сохраняется в индуиской и буддийской традициях.

Самое часто используемое значение числа 108 в бурятской культуре это чётки (эрхи), которые являются обязательным атрибутом верующих. Они должны постоянно носить их при себе, наматывая в виде многослойного браслета на правую или левую руку, либо носить их на шее.

В ламаизме число 108 приобрело особое значение в средние века. 108 томов содержит свод священных буддийских текстов «Ганжур», 108 масок действующих персонажей в ламаисткой мистерии Цам, 108 ступ окружают в виде ограды знаменитый монгольский монастырь Эрдэни-Цзу, построенный на месте древней столицы чингиситов Хаара-Хорин.

108 свечей (зула) зажигают в дацанах во время Сагаалгана, 108 раз раз ударяют в барабаны при встрече Нового года в буддийских храмах Японии, Китая.

Число 108 в буддизме связывают с количеством грехов, которым подвержен человек в своей жизни.

(Материал о символике чисел основан на статье Н.Л. Жуковской. Категории… с. 131-152).




Символика цвета.


В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе и обуви. Им украшены предметы быта и многое другое.

Все предметы материальной культуры, рассматриваемые вне цвета, не могут быть восприняты во всей полноте их выразительности. Только в сочетании с цветом их семантика может быть понята до конца.

Цвет и цветные предметы сопровождают человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения - тепла и холода, бодрости или уныния, радости и беспокойства, т.е. основные функции цвета - магическая, информационная и декоративная.

Понимая, как велико значение цвета и его воздействие на человека, на протяжении веков выработана определённая теория цветовой символики. Буряты, монголы использовали преимущественно красные, жёлтые, зелёные, синие и белые краски - любимые цвета народа. Очень редко применяли нейтральные и в то же время умело сочетали яркие оттенки.

Применение различных цветов и их оттенков в народном творчестве имело определённые символические значения.

Употребление различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и тёмного. Этот принцип характерен в отделке бурятских шерстяных ковров - таар и меховых ковров - хубсар. Принцип цветовой контрастности применяется и в ювелирном искусстве. Цветные камни - сердолик, лазурит, малахит, коралл, перламутр, составляют контраст серебру, золоту, стали.

Большое место в материальной и духовной культуре бурят занимают белый и чёрный цвета. Именно они занимают бинарную позицию: белое-чёрное; плохое-хорошее; высокое-низкое и т.д., в то время как остальные цвета таких оппозиций ни с каким цветом не образуют. Чёрный, белый и красный - цвета первого класса; зелёный, голубой, жёлтый, серый - цвета второго класса.

Наибольшей ёмкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни, обладает белый цвет. Вероятно, это объясняется физической природой белого цвета, его способностью поглощать все остальные цвета и оттенки.

Все предметы, окрашенные в белый цвет природой, заключают в себе вышеперечисленные качества, прежде всего это относится к молоку и молочным продуктам. Молоко и его производные обладают особой сакральностью, но белый цвет выступает ещё и в виде символа социальных связей в бурятском обществе. (Жуковская Н. 44. с. 158). В народных песнях достойным героя бывали белые масти конь или верблюд. Если хочешь расположить к себе человека, тронь его сердце, употреби эпитет «белый», он выразит своё почтение и твою любовь, «саган hанаата» скажет о ком-нибудь монгол или бурят. И можно поверить, что у человека, им уважаемого, действительная белая, т.е. ничем не запятнанная душа. Приходящийся по лунному летоисчислению Новый год называют Саган hара - Белый месяц - новогодний праздник, который обычно отмечается в конце января или в начале февраля. Марко Поло, описывая празднование Нового года, рассказывал, что обычно в этот день и мужчины и женщины надевали белую одежду, чтобы будущий год был счастливым и благополучным. Все дарили подарки белого цвета, веселились и пировали. К.В. Вяткина пишет: «Белый цвет - весьма уважаемый древними монголами. Юрты монгольских ханов были белыми, потом белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость). Белую лошадь приносили в жертву небу. Молоко от белой кобылицы употребляли только члены ханского дома. Существовал обычай при возведения на престол императора сажать и поднимать на белом войлоке» . Белый цвет ассоциируется с дневным светом и небесными светилами - Солнцем и Луной, а также с производящей силой.

Белй цвет - цвет святости, благополучия. С этими представлениями связан обычай обшивать белой мерлушкой шапки, ворот, борта и манжеты дэгэлов. В бурятской вышивке использовался шов «двойной тамбур», вторая линия всегда выполнялась белой ниткой. Это был не просто приём художественной выразительности, но и приём, усиливающий, подчёркивающий смысловую ёмкость, эмоциональную содержательность узора и показывающий отношение автора к предмету изображения.

Серебряными кругами - солярными знаками - украшались доспехи воинов, шлемы, панцири, пояса, колчаны; круглые белые пластины или монеты пришивали на свадебные женские костюмы прибайкальские бурятки. Обилие различных белых талисманов в одежде и украшениях необходимо было, по древним обычаям, для защиты невесты от злых духов, которые могут испортить счастье, навредить новобрачным.

Белым цветом отмечен на северной стороне юрты почётный сектор - (хоймор тала). Здесь размещали божницу с изображением божеств. Самых почётных людей усаживали на этой части юрты (хойморто).

В социальной терминологии. отражающей классовое расслоение общества, бытует термин «белая кость» (сагаан яhан), которым обозначали представителей родовой и племенной знати, в отличие от «чёрной кости» (хара яhан)- простолюдинов.

В топонимии Бурятии встречается много названий горных вершин, рек, озёр с названием сагаан: Сагаан Нуур, - посёлок в Мухоршибирском районе, Сагаан Уула, Сагаан Адха, Сагаан Тала Сагаан Шулуун и т.д.

В ламаистской иконографии известны образы Белого старца Саган Убгэн и Саган Дари Эхэ - Белой Тары. Белый старик всегда выступает как хозяин Земли, как хранитель домашнего очага, покровитель счастья, благополучия, домашнего скота и т.д. В иконописи это божество изображается в сопровождении животных и птиц, на фоне пышной растительности, благоухающих цветов и спелых плодов.

У кочевников много примет и поверий, связанных со словом «белый». Боханские буряты считают за счастье для хозяйки иметь скотину с белым пятном на лбу. Такую скотину не продают. По поверью унгинских бурят, если человек увидит белую мышь, он должен убить её, снять шкуру, хорошенько высушить и постоянно носить при себе, потому что белая мышь приносит успех, богатство, особенно при торговле. Мясо белой мыши хранят в сушёном виде, потому что оно обладает целебными свойствами от разных болезней: больной человек скоро выздоравливает, если поест мясо белой мыши. Белых мышей видят очень счастливые люди. Унгинские буряты говорят, что встречаются очень редко белые змеи. Увидев белую змею, человек должен убить её, снять шкуру, хорошенько высушить и постоянно носить при себе. Мясо белой змеи также считается полезным от многих болезней. (Васильева М. 25. с. 82).

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали покойников в белую одежду и покрывали белым саваном. В Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Словом, он имел ключевое значение в жизни и мировоззрении бурят и монголов.

Наиболее сложную и противоположную семантику имеет чёрный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движется и дышит. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь - со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается к наибольшей опасности. В чёрное одеты зловещие персонажи, проявление которых предвещает несчастье. Чёрные глаза считаются опасными, завистливыми.

Если с белым связано доброе, доброе, светлое, счастливое, святое, то с чёрным - всё негативное: зло, тёмное, несчастливое. Примерами такого рода могут служить понятия: белая пища - святая, чёрная пища - символ бедности, нищеты - хара сай (чёрный чай); хара архи (водка, полученная путём перегонки зерновой барды), саган архи получали перегонкой молока, и только им совершали все культовые обряды.

Несмотря на это, чёрный цвет занимает равноправное положение среди других цветов: по контрастности протипоставлен белому, в дацанской живописи черная краска в виде туши, как золото и серебро, употреблялась как материал, дающий законченность произведению.

Чёрное может иметь и благоприятное значение. У тюркских и монгольских народов слово «кара» (хара) обозначало север, тёмное небо, которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи. Этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» обозначало и титул человека, т.е. великий, могучий.

Топонимы со словом хара (чёрный) встречаются нередко. Хаара нуур (озеро с чёрной водой), Хаара-Хото, древняя столица чингисидов называлась Харахорин (Кара Корум). Это название может быть переведено как Северная или Великая (Главная) ставка, по ассоциации севера с чёрным цветом.

Люди в древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках обозначает всё красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет - символ красоты, девственности, святости: «красная девица», «красный угол», «красная горка», «красное солнышко» - сохранившиеся подтверждение символа этого цвета.

В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

У монгольских народов красный цвет олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов - Солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на Земле. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Солнце и Луна считаются непосредственными предками монголоязычных народов, поэтому всячески покровительствуют им. Положительное отношение к своим древним предкам выражалось, в частности, в расположении входа в жилище, ориентированного на юг, в сторону высокого (в зените) солнца. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует красоту и очищение. Красные камни - рубин, коралл - служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: серёжек, перстней, браслетов, колец, ладанок, ножей и огнив, трубок. Красные шёлковые кисти и дэнзэ венчают навершие головных уборов бурят и монголов.

В эпосе кочевников слово «красный» - «улан» ассоциируется с каким-нибудь важным культом, поэтому словосочетание Улан-Баатар, Улан-Хаан, Улан Хонгор, Улан-Удэ характеризовали воина, богатыря, знаменосца.

Красное обозначает также власть, величие. Император подписывал пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, только императрица имела право носить красные сапожки.

Красному цвету приписывали также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения (роза, гвоздика, рябина, калина, лотос).

Китайцы привязывали что-нибудь красное на кисти рук детей, приучая смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы не болеть и чтобы никто их не сглазил.

Символические значения красного цвета очень многообразны и противоречивы. Символизируя радость и красоту, полноту жизни, в то же время он ассоциируется с враждой, местью, агрессивностью. Красный цвет является основным геральдическим цветом. На знамёнах он символизирует борьбу, независимость, революцию, переворот. У многих племён Африки, Америки, Австралии воины, готовясь к бою, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. В Древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Жёлтый цвет так же, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету.

Жёлтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Золото - материал, не меняющийся при испытаниях огнём, стал символом «вечности, неизменности, постоянства, раз и навсегда установленного богом свыше» (Митиров А. 80. с. 96

.

Рассматривая жёлтый цвет и ассоциированного с ним золота, выделяют несколько его главных символов.

Золотой и жёлтый цвета соответствуют идее изначальности всего. В бурятской мифологии «материнская золотая утроба» и «отцовский серебряный столб», от которых пошли первые люди на земле; в монгольской мифологии птица поднимает из глубины океана «золотую землю», на которой возникает вся живая и неживая природа; в мифологии кочевников существует мотив рождение ребёнка от золотого солнечного луча, проникшего сквозь дымовое отверстие юрты. Таким образом, золото, золотой, жёлтый цвет это универсальный космический символ, с которым связано появление земли и первого человека, предков правителей и самих правителей. Соседство слов «жёлтый» и «золотой» в устойчивых словосочетаниях типа «золотая жёлтая земля», «золотое жёлтое солнце» говорит об их взаимозаменяемости, об изначальном мифологическом тождестве. Жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и представителей высших сословий. Золотые руки, золотое сердце, золотое слово, золотая нива, золотой век, золотое время, золотое царство - словосочетания, выражающие понятия самого ценного, лучшего, дорогого, как признака времени, места, явления или предмета.

Особое место занимает желтый цвет в палитре красок в буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии - жёлтая вера в одеянии лам - жёлтая одежда с красной накидкой орхимжо.

Таким образом, жёлтый цвет - цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры - недаром производит на человека тёплое и приятное впечатление, жёлтая поверхность как бы испускает из себя солнечный свет, который осязает на себя каждый из нас.

Синий, голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью. В народной символике - голубой цвет обозначает одного из двух главных высших сил - Вечного неба (Хухэ мунхэ тэнгри). В мифологии бурят Небо - символ мужского начала. Вместе с женским божеством Улгэр Дэлхэй Эхэ (необъятная Мать-Земля) они являлись первопредками всех живых существ во Вселенной. Некоторые бурятские племена - булагаты, хонгодоры - считали своим тотемом небесного синего пороза - Буха ноён Баабая, сына небожителя Эсэгэ Малаан тэнгри. Племена хори-бурят связаны с Небом через свою прародительницу Лебедь (Хун шубуун). Прекрасные небесные лебеди спускались на берег Байкала и превращались в девушек. Похитив одежду одной из них, молодой охотник Хоридой, сын Бурядая, женился на девушке, которая родила 11 сыновей - родоначальников хоринских родов. К голубой водной стихии относило себя племя Эхириты: своим прародителем считали Пёструю рыбу Налим (эреэн гутаари), которая вышла из береговой щели Байкала. По этому поводу они говорят: «Отец наш - пёстрый налим, береговая щель - мать наша».

Таким образом, основные бурятские племена - хори, эхириты, хонгодоры - усматривают в синем цвете ту субстанцию, которая опосредованно, через небесных быка, лебедь и рыбу, дала им жизнь.

Синим цветом отмечается мужская западная половина юрты, где хранились боевые доспехи и охотничьи оружие, предметы упряжи, конская сбруя.

Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность, бесконечность не только в мировоззрении бурят, монголов, но и других народов. Он совмещает в себе какое-то противоречие - возбуждение и покой, вызывает ощущение холода и напоминает о прохладе. Синий цвет может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает целомудрие, честность, верность.

Зелёный цвет - цвет травы и листвы, цветущей земли, ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла, изобилия молочных продуктов, поэтому это символ Земли. Цвет ассоциируется с понятиями размножения, роста и неувядания в природе и человеческом обществе. С зелёным цветом связывались такие представления, как плодородие, материнская щедрость, бескорыстие, счастье и радость.

Зелёный цвет - символ женской, восточной половины жилища, где размещались женская кровать, сундуки, домашняя утварь, продукты долговременного пользования.

В буддизме известна богиня Тара, которой приписывают черты богини-матери. В пантеоне буддизма 21 Тара, особо популярны из них Белая Тара (Саган Дара Эхэ) и Зелёная Тара (Ногоон Дара Эхэ). Зелёная Тара, будучи сематически связанная с Великой богиней Матерью, воспринимается, как Мать-Земля (Улгэн Дэлхэй Эхэ), от забот и щедрот которой зависили благополучие, процветание, и изображается она именно в зленном цвете. У многих народов это цвет символизировал юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающие, но может производить угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек от злости «зеленеет»).


© 2010-2022