Классный час (цикл) По книге Д. С. Лихачёва «Письма о добром»)

Из разговоров с ребятами, я поняла, что в семьях детей очень мало внимания уделяется таким понятиям как ДОБРОТА, ИНТЕЛЛЕГЕНТНОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ.Почему? Традиционно воспитанием детей занимается мать. Постепенно ребенок привыкает к ее увещеваниям, и она перестает являться для него авторитетом. Слова отца могут звучать более весомо. Но в подростковом возрасте чадо может не ставить ни в грош обоих родителей, считая их "отсталыми", "занудными" и прочее. Зато критика, высказанная другими взрослыми: р...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час для 5 - 9 классов

по нравственному воспитанию учащихся


Тема: Что значит быть воспитанным ?

(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)

Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Форма проведения: беседа


Ход мероприятия.


  1. Учитель задаёт вопросы классу (идёт беседа, каждое высказывание обсуждается с ребятами, для наглядности можно записать на доске, сделать Памятки):


  • Кого мы можем назвать воспитанным человеком?


  • Кто воспитывает человека?

Прежде всего, семья, а потом уже школа.


  • Что воспитывает человека?

Социум (положительный и отрицательный пример окружающих), хорошая книга, искусство, свои ошибки, я сам.


  • Как уберечься от дурного влияния улицы, ТВ, Интернета?

Нужно не бояться влияния, а для этого иметь сформированные убеждения, нужно воспитывать вкус, чтоб отличать хорошую передачу от плохой, вырабатывать свою точку зрения.


  • Как проявляется воспитанность дома?

Это уважительное отношение к родителям, братьям-сёстрам.

Если мужчина на работе вежлив с женщинами, уступает место в транспорте, а дома не помогает жене помыть посуду - он не воспитан.

Если человек не считается с характером, привычками близких - он не

воспитан.

  1. Учитель подводит итог беседы (можно составить «Кодекс чести»).

Воспитанный человек тот, кто:


  • считается с другими;

  • одинаково вежлив со старшими и младшими;

  • не ведёт себя «громко»;

  • экономит время других;

  • выполняет обещания»

  • не задирает нос, не важничает;

  • одинаков везде: дома, в школе, на улице.


  1. Какое же основное «золотое» правило воспитанного человека? Как он должен себя вести?

Не мешать другим

4. Ребята могут сами себе дать оценку, воспитаны они или нет? (по тем пунктам, которые в «Кодексе чести»)


  1. А что же мешает вам (раздражает, мешает, не нравится) приобщении с другими людьми? (Ребята перечисляют)

    • В столовой:

    • В классе:

    • В магазине:

    • Дома:

    • На улице:

  2. Учитель подводит итог беседы.

Воспитанный - это красивый человек.

Чтобы быть красивым, нужно воспитывать в себе

бережное отношение к миру, обществу, природе, прошлому.





Составитель - зам. директора по ВР Белых С.С.

Классный час для 5 - 11 классов

по нравственному воспитанию учащихся


Тема: Как вести спор.

(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)

Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Форма проведения: беседа


Ход мероприятия.


Учитель. Вы все, наверное, не раз наблюдали, когда собеседники, решая

какую-нибудь проблему, заходили в тупик, отстаивая каждый свою точку зрения,

вели себя некорректно, оскорбляя друг друга.

А умеете ли вы, ребята, вести спор? Умеете ли вы вести спор?

Дать возможность ребятам высказаться.

Учитель. Как же должен вести спор воспитанный человек? Разобраться в этом

нелёгком вопросе поможет книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о

добром».

  • «Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, - это пустой человек и спор его пустой». Д.С.Лихачёв

Учитель. Как раскрывается человек в споре? Что можно понять о нём?

Ребята участвуют в беседе:


  • воспитанный ли он человек;

  • умеет ли логически мыслить;

  • умет ли уважать других, а самое главное - себя.

Учитель. Можно ли «переспорить» криком, силой?

Нет, ведь криком человек выражает своё бессилие. Если человек прав, он не

будет бороться, доказывать, истина сама за себя говорит.

«Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, то тем

Самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством»

Д.С.Лихачёв

Учитель. Как же нужно правильно вести спор?

Ребята высказывают свои мнения.

Учитель. Д.С.Лихачёв советует:

Главное - внимательно выслушивать своего противника

Основные правила ведения спора:

  • возражать, но не обвинять;

  • не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника (вы так говорите, потому что вы сам такой; вам выгодно это утверждать);

  • не отклоняться в сторону от темы спора;

  • доводить спор до конца (либо до признания противника, либо до опровержения)

  • уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений

  • принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым, не оскорбляя - это красиво!

Нельзя:

  • уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравится, из трусости, из карьерных соображений.

Учитель. Может ли спор принести удовольствие участникам спора и тем, кто за ним наблюдает

Ребята высказывают свои мнения

«Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками»

Д.С.Лихачёв


Составитель - зам. директора по ВР Белых С.С.

Классный час для 7-11 классов

По нравственному воспитанию учащихся


Тема: Доброта. Что значит быть по-настоящему добрым.

(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)

Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию, раскрыть нравственные категории: добро, милосердие, гуманизм.

Форма проведения: диспут.

Ход мероприятия.


Учитель. В жизни вы нередко встречались с ДОБРОМ и ЗЛОМ. А задумывались ли вы, что такое добро и какова его сила? Помогут разобраться в этих вопросах размышления и высказывания великого гуманиста ХХ века Дмитрия Сергеевича Лихачёва (книга «Письма о добром»)


  • Итак, давайте подумаем над тем, что значит быть добрым и добреньким?

Дать возможность высказаться ребятам.

«В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная».

Д.С.Лихачёв


  • Может ли позиция «быть добреньким» навредить окружающим?

Да, быть добреньким, значит, не быть требовательным, принципиальным, а это может привести к отсутствию исполнительской дисциплины и даже к подлости.


  • Д.С.Лихачёв писал: «Цель в жизни - делать добро в малом и большом, любя свою семью, дом, школу, город, страну. Тогда ты сможешь полюбить человека в человеке». Как же приучить себя делать добро?

Ребята высказываются.

Нужно начинать с малого, «желать добра близким, а затем круг, расширяясь, затрагивает всё более широкий круг людей» (Так отвечает Д.С.Лихачёв)

  • А зачем нужно делать добро? Может, легче прожить, не напрягаясь, никого не

замечая, никому не делая ни плохого, ни хорошего

Ребята высказываются.

Д.С.Лихачёв отвечает так: «доброта - самое ценное в человеке и самое верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других»

  • Что испытываете вы, когда вам оказывают какую-нибудь услугу? Что вы

больше любите: получать или делать подарки?

Ребята высказываются.

Учитель подводит итог беседе. Да, добро неизменно побеждает зло и не только в

народных сказках. Оно должно побеждать в душе каждого человека, ведь жить в

мире зла и насилия невозможно.

Рефлексия: А ты можешь назвать себя добрым человеком? (Ребята пишут ответ, опираясь на услышанный материал и аргументируя личными примерами).


Составитель - зам. директора по ВР Белых С.С.

Классный час для 7-11 классов

По нравственному воспитанию учащихся


Тема: Что значит быть интеллигентным человеком.

(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)

Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Форма проведения: диспут.

Ход мероприятия.


Учитель. Вы все, наверное, считаете себя интеллигентными людьми или стремитесь к тому, чтобы считать себя таковым. (Ребята могут поднять руки, кто себя таким считает) Давайте же определим, кого можно считать ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ человеком. И помогут в сегодняшнем нашем диспуте размышления великого гуманиста ХХ века, глубоко интеллигентного человека Дмитрия Сергеевича Лихачёва (книга «Письма о добром»)

  • Итак, давайте определим: образованность и интеллигентность - это одно и то же, даёт ли образование право называться человеку ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ?

Дать возможность высказаться ребятам.

«Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читает, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Можно всё это иметь и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью».

Д.С.Лихачёв


  • Можно ли развить в себе ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?

Дать возможность высказаться ребятам

«Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях»

Д.С. Лихачёв

Смоделировать любую ситуацию (какая больше всего бывает в данном классе. Например: 1. Один ученик мешает всему классу. Как быть остальным?

2. Все бездельничают и срывают урок. Как себя вести?

3.Ученик не выполнил поручение, данное учителем, ссылаясь на

то, что никто это не сделал) и дать возможность высказаться.

«Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это свойство духовной слабости, человеческой неспособности жить.. Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, неправильно на всё реагирующий. Ссорится с соседями - глухой душевно.

Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим».

Д.С. Лихачёв


  • А теперь ответьте каждый себе: интеллигентный ли вы человек?

  • Можно ли воспитать в себе это качество и для чего?

«Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, а движения злого человека лишены изящества».


  • А надо ли оставаться ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ человеком среди

неинтеллигентных людей, чувствуя себя белой вороной?

Дать возможность высказаться ребятам

«Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему».

Д.С. Лихачёв

Вам, ребята, решать, какими быть, вам делать правильный нравственный выбор.


Составитель - зам.директора по ВР Белых С.С.


© 2010-2022