- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час: Как проявить себя и свои способности (10-11 кл.)
Классный час: Как проявить себя и свои способности (10-11 кл.)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иващенко И.Я. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проведение классного часа: «Как проявить себя и свои способности»
Форма проведения: тестирование.
Цель: помочь обучающимся определить свой тип профессионального соответствия по шкале Е.А.Климова.
Задачи: познакомить с правилами заполнения таблицы; научить обучающихся обрабатывать результаты теста
План:
1. Вступление
2. Проведение тестирования
3. Подведение итогов
Вступление:
Если корабль не знает, к какой
Пристани он держит путь, то
Никакой ветер не будет ему
Попутным.
Сенека
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений не одно не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии.
Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей, способностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растет духовно, живет счастливо.
Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем; она приводит иногда к профессиональному заболеванию, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.
Давайте серьезно обсудим проблему выбора будущей профессии, а для начала найдите свое соответствие согласно профессиональной шкале профессора, академика А.Е.Климова.
Тест на проверку профессионального соответствия
Правила работы с тестом:
Внимательно прочитайте вопрос. На него вы должны дать четыре ответа, которые затем оценить по бальной шкале: 0,1,2.
Вы должны поставить себе определенную оценку в соответствии с вопросом.
1-я колонка: «Умение».
Насколько вы хорошо умеете это делать? (У)
а) Делаю, как правило, хорошо - 2 балла;
б) делаю средне - 1 балл;
в) делаю плохо - 0 баллов.
2-я колонка: «Отношение».
Нравится ли вам это делать? (О)
а) Нравится, приятно, легко - 2 балла;
б) нейтрально (все равно) - 1 балл;
в) не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов.
3-я колонка: «Желание».
Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в ваша будущую работу? (Ж)
а) Да - 2 балла;
б) все равно - 1 балл;
в) нет - 0 баллов.
4-я колонка: «Совершенствование».
Хотели бы вы совершенствоваться в этих действиях? (С)
а) Да - 2 балла;
б) все равно - 1 балл;
в) нет - 0 баллов.
Свои баллы вы заносите в таблицу
I
II
III
IV
V
У
О
Ж
С
У
О
Ж
С
У
О
Ж
С
У
О
Ж
С
У
О
Ж
С
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Примечание: «У» - умение, «О» - отношение, «Ж» - желание, «С» - совершенствование.
Вопросы тестирования:
-
Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
-
Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в ней неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.)
-
Длительное время(более одного года) самостоятельно терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)
-
Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
-
Сдерживать себя, «не выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
-
Выделять из текстов основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
-
Разобраться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
-
Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдений в специальный дневник.
-
Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.
-
Терпеливо, без раздражения объяснять кому - либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
-
В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
-
Изучать химические процессы, решать задачи по химии.
-
Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.
-
Создавать произведения графики, живописи, скульптуры.
-
Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
-
На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.
-
Отлаживать какие - либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (утюг, пылесос, светильник).
-
Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким - нибудь животным.
-
Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
-
Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
-
При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстом.
-
Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
-
Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить клетки, лечить, обучать.
-
Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому - либо, изображать кого - либо, декламировать стихи, прозу.
-
Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
-
Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
-
Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
-
Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные признаки, повадки.
-
Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь это устно или письменно обосновать.
-
Организовать людей на какое - либо дело, мероприятие.
-
Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул и законов и умения их правильно применять при решении.
-
Выполнять действия, требующие хорошей координации движений, ловкости рук: работать на станке, на швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
-
Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или внешнем виде животного или растения.
-
Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
-
Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
-
Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных по формулам и без них, выполнять действия, выводить на их основе различные закономерности, следствия, обобщения.
-
Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
-
Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии - читать научно - популярную литературу, слушать лекции, научные доклады.
-
Создавать эскизы и изготавливать в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.
-
Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
-
Работать с условно - знаковой информацией - составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
-
Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение фигур, предметов в пространстве (черчение, стереометрия, геометрия).
-
Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках, в питомниках.
-
Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
-
Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
-
Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
-
Выбирать наиболее рациональный подход (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.
-
При уходе за растениями или животными с удовольствием заниматься физическим трудом, легко переносить неблагоприятные погодные условия, специфический запах животных.
-
Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении ( в любой сфере творчества).
-
Говорить, сообщать что - либо, излагать свои мысли вслух.
Обработка результатов
Итак, каждый ответ имеет четыре позиции.
-
Если первая позиция «У» оценена на «0» баллов, то последующие оценки на это утверждение аннулируются.
-
Самая важная первая позиция «У».
-
Далее сравниваются соотношения по позициям «У», «О», «Ж», «С» по каждой шкале (I-V) и находится их сумма.
-
Вы соответствуете тому типу профессии, для которого получена наибольшая сумма баллов.
-
Надо иметь в виду, что максимальная сумма должна быть не менее 50 баллов.
-
Если сумма менее 50 баллов, то вы по своим данным не имеете четкого соответствия той или иной профессии.
-
По номеру шкалы вы узнаете о соответствии своих личных качеств определенной профессии.
Шкала по профориентации разработана академиком Е.А.Климовым, а данный опросник - модифицированный вариант Л.Н.Кабардовой.
Каждая шкала характеризует соответствие личности определенному типу профессии.
I шкала - профессии типа «человек - знаковая система» (математик, оператор, машинистка).
II шкала - профессии типа «человек - техника» (инженер, водитель).
III шкала - профессии типа «человек - природа» (биолог, агроном и др.)
IV шкала - профессии типа «человек - художественный образ» (художник, писатель, музыкант и др.)
V шкала - профессии типа «человек - человек» (врач, учитель, юрист и др.).
Заключение
Проделанная работа и полученные предварительные результаты данного тестирования покажут ваши определенные склонности при выборе будущей профессии. Однако не надо огорчаться, если у вас нет пока еще четко выработанных критериев и готовности отнести себя к представленным категориям. Эти варианты «условны», и хотя многие специалисты пользуются шкалой, жизнь гораздо сложнее и многообразнее. Человек, творчески относящийся к любому, даже не очень любимому делу, находит в нем положительные стороны, интерес, благодаря нетривиальному подходу и достигает больших успехов.