Психолого-педагогические основы воспитания и развития школьника

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические основы воспитания и развития школьника

Обучение в школе - необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, воспитание. Чтобы практически обеспечивать этот процесс, нужно обладать теоретически верной оценкой того, как осуществляется развитие подрастающего человека, как происходит формирование его личности. Поэтому мы обращаемся к проблеме развития и воспитания ребенка-
школьника в свете современной психологии и педагогики, считая, что от решения этой проблемы во многом зависит верное построение педагогического процесса, изучаемого наукой и осуществляемого практикой.

Научный анализ проблемы воспитания и развития может
предостеречь читателя от неверной позиции в оценке обучения, что, к сожалению, встречается как в педагогической теории, так и в практике. Одна из таких позиций склонна рассматривать процесс обучения исключительно как путь сообщения учащимся знаний, умений, навыков по определенному предмету в соответствии с учебной программой; другая позиция обладает педоцентристскими тенденциями, которые организованный процесс обучения с его системой знаний приносят
в угоду интересам «свободы личности». Современная буржуазная педагогика, например, идею формирования личности в учебном процессе подменяет стихийным процессом «самовыражения», «раскрепощением» ученика, его спонтанных сил «отоков» организованных процессов воспитания и обучения.

Понятия «развитие», «воспитание», «формирование».

Развитие человека - это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека. Это процесс положительный, противоположный регрессу, распаду.

Он включает в себя борьбу старого с новым, отмирание старого и нарождение нового.

Процесс развития ребенка многозначен, поскольку человек
является прежде всего представителем социальной общности
людей и в то же время он живой организм с присущими ему свойствами. Поэтому процесс развития человека - это процесс прогрессивных качественных изменений, процесс появления новых структур в морфологическом, биохимическом, физиологическом, психическом и социальном его состояниях.

Процесс этот динамичен, особенно быстрыми темпами он
обладает на ранних стадиях. Вы не видели ребенка после его рождения полгода и поразились тем внешним изменениям, которые произошли. Из маленького существа, каким вы его оставили, с неопределенными морфологическими признаками ребенок превратился в милейшее существо, живо реагирующее на окружающее, жаждущее общения, избирательно относящееся к людям, отзывающееся на имя, звук, цвет, игрушки. Первый месяц жизни он больше спал, поскольку функциональная деятельность коры больших полушарий была еще очень
несовершенной, требовала покоя. По мере развития ребенка увеличилось время бодрствования, уменьшилось время сна, благодаря чему его общение с внешним миром, с людьми стало более продолжительным и активным.

Сравните свои фотографии в раннем детстве, в первые школьные годы, в отрочестве и юности, посмотрите на себя в зеркало. Как изменились вы даже по морфологическим признакам! Но ведь не это главное в развитии человека. А если проникнуть в процессы сознания, деятельности, в отношения к миру и людям, то о значительности изменений в вашем индивидуальном развитии можно написать не одну книгу.

Противоположной этому является концепция диалектического материализма, которая рассматривает развитие как сложнейший противоречивый процесс, обладающий большими и малыми скачками, перерывом непрерывности, спадами и взлетами, столкновением старого и нового. В этом процессе количественные накопления ведут к образованию нового качества, новых, более совершенных форм и структур организма, психики, социальных свойств личности.

При этом нужно иметь в виду и ту сложную архитектонику нового качества, структурных образований развития, в которых прежние, менее совершенные формы продолжают жить, но уже в «снятом виде», подчиненном новой, более высокой структуре, новому качеству.

Процесс развития ребенка, подростка, юноши в определенных общественно-исторических условиях представляет собой сложный путь совершенствования человеческой личности. Именно в условиях общественной жизни происходит развитие не просто человека, но личности как представителя общности людей определенной формации, с ее общественной направленностью, с определенным складом мировоззрения, личности, занимающей активную общественную позицию.

В этом процессе значительна роль воспитания и обучения
как организованных процессов, реализующих цели, поставленные перед ними обществом. Эти процессы специально направлены на подготовку подрастающих поколений к общественной жизни, на передачу опыта предшествующих поколений (производственного, трудового, познавательного, нравственного и т. д.). В специально организованных, целенаправленных процессах воспитания и обучения происходит образование молодого поколения, вооружение его знаниями, умениями, навыками, воспитание мировоззрения, убеждений, многообразных отношений к обществу, труду, людям, науке, искусству и т. д. Обучение и воспитание молодого поколения, выражая социальные цели, оказывают сильнейшее влияние на развитие личности молодых. И в то же время они в значительной мере опираются на достижения в развитии воспитанников и учеников.

Термин формирование, если основываться на трактовке его
в различных словарях, имеет множество обозначений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как «придание окончательной формы», «достижение полной зрелости, окончательного развития».

В педагогической трактовке понятие «формирование» имеет иной смысл, оно углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя еще и множество внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов, стихийно влияющих па личность. Формирование- это не только результат развития личности, но и процесс ее становления.

Отдавая должное воспитанию и обучению в развитии личности молодого человека, следует иметь в виду, что развитие происходит не только в условиях организованных воздействий обучения и воспитания. Развитие испытывает на себе влияние множества стихийных факторов. Окружающая действительность со всеми ее обстоятельствами макро- и микросреды может оказывать на развитие человека и непосредственные и опосредованные влияния. Условия семейной жизни, производственная среда родителей, природное и культурное окружение, общение со сверстниками и взрослыми, коллектив, в котором ребенок находится в школе, товарищи по двору - все оказывает либо прямое, либо косвенное действие на развитие школьника.

Больше того, развитие личности школьника разного возраста сопряжено и с его потенциальными возможностями: с теми внутренними ресурсами, которыми он обладает, с тем местом, какое он занимает в жизни и деятельности. В семье он может быть либо опекаемым, либо отвечающим за других и перед другими; в деятельности он может быть либо исполнителем, копирующим образцы, либо активным, ищущим, творчески меняющим и задачи, и условия, и процесс и результат; в коллективе он может быть и лидером, и непризнанным, и коллективистом по духу, и скрытым индивидуалистом. Все обстоятельства его жизнедеятельности - это и причина, и следствие его развития.

Таким образом, процесс положительных качественных изменении во всех сферах индивидуально-психологических и социальных связей и отношений, обусловленный влиянием множества целенаправленных и организованных воздействий, а также влиянием стихийных факторов, представлен современными науками о человеке как глубокий, сложный процесс формирования.


© 2010-2022