Программа внеурочной деятельности Диалог

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено и согласовано

на заседании МО

Протокол № 1 от

УТВЕРЖДЕНО приказом

директора МБОУ «СОШ №14»

от №

Приложение № 1





Программа

внеурочной деятельности

5 «А» класса


Клуб общения «Диалог»

(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)



Классный руководитель:

Мухарева И.А.







2015-2016уч.г.



Программа

внеурочной деятельности 5-а класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Нормативно-правовая основа:

Закон Российской Федерации « Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе;

Должностная инструкция классного руководителя;

Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

Санитарные правила и нормы.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общение - это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. Слово - это мысль, которую мы выражаем посредством речи. К сожалению, в последние годы у молодежи наблюдается неумение выражать свои мысли четко и ясно. Это происходит и из-за бедности словарного запаса, и из-за косноязычия, и из-за снижения культуры общения, о которой, похоже, многие просто забыли или не знают вовсе. Но потребность в общении - одна из главных психологических потребностей человека. И именно ее, потребность в общении, учащиеся пытаются реализовать за пределами учебного времени, в неформальном взаимодействии друг с другом.

Поэтому внеурочная деятельность социальной направленности представляет групповую психопрофилактическую работу в форме клуба общения «Диалог» с элементами тренинга по развитию коммуникативной компетенции и самопознанию.

Что же такое эта таинственная коммуникативная компетенция? Для меня это, прежде всего, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группах, владение различными социальными ролями в коллективе. Подростки часто не умеют «презентовать» себя, стараются узнать больше о других, при этом не зная, а порою и не понимая самих себя. А ведь именно познавая себя, мы познаем окружающий мир.

Клуб общения как форма организации внеурочной деятельности направлен на формирование навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств, как собственных, так и окружающих, развитие уверенного поведения во взаимодействии с другими людьми, умения презентовать себя, что является наиболее актуальным в профессиональном становлении и личностном развитии каждого человека.

Настоящая программа внеурочной деятельности направлена на развитие у школьников творческого мышления, коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

ЦЕЛЬ программы: развитие эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления учащихся в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

-создать психологически комфортные условия для организации совместного продуктивного творческого общения учащихся друг с другом и с классным руководителем;

-развивать творческое мышление у подростков в условиях индивидуальной работы, работы в малых группах;

-воспитывать толерантное отношение друг к другу, развивать коммуникативные способности, культуру речи и поведения;

-формировать основы эмоциональной саморегуляции у школьников, эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.

Содержание программы:

Тема 1. «Давайте познакомимся» (5 часов).

Знкомство с особенностями восприятия информации человеком по сенсорным каналам: аудиальному, визуальному, кинестетическому; игры и упражнения на выявление собственного ведущего канала. Дискуссия по притче «Три мудреца».

Тема 2. «Единственная и настоящая роскошь» ( 3 часа)

Игры и упражнения на развитие невербальных средств выразительности, на развитие визуального канала восприятия информации.

Тема 3. «Познавая себя - познаешь других» ( 4 часа)

Игры и упражнения на развитие лидерских качеств, умение презентовать себя. Дискуссия по притче «Лавка возможностей»

Тема 4. «Приглядись к тому, кто рядом» ( 13 часов)

Игры и упражнения на развитие организаторских качеств, осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа. Групповые практические занятия вне аудитории.

Тема 5. «Дружба как ценность» ( 4 часа)

Игры и упражнения на развитие сенсорных каналов восприятия информации, расширение пространства доверия у пятиклассников. Диагностическая методика «Куски пирога». Письменная рефлексия. Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, активное взаимодействие школьников.

Тема 6. «Мы - команда!» ( 5 часов)

Моделирование проблемных игровых ситуаций с целью выявления групповой сплоченности ( умение действовать сообща, быть мобильными, прислушиваться к мнению друг друга, разрешать спорные ситуации конструктивным образом, делать выбор).

Работа по направлениям:

- организация на занятиях процесса позитивного творческого общения как деятельности, удовлетворяющей потребности обучающихся подросткового возраста;

-организация рефлексивной деятельности как составляющей самосознания обучающихся в процессе межличностного взаимодействия;

-организация на занятиях условий для развития коммуникативных качеств, вербальных и невербальных средств выразительности, креативности.

Методы работы:

-игра, упражнение;

-беседа, исследование, дискуссия;

-психогимнастика, арт-терапия;

-работа с метафорой, направленная визуализация;

-элементы телесно-ориентированной терапии.

Необходимыми условиями, определяющими успешность реализации программы, являются:

- создание и поддержание благоприятного психоэмоционального фона у обучающихся (ощущение комфорта);

- развитие атмосферы доверия среди членов клуба;

- установление доброжелательного, толерантного отношения участников занятий друг к другу.

Предполагаемые результаты реализации программы:

  1. Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания смысла следующих понятий: «каналы восприятия информации», эмоции, ощущения, нравственные ценности, друг, дружба, команда);

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);

  3. Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия).

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Программа внеурочной деятельности социальной направленности в форме клуба общения «Диалог» является неотъемлемой частью «Рабочей программы воспитательной системы 5-а класса «Путь к успеху», рассчитанной на 5 лет.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во ауд.

часов

Кол-во

внеауд.ч

Тема 1. «Давайте познакомимся» ( 5 часов)

3

2

1.

04.09

«Вот оно какое, мое лето»

1

2.

11.09

«Что я за птица?»

1

3-4

18.09

25.09

Поход выходного дня. Воспроизведение собственных ощущений.

2

5.

02.10

« Я воспринимаю мир таким, каким его ощущаю».

1

Тема 2. «Единственная и настоящая роскошь» (3 часа)

2

1

6.

09.10

«Общение без слов»

1

7.

16.10

«Глаза - зеркало души»

1

8.

23.10

Посещение концерта танцевального коллектива «Горошинки» (использование упражнений на визуальное восприятие информации)

1

Тема 3. «Познавая себя - познаешь других» (4 часа)

4

9.

06.11

Что человек хочет? Что человек может?

1

10.

13.11

Каждый - индивидуальность

1

11.

20.11

Я и моя потребность в общении

1

12.

27.11

Что такое «культура поведения»?

1

Тема 4. «Приглядись к тому, кто рядом» (13 часов)

4

9

13.

04.12

Человек среди людей

1

14.

11.12

Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Принятый? Изгой?

1

15.

18.12

Человек в социальной группе

1

16-24.

26.12

Поездка в город Мышкин

9

25.

Человек в конфликтной ситуации

1

Тема 5. « Дружба как ценность» ( 4 часа)

4

26.

«Дружба - это…»

1

27.

«Дружба - это доверие без границ»

1

28.

Друг познается в беде.

1

29.

Какой я друг?

1

Тема 6. «Мы - команда!» ( 5 часов)

5

30-34.

Поход выходного дня. Поездка в веревочный парк «Лабиринт приключений» д.Стризнево.

5

ИТОГО: 34 часа

17

17

35.

Заключительное занятие. Групповая и индивидуальная диагностика.

1

Формы контроля:

-рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, а на некоторых - в письменной форме;

-по итогам программы учащимся предлагается повторная диагностика, а результаты сопоставляются с первичным срезом;

-по итогам программы у классного руководителя должно быть как минимум 4-5 видеозаписей занятий и фотоматериалы.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ:

- Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн.- СПб.: Питер, 2003.

- Григорьева Т.Г.. Основы конструктивного общения: метод. пособие для преподавателей/ Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - М.: Совершенство, 1997.

- Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для педагогов/ М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2006

- Медведева, И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры/ И.Я. Медведева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002

- Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11-14 лет)/ Л.Ф. Тихомирова, - М.: Рольф, 2001



© 2010-2022