Рассказ Югpа - гаснущий очаг или искра веры?

Именно эти слова натолкнули на написание небольшого рассказа о любимой Югре. Югpа - гаснущий очаг или искра веры? Сейчас вспоминаю седую сосну, и пучки оленьейшерсти на бечёвках. Вспоминаю, и приходят думы. Каким узлом, какойнитью нужно связать человека сдомом, с землёй, с отечеством, где он родился и встал на ноги, чтобы не слабела и не рвалась эта связь? Каким  узлом, какой нитью?                                                                    Е. Айпин "У гаснущего очага"
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Югpа - гаснущий очаг или искра веры?

Сейчас вспоминаю седую сосну, и пучки оленьей шерсти на бечёвках. Вспоминаю, и приходят думы. Каким узлом, какой нитью нужно связать человека с домом, с землёй, с отечеством, где он родился и встал на ноги, чтобы не слабела и не рвалась эта связь? Каким узлом, какой нитью?

Е. Айпин "У гаснущего очага"

Есть такой инструмент - многострунная мансийская арфа - торыг. Похожа она на журавля с гордо вытянутой шеей. Струн у арфы много, как в жизни историй, легенд. А у каждой струны свой голос. Тронешь струну и услышишь: "дивное чудо нашли, о котором мы не слыхивали раньше...". Так воскликнул древнерусский летописец XI века, передавая рассказ новгородца, который побывал в "полунощных странах" - в нашей Сибири. Это первое известие русских летописей о югорской земле - так тогда называли огромный край от Урала до Енисея.

Югра - древнее имя ханты-мансийского севера. Она казалась новгородцам сказочно-богатой страной, где происходят чудеса: белки идут дождем, соболи скачут черной метелью, это край, где плещутся полноводные реки, рыбы над струями пляшут, небо белой ночи звенит от полета уток, гогота гусей, лепета журавлей. Край, где звенит глухариная песня, шелестит зелеными иголками пятисотлетний кедр, трубит лось.

Край, где скрипят лыжи из лосиного камуса, где поет белый снег.

Как написать о Югре сегодняшней, о чём писать? Конечно, буду писать о людях, которые живут в Ларьяке - поселке югорской земли. Книга Еремея Айпина "У гаснущего очага" натолкнула на эту мысль.

"... У народа слишком много потерь и разочарований. У народа отнята Вера. У народа отняты Боги и Богини. Бесследно ушли и уходят Великие Шаманы, Великие Сказители, Великие Мастера, уходят последние, и вместе с ними уходит Душа Народа. Вместе с ними уходит сам Народ. Уходит его язык. Уходит его духовная и материальная культура. И тешить себя надеждами не приходится. Тем более, если твой народ мал числом. Тем более, если на полпланеты идет нефть и газ твоей земли. И всем нужен не твой народ, а его земля".

Прочитав эти горькие строки, стараюсь не слышать их, вспоминаю ларьякцев. Язык ханты. Вспоминаю учительницу Марину Александровну. Невысокая, молодая женщина, лицо круглое, глаза раскосые, пронизывающие. С какой любовью она ведет урок, как хочет, чтобы дети знали язык, чтобы он не исчез.

"Петявэла!" - слышим мы звонкий голос учительницы. А поделки из бисера, вышивка одежды, шитье хантыйских нарядов...

Музей, где каждый экспонат говорит об истории, о прошлом народа.

Все, что касается родного края, волнует Марину Алексадндровну. Живая история Ларьяка - Аненкова Ирина Степановна.

Русская. Но всю жизнь прожила среди хантов. С какой любовью она говорит о них, о тех временах, когда вертолеты в Ларьяк не летали, машин не было.

"Ханты ездили на оленях с колокольчиками. Одежда из шкур, расшитая бисером, узор из кусочков кожи". Умельцы были! Любовались все!

Честный народ. Это сейчас лодку замыкают, а раньше такого не было. Оставил на берегу лодку, одежду, улов, никто не возьмет.

"Чужого не брали. Не пили, а сейчас...". Очень мы любили слушать рассказы тети Иры. Сорванцы-мальчишки около нее соберутся, притихнут: "Тетя Ира, расскажи...".

Соседка наша Прасина Антонина Власовна. Сухонькая, подвижная старушка. Длинная, седая, даже не седая, а серебряная у нее коса. Везде и всегда успевает: корову подоить, правнуков понянчить. Но счастлива, когда уезжает по "вечной дороге" на рыбалку. Облас ей подчиняется. Грибные, ягодные места знает тетя Тоня. Очень тяжко переживает все новое, всякое "благоустройство". Все дороги в поселке выложили бетонными плитами. Живи и радуйся!

"Тяжко земле, ногам больно", - бормочет старушка. Многие ее друзья, родственники - ее ровесники, живут в бараках, не пригодных для жилья. В поселке строят двухэтажные дома, со всеми удобствами. А не хотят ханты жить в "скворечниках". Им бы избу, где можно в сенях собаке спрятаться в лютый мороз, отдохнуть после охоты.

Но не понимают этого власти. Сергей Курочкин. Хант. Приземистый, плечистый. Глаза черные-черные, аж горят.

Волосы густые, прямые, непослушные. Походка охотника. Быстрая, осторожная. Года на три моложе меня. Но его отношение к жизни, к происходящему совсем взрослое. И никто из ребят никогда не звал Сережка - Сергей или Серый.

Есенинские строчки.

"... Не надо рая, дайте Родину мою" - девиз жизни Сергея. Подросток болезненно переживает все, что вредит природе, земле. Бутылки, банки на берегу реки, бензин в реке, охоту в запрещенный период, рыбную ловлю во время нереста. Мы ездили с ним в Нижневартовск на КВН. Условия проживания удивили всех членов команды.

Обычно мы спали в какой-нибудь школе, в спортзале на полу. На этот раз нас поселили в гостиницу. Прекрасные номера: телевизор, телефон, холодильник, ванная. Питались в ресторане. Радости не было предела. Один Сергей с каждым днем становился мрачнее и молчаливее.

В глазах его была тоска. "Захирел" он от этой жизни. Домой, в Ларьяк, в лес.

Заботясь о нем. Ему выделяют путевку в Сочи, в Болгарию. Он со слезами отказывается ехать. "Лучше б дали деньги на мотор, чем тратить попусту".

Вспоминая знакомых из Ларьяка, вижу вертолет, который привез товар в магазин: 25 ящиков водки и 2 коробки с колбасой, вижу двухэтажки и развалившиеся избушки, бараки...

И снова приходят на память слова Айпина:

"Но жизнь хороша тем, что ни один человек и ни один народ до самого последнего мгновения не верит в свою кончину. И если в твоем сердце отзовется боль уходящего, ты разделишь с ним его боль, то этим ты облегчишь его участь на пути к вечному и неминуемому покою...".

Л.В.Прочаковская



© 2010-2022