Промежуточные результаты реализации ООПНОО ФГОС

С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).      Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Промежуточные результаты реализации ООПНОО ФГОСШкола МБОУ «Сретенская СОШ»

Учитель начальных классов Трушникова Наталья Алексеевна

Категория II

Промежуточные результаты реализации ООПНОО ФГОС

С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт выдвигает три группы требований:

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Например: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Подобная информационная среда создана и функционирует в нашей школе: почти в каждом классе имеется компьютер, мультимедийные устройства, существует техническая возможность выхода в Интернет, ребята с интересом пользуются информационным киоском, электронными дневниками.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

При переход на новый Стандарт наше образовательное учреждение самостоятельно определило режим работы .

Продолжительность уроков в начальной школе:

 в 1 классе - 35 минут

 во 2-4 классах -45 минут

Продолжительность учебного года:

 в 1 классе - 33 учебные недели;

 во 2-4 классах - 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней.

В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале-марте).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

- обязательные учебные занятия;

- внеурочная деятельность младших школьников, на которую отводится до 10 часов в неделю, включая проектную деятельность.

При введении ФГОС познакомилась с большим количеством литературы, без которой не обойтись в моей работе. Прошла курсы повышения квалификации по темам: «Педагогическое проектирование компетентностного образования «Особенности работы учителя начальных классов ФГОС», «Формирование УУД у учащихся», УМК «Перспективная начальная школа», «ИКТ компетентность учителя -предметника дистанционной школы», «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет - технологий» и другие не маловажные курсы и семинары. Программа обучения в начальных классах реализуется на основании учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа». Основная идея этого УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержке его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) Система разного уровня трудностей , сочетание индивидуальной работы в малых группах позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ребенок не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте. Высокая степень диффиринциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения. В работе использую информационные технологии, технологию исследовательского обучения, проектную методику, игровые технологии, технологию совершенствования обще учебных умений в начальной школе, технологию проблемного диалога, здоровье сберегающие технологии, коммуникативные технологии (работа в паре, группе). Общую роль в развитии и поддержке детей использую виды творческой деятельности учащихся: конкурсы, олимпиады, предметные недели, исследовательские работы.

В целях удовлетворения разносторонних интересов и запросов всех участников образовательного процесса, создания условий для выбора образовательной системы школы реализую программы вариативных систем обучения. Дети - инвалиды, получают полноценное образование (Тельканов Станислав)

Большинство родителей учащихся 1 класса - малоквалифицированные работники. Дети воспитываются в семье, где родители не имеют постоянного дохода (малоимущие семьи). Поэтому работу с родителями строила на принципах делового партнерства. В классе действует орган самоуправления: родительские собрания, родительский комитет класса.

Функционирует система дополнительного образования. Программы кружков разработала на основе ФГОС. Такие кружки: «Все обо всем», «ОФП» («Школьный спортивный сертификат») Посещаемость 100%.

В работе использую такие принципы, как: принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. Он предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно - нравственного и интеллектуальное развитие, а так же на саморазвитие каждого ребенка. Старалась создавать условия обучения, которые представляют «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной и внеурочной деятельности;

принцип целостности развития мира предполагает такой отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать целостность мира, обеспечивает осознание ребенком разнообразные связи между его объектами и явлениями. Этот принцип использовала на уроках письма, окружающего мира, технологии (интегриров.)

принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдения режима дня, создание условия для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

На протяжении этого года в результате изучения всех предметов в 1 классе формировала личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД, которые к концу 4 класса должны быть сформированы. Поэтому на каждом этапе урока формировала те или иные УУД через разнообразные виды деятельности, формы работы.

На уроках математики работала над развитием математической речи, логического и алгоритмического мышления и воображения.

На уроке окружающего мира формировала уважительное отношение к семье, населенному пункту, району, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны. Формировала безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.

Развивала способности к художественно - образному, эмоционально - целостному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства. Воспитывала любовь к спорту.

При переходе на новые стандарты, мне пришлось прежде всего перестроится внутренне, переосмыслить собственную деятельность в отношении использования форм и методов образовательного процесса. Для этого необходимо было осознать, что важной составляющей является системно-деятельностный подход, развитие личности в системе образования обеспечивается формированием УУД. ФГОС требует от учителя больших изменений в своей практике. В связи с переходом на ФГОС, приходится менять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности. Я пришла к выводу, что учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т. е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу учащихся. Таким образом, стараюсь выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности.
Свой уровень готовности к реализации ФГОС я считаю недостаточно высоким. Необходимо не только знать нормативные документы, но и уметь применять их в практической деятельности в образовательном процессе, добиваясь конечных результатов.

В этом году изучила достаточно много литературы по ФГОС. Я думаю, что уже так или иначе готова реализовывать Новый Федеральный Стандарт и дальше. Работать по "старинке" уже не интересно. Все новое одновременно пугает и вызывает интерес. В современном мире компьютерных технологий легко овладеть новыми методами и формами работы, повысить свой профессиональный уровень. Хотя все это дается с большим трудом, но выхода нет. Мы должны обучить и воспитать достойного гражданина России. Я понимаю, что должна сама быть примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания, быть активным пользователем информационных технологий.

Хочется сказать огромное спасибо директору школы Соловьевой Елене Васильевне, завучу Радостевой Людмиле Петровне и учителям начальной школы за помощь оказанную мне в работе с введением ФГОС.



© 2010-2022