Разработка классного часа Нравственные и безнравственные поступки 7 класс

Классный час призван помочь учащимся  составить  представление о положительных и отрицательных нравственно-этических качествах личности на примере героев книги А.П. Гайдара "Тимур и его команда" Наша  жизнь постоянно ставит нас перед выбором. Мы выбираем друзей, героев фильмов и книг, на которых мы бы хотели походить. Мы выбираем, как следует поступить в той или иной ситуации. В свою очередь нас тоже  кто-то выбирает, а чем мотивируется наш выбор. Учащиеся пробуют разобраться с понятием нравстве...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Классный час по теме: Нравственные и безнравственные поступки на примере героев книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

Цель: заложить в представление учащихся о современном мире положительные модели нравственно - этического воспитания.

Задачи:

- помочь ребятам составить представление о положительных и отрицательных нравственно-этических качествах личности;

- предоставить ребятам возможность упражняться в оценке жизненных ситуаций;

- приобщить детей к положительной модели нравственно-этического поведения;

- провести скрытую диагностику нравственных ценностей у учащихся.

Сопутствующая задача:

- познакомить с творчеством А. Гайдара и историей тимуровского движения

Организация пространства: «круглые» столы для команд, столики «в одну линию» для зрителей, доска, место ведущего, мультимедийный проектор

Оборудование: газеты, выставка книг А.Гайдара, мультимедийная презентация, листы ватмана, ножницы, клей, бюллетени для тайного голосования, коробка-урна.

Организационный момент.

Класс заранее разделен на две команды, каждая команда садится за свой стол.

Мотивация

Учитель: Наша жизнь постоянно ставит нас перед выбором. Мы выбираем друзей. Мы выбираем героев фильмов и книг, на которых мы бы хотели походить. Мы выбираем, как следует поступить в той или иной ситуации. В свою очередь нас тоже кто-то выбирает. А чем мотивируется наш выбор. (Учащиеся дают варианты ответов).

Учитель: Получается, мы мотивируем свой выбор поступками и поведением людей, которых мы выбираем. Поступки могут быть нравственными и безнравственными. Мы попробуем разобраться, что такое нравственность. Именно с нравственностью связано различение добра и зла.

Давайте попробуем определить что такое добро а что такое зло. У каждой команды есть список понятий. Разделите какие качества вы бы соотнесли с понятием зло, а какие с понятием добро.

Разработка классного часа Нравственные и безнравственные поступки 7 класс

Учащиеся делят понятия в 1 команда - добро, 2 команда -зло. Каждая команда зачитывает свой список, в случае разногласий - каждая аргументирует свой выбор.

Учитель: Так что же обозначает слово нравственность?

Учащиеся дают свои варианты ответа

Учитель: Вот какое объяснение этому слову дается в словаре. Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Мы с вами получили список, какие из этих качеств можно отнести к моральным или нравственным ценностям, а какие будут безнравственными. (слайд 3)

Учащиеся определяют и дают объяснение, почему они так думают.

Учитель: Подводит итог. Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

А вот такие черты как: жадность, гордость, тщеславие, лицемерие, ложь, считались смертными грехами.

Рассмотрим мы эти понятия на примере героев книги «Тимур и команда» Аркадия Гайдара. Давайте сначала познакомимся с биографией этого детского писателя.

Библиотекарь: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия его - Голиков) родился (9) 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем. В годы Первой мировой войны, когда отца забрали на фронт, Аркадий пытался уйти за ним, но был пойман и возвращен домой.
В годы Гражданской войны с 14 лет служил в Красной Армии. В 15 лет командовал взводом, а в 16 лет - ротой, после окончания Высшей стрелковой школы в 1921 году стал командиром полка.
В 1924 году уволился из армии из-за контузии и стал писать книги. Первое его произведение «Р.В.С.» вышло в 1925 году. С этого времени он стал известным как детский писатель, прославляющий боевое товарищество, дружбу и честность.
Наиболее известны его произведения «Школа», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Военная тайна». Многие его книги вошли в школьную программу по литературе, экранизировались, переводились на иностранные языки.
Повесть «Тимур и его команда» стала знаковой и положила начало так называемому «тимуровскому» движению, целью которого была помощь пожилым людям и ветеранам.
Аркадий Гайдар погиб 26 октября 1941 года, похоронен в городе Каневе. Именем Гайдара названы школы и библиотеки, улицы в городах и поселках. Сын Аркадия, Тимур Гайдар стал контр-адмиралом, а его внук - Егор Гайдар - самым молодым премьер-министром в истории России

Учитель: Теперь познакомимся поближе с героями этого фильма (инсценировка эпизода встречи Квакина и Тимура)

Учитель: А теперь представим себе, что мы выбираем президента школы, и ваша задача составить рассказ о ваших кандидатах. Первая команда составляет рассказ о Мише Квакине, вторая - о Гараеве Тимуре. Для составления рассказа вы должны использовать заголовки газет.

Учащиеся: Составляют характеристику героев из заголовков газет и зачитывают ее.

Разработка классного часа Нравственные и безнравственные поступки 7 класс

Учитель: Ну что же каждая команда представила своего кандидата, теперь нам предстоит выбрать президента школы, кто им станет, зависит от вас. Мы проводим выборы тайным голосованием, каждый из вас получит бюллетень с 2 кандидатами, против, того кандидата, который на ваш взгляд больше подходит на роль президента школы, поставьте галочку,(учащиеся голосуют). Счетная комиссия подводит итог голосования и объявляет результат

Учитель: Теперь наша счетная комиссия (представители министерства образования школы) подведет итог.

Учащийся из комиссии подводит итог.

Учитель: теперь каждая команда должна составить кластер, какие черты характера она ценит в людях.

Учащиеся составляют кластер и зачитывают.

Учитель: Спасибо, я думаю, что, теперь совершая поступки, вы чаще будете задумываться плохо это или хорошо. Или другими словами является ваш поступок нравственным или безнравственным. Ведь от ваших поступков зависит отношение к вам окружающих людей.

Технологическая карта

Этап урока

Содержание деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1 этап. Мотивация постановка проблемы

Учитель предлагает учащимся разобраться, как мы выбираем друзей, героев для подражания

Объясняет задание, помогает сформулировать проблему.

Учащиеся предлагают варианты ответов

Познавательные УУД

Выделяется основная проблема

Регулятивные УУД

Формулирует цели и задачи

2 этап Работа с понятиями

Работа в группах

Частично-поисковый метод. Учащиеся получают карточки с понятиями

Учитель раздает карточки - задания, просит отнести данные понятия к разделу добро и зло. Учитель помогает учащимся правильно сформулировать понятие нравственности

Учащиеся расставляют слова в колонки, объясняя свой выбор

Познавательные УУД

Учащиеся, пользуясь рассмотренными понятиями, пытаются дать определение понятия нравственности.

3 этап Обсуждение проблемы урока на примере героев книги

Моделирование ситуации. Учащиеся просматривают эпизод фильма «Тимур и его команда»

Учитель подводит итог. Библиотекарь коротко знакомит с биографией и творчеством А.Гайдара задание.

Учитель ставит перед учащимися следующую задачу.

Учащиеся после просмотра эпизода в группах составляют характеристику героев произведения: Тимура и Квакина из заголовков газет

Коммуникативные УУД

Умение анализировать текст, выбрать нужное и составить на основе, выбранных фраз рассказ, презентовать его слушателям

4 этап Рефлексия Занятия

Моделирование ситуации выборов

Учитель предлагает выбрать президента школы из 2 кандидатов Тимура и Квакина

Учащиеся отмечают в бюллетенях кандидата и опускают в урны. Счетная комиссия подводит итоги и объявляет результат голосования

Личностные УУД.

Умение сделать правильный выбор

5 этап Планирование последующих занятий

Прием кластера.

Составьте кластер наш президент.

Учащиеся обобщают выбор.

Регулятивные УУД пытаются выстроить правильную модель поведения

Литература:

Гайдар А.П. «Тимур и его команда» - М.: Московский рабочий, 1989

Мирзоян А. Энциклопедия Мир этикета.-Ч: Урал ЛТД.

ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность

Библиотека по культурологии

Портал духовных концепций: «О концепции нравственности»


© 2010-2022