- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение по теме Профессиональная компетентность преподавателя
Сообщение по теме Профессиональная компетентность преподавателя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елоева А.Т. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки РСО-Алания
ГБОУ СПО Северо-Кавказский лесной техникум
Рассмотрено на заседании цикловой комиссией общеобразовательных и естественно - научных дисциплин
Протокол № __ от « ____________» 201_ год
Председатель ________________ Черчесова А.О.
«Утверждаю»
зам. директора по учебной работе
___ сентября 201_ года
______________ ____ Селимов Ш.А
Методическое сообщение
по теме:
«Профессиональная компетентность преподавателя»
Подготовила: Елоева А.Т.
Алагир 2013
Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателя являются:
-
социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
-
персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
-
специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
-
экстремальная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем профессионально-педагогических умений. Можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
-
гностические умения - познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
-
идеологические умения - социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
-
дидактические умения - общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
-
организационно-методические умения - умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
-
прогностические умения - общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива;
-
рефлексивные умения - способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения;
-
организационно-педагогические умения - общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
-
конструктивные умения - интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тесто
Профессиональная компетентность преподавателя включает в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую составляющие.
Предметная компетентность включает:
-
знания в области преподаваемой дисциплины;
-
ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;
-
владение методиками преподавания дисциплины (умение ориентироваться в разнообразии различных методов и приемов обучения);
-
использование современных педагогических технологий обучения.
Психолого-педагогическую компетентность мы
рассматриваем как:
-
владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;
-
умение выявлять индивидуальные способности студентов и строить образовательный процесс с их учетом;
-
умение выявлять пробелы в знаниях и умениях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;
-
умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;
-
умение создавать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.
Методическая компетентность это:
-
умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал;
-
умение организовывать различные формы занятий;
-
умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;
-
умение применять инновационные технологии обучения;
-
квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения;
-
умение использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций студентов;
-
умение организовывать самостоятельную работу на занятиях и во внеурочной деятельности.
Чтобы я посоветовала преподавателям для достижения успеха в своей деятельности?
-
Совет первый: Успешный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.
-
Совет второй: Успешный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.
-
Совет третий: Успешный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.
-
Совет четвертый: Успешный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.
-
Совет пятый: Успешный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место.
-
Совет шестой: Успешный преподаватель - человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.
-
Совет седьмой: Успешный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.
Использованная литература:
1. Кушин В.С. Общие основы педагогики. - Р-н/Д.: Март, 2002.
2. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. - М.: Советская энциклопедия, 1996. - 879 с.