Статья Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»


М.В. Колесникова, Т.Н. Коурдакова

г.Юрга, Кемеровская обл.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на образец общечеловеческих ценностей и идеалов. В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации - это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера - милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма и составляло как бы нравственную основу природы русского человека.

Однако современным обществом был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться, прежде всего, вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достойное семейное воспитание, совместно с обновленной образовательной системой может вывести человечество из этого духовного кризиса.

Сегодня же ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения, учащихся принадлежит школе.

Но не стоит думать, что для достижения главной цели - дать детям нравственные ориентиры, достаточно только воспитания в школе. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии семьёй. Как говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как:

Во-первых, далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только так называемые «неблагополучные семьи», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом - полная чаша, где у детей есть всё… всё, кроме родительского тепла и внимания.

Во - вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все.

Школа должна лишь дополнять семейное воспитание, подтверждая и укрепляя то доброе, что дети слышат от родителей. Во всяком случае, так должно быть в идеале. В реальности же в молодых семьях, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопросы воспитания духовности, нравственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за духовность и нравственность своего ребёнка, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей.

В связи с этим особую значимость приобретает деятельность по разработке и реализации в школе педагогических условий, необходимых для создания целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, когда пример педагога, накладывается ещё и на пример родителей. Для четкого определения педагогических условий осуществления данного процесса было проведено педагогическое исследование. Для реализации выявленных в ходе исследования педагогических условий осуществления целостного воспитательного процесса создана программа совместной воспитательной работы школы и семьи по организации духовно - нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Нами разработана программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия»

Цель программы: Формирование у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей

Программа реализуется через три направления, которые связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину духовно-нравственного становления личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Первое направление. Духовно-образовательное. Данное направление реализуется через родительские чтения и детско -родительские встречи.

Культурно-познавательное направление.

Формами реализации данного направления являются экскурсионные поездки, туристические походы, Совместные олимпиады, викторины, семейные праздники, читательские конференции, реализация проектов

И Нравственно - трудовое направление.

Это и благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание школьной библиотеки, ярмарка семейных поделок, помощь ветеранам.

Новизна программы заключается: в интегративности, универсальности, системности.

Ведущая педагогическая идея опыта и заключается в создании для детей необходимых условий для духовно-нравственного воспитания и развития личности: одно из условий это педагогическое просвещение родителей обучающихся системе духовных семейных ценностей, через организацию и проведение родительских чтений способствующих обмену позитивным опытом, взаимосвязанности и взаимодополняемости воспитательного воздействия педагогов и родителей на младших школьников на основе отечественной православной традиции.

Практическая значимость реализации программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» состоит в разработке учебно-методического комплекта, который представлен методическими рекомендациями, программой, сборником конспектов, электронным пособием в формате книга 3 - D, рабочей тетрадью.

Методические рекомендации раскрывают концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, рассматривают их возможности. Цель настоящего пособия - предоставить педагогам общеобразовательных учреждений методические рекомендации по реализации в школе педагогических условий, необходимых для создания целостного воспитательного процесса, которые позволят им обеспечить эффективность совместного воспитательного процесса школы и семьи по организации духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Назначение сборника конспектов родительских чтений и детско-родительских встреч - дать практический материал по всем основным направлениям программы. Каждая тема включает вопросы и задания теоретического плана и практические задания. В сборнике предусмотрены олимпиадные задания, что обеспечивает достаточную повторяемость пройденного материала и приведение в систему знаний, умений и навыков по духовности и нравственности.

Электронное пособие в формате 3-D - книга является составной частью учебно-методического комплекта за период работы по программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через приобщение к духовным традициям православия» накопилось много интересных материалов. Весь материал был систематизирован и представлен в формате 3-D книга. Данное электронное пособие удобно и просто в применение.

Электронное приложение в формате книга 3 - D позволяет педагогу визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Мультимедийные презентации, мультипликационные фильмы, игры, виртуальные экскурсии сделают внеурочную деятельность, уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными.

Для оценивания эффективности внедрения программы духовно-нравственного развития и воспитания проводится диагностика ценностной сферы личности и учёт её результатов.

Анализируя результаты исследования духовно - нравственной воспитанности обучающихся до начала реализации программы можно сделать вывод о том, что у большинства респондентов уровень духовно-нравственной воспитанности достаточно низкий. Дети с нарушением зрения готовы к другим предъявлять требования определённого рода, но сами не готовы выполнять предъявляемые требования

Анализ результатов после реализации программы показал, что духовно-нравственное воспитание, основанное на сотрудничестве школы и семьи через приобщение к духовным традициям православия, не только предопределяет содержание когнитивного компонента духовно - нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, но и формирует оценочно - смысловой компонент, то есть способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения. Таким образом, можно увидеть положительную динамику - увеличение значений выделенных показателей воспитания обучающихся на момент окончания реализации программы по сравнению с результатами начала работы.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций в образовательной организации №33 для детей с ограниченными возможностями здоровья поставлено на высоком уровне. Обращение к опыту православной культуры в настоящее время, особенно актуально. Благодаря корректным формам и методам работы в детях формируется ядро личности, умение распознать положительные и отрицательные качества человека, которые помогают обучающимся в будущем. А если ребёнок, ЧЕЛОВЕК будет жить нравственно, то он лучше, яснее увидит Христа, нежели тот, кто живёт безнравственно. И потому вероятность, что такой человек обретёт веру, в целом заметно выше.

Мы гордимся, что зерно православия смогли заложить в нашего бывшего воспитанника Евгения Довгань, который в данное время служит священником в Храме Иоанна Предтечи.

И теперь уже Иерей Евгений знакомит учеников нашей школы с историей православной России через духовные беседы, просмотр видеофильмом с глубоким духовно-нравственным смыслом.

Детство всегда обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит дальнейшую жизнь ребёнка. Какую роль сыграет семья в духовно-нравственном становлении младших школьников, будет зависеть и от учителя.

Литература


  1. Акутина С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками [Текст] / С.П. Акутина // Классный руководитель.-2007.-№3.-С.5-25.

  2. Атаманова Т.И. Нравственные устои и этика поведения классный час [Текст] /Т.И. Атаманова //Завуч начальной школы.-2006.-№4.-С.68-93.

  3. Богашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] /А.Богашев // Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.10-14.

  4. Бразговка Л. Нравственные основы преобразования младшим подростком собственной жизни [Текст] /Л. Бразговка // Воспитание школьников.-2009.-№2.-С.24-27.

  5. Зимина А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] /А.И.Зимина / /Классный руководитель.-2007.-№6.-С.6.

  6. Карпичко О.В. Нравственно-этические составляющие современного учебного процесса [Текст]/ О.В.Карпичко // Образование в современной школе.-2008.-№5.-С.48.

  7. Коч А.А., Нравственные ценности [Текст]: материалы для классного часа/А.А. Коч // Классный руководитель.-2004.-№1.-С.122-143.

  8. Шестун Е. Православная педагогика: учебное пособие [Текст] Издательство: М. Про - Пресс.



© 2010-2022