Рабочая программа Умелые ручки 1 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент - это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов "вперед иголку", петельный шов, "через край"), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

Курс кружка "Умелые ручки" носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно - экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Программа рассчитана на 1 час в неделю

33 учебные недели х 1 час в неделю = 33 часа в год

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ценностные ориентиры:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые ручки»

Прогнозируемый результат:

- Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• владеть монологической и диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

• достичь оптимального для каждого уровня развития;

• сформировать навыки работы с информацией.

Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Сайт Страна Мастеров

stranamasterov.ru

6. Сайт Всё для детей

allforchildren.ru







Календарно-тематический план кружка «Умелые ручки» для 1 класса

на 2014-2015 уч.гг.

Составитель: учитель начальных классов Тихонова Полина Игоревна

МБОУ «СОШ №4» г. Колпашева, Томской обл.

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Дата

Факт.

1.

Знакомство с кружком «Умелые ручки»

Уметь работать с бумагой, клеем, красками, пластилином и т.д.

Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами

Беседа, обсуждение.

2.

Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Чудо-дерево»

Знать о разнообразии материала.

Уметь определять, из какого материала изготовлены те или иные изделия

Исторические сведения. Обсуждение способов лепки. Индивидуальная работа

3.

Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки. «Смешарики»

Знать приёмы создания композиции на плоскости

Уметь лепить плоские кружочки различных размеров

Обсуждение способов лепки. Индивидуальная работа

4.

Лепим из пластилина. Ознакомление с приемами лепки.

«Дары осени»

Знать о разнообразии материала.

Уметь определять, из какого материала изготовлены те или иные изделия

Обсуждение способов лепки. Индивидуальная работа

5.

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Складывание модулей. «Треугольники»

Знать приёмы складывания из бумаги треугольных модулей

Уметь разрезать бумагу по сгибу ножницами

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Индивидуальная работа



6

Формы и образы природы. Лепим из пластилина

«Подводное царство»

Знать приёмы создания композиции на плоскости

Уметь лепить плоские детали различных размеров

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Коллективная работа.

7

Формы и образы природы. Лепим из пластилина

«Райские птички»

Знать приёмы создания объемной фигуры

Уметь лепить объемные фигурки сказочных птиц

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Коллективная работа

8

Формы и образы природы. Лепим из пластилина

«Африка»

Знать приёмы создания объемной фигуры

Уметь лепить объемные фигурки животных Африки

Создавать в воображении выразительный художественный образ.

Коллективная работа

9

Лепка из фольги. Разные формы. Елочные украшения

Осваивать новые приемы работы.

Уметь лепить объемные фигурки

Упражняться в обработке материала

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Индивидуальная работа

10

Разметка детали по шаблону. Аппликация «Снеговик».

Знать о разнообразии материала.

Уметь определять, из какого материала изготовлены те или иные изделия

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Индивидуальная работа

11

Разметка по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги.

Уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции

Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Индивидуальная работа

12

Образы зимней сказки. «Новогодняя сказка»

Знать приёмы создания объемной фигуры

Уметь лепить объемные фигурки животных, людей

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Коллективная работа

.

13

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.

«Цветочек»

Знать приёмы складывания из бумажных лент

Уметь скручивать ленточки, склеивать, создавать композицию

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

14

Учимся работать с бумагой. Техника квиллинга из бумаги.

«Цветочное поле»

Знать приёмы создания композиции на плоскости

Осваивать новые приемы работы.

Создавать в воображении выразительный художественный образ.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

15

Учимся работать с бумагой.

«Цветочное поле» завершение композиции

Уметь планировать работу в коллективе

Упражняться в технике скручивания бумаги в спиральки

Коллективная работа.


16

Работа с крепированной бумагой

«Вьюнок»

Уметь конструировать объемные формы из бумаги

Упражняться в обработке материала

Осваивать новые приемы работы.

Обсуждение способа плетения. Индивидуальная работа.

17

Работа с крепированной бумагой

«Сказочный цветок»

Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Упражняться в обработке материала

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

18

Аппликация из геометрических

фигур

«Парусник».

Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке

Наклеивать детали на основу.

Исторические сведения. Обсуждение способов и приемов выполнения работы. Индивидуальная работа. Составление коллективной работы.

19

Аппликация из обрывных бумаг

Фигурки животных

Упражняться в разрезании бумаги произвольно руками, без помощи режущих предметов

Осваивать новые приемы работы.

Обсуждение способов и приемов выполнения работы. Индивидуальная работа.

20

Узор из симметричных деталей.

Уметь выполнять симметричные вырезания

Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке.

Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу.

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

21

Новая жизнь

капсул «Киндер- сюрприз». Губка


Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы.

Упражняться в обработке поролона.

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы

22

Новая жизнь

капсул «Киндер- сюрприз». Губка


Уметь создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу

Уметь планировать работу в коллективе

Сказочные персонажи

Индивидуальная работа. Составление коллективной работы.

23

Повторение и закрепление приемов обработки бумаги. Аппликация- задача «Птица»

Уметь работать самостоятельно, аккуратно, безопасно, творчески

Упражиятъся в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу.

Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Индивидуальная работа

24

Растительный узор из пластилина

«Плитка»

Уметь выполнять лепные работы из пластилина

Упражняться в создании узоров в формате полоски и наклеивании деталей на основу.

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

25

Растительный узор из пластилина

«Плитка»

Уметь работать самостоятельно, аккуратно, безопасно, творчески

Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции.

Обсуждение способов и приемов выполнения работы.

Индивидуальная работа

26

Новые приемы бумагопластики в конструировании.

Знать, что такое оригами.

Уметь выполнять различные приемы складывания бумаги

Исторические сведения. Обсуждение способов и приемов выполнения работы. Индивидуальная работа.

27

Фигурки из треугольных модулей

Выполнять заготовки из бумаги

Упражняться по конструировании форм из модулей

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

28

Фигурки из треугольных модулей

Выполнять из готовых модулей различные формы

Упражняться по конструировании фигур из модулей

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

29

Фигурки из треугольных модулей

Выполнять из готовых модулей различные формы

Упражняться по конструировании фигур из модулей

Планирование работы.

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

30

Разные образы - разные способы работы. Аппликация «Салют»

Уметь составлять план работы, определять последовательность, выбирать различные материалы для воплощения

Исторические сведения. Обсуждение способов и приемов выполнения работы. Индивидуальная работа.

31

Разные образы - разные способы работы. Аппликация «Букет»

Уметь выполнять работу аккуратно, технологически правильно, эстетично

Обсуждение способоб обработки бумаги Индивидуальная работа.

32

Способ размывки красками

«Бабочка»

Уметь работать красками, на готовом шаблоне

Научиться различным способам размывки, монотипии на бумаге

Самостоятельная

работа.

Индивидуальная помощь при выполнении работы.

33

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся.

Знать изученные техники исполненных и представленных на выставке работ.

Уметь выступить в роли экскурсовода на выставке

Подведение итогов проделанной работы, ее оценка



© 2010-2022