Методическая разработка социального проекта Моя малая родина

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект

«Моя малая родина»

1.Тема проекта: «Моя малая родина»

2. Актуальность реализуемого проекта

2.1. Актуальность для нашей школы

В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

2.2. Актуальность для общества

Как же возникла идея создания такого проекта?

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:

Можно ли через изучение своего родного края, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;

  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

3. Цели и задачи проекта

3.1. Цель проекта:

  • воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, деревня, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

  • воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего района.

3.2. Задачи проекта:

  • ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.

  • развитие гражданских качеств личности школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

  • укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

  • профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

  • ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 6 класса, родители учеников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: январь 2014 года - май 2014 года.

ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ.


ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: краеведческий.

ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • фотографии, рисунки, стенгазета

  • презентации, видеофильмы

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: районная и школьная библиотеки, интернет, музей станицы Новопокровской.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Фотовыставки и выставки рисунков.

Деятельность участников проекта на различных этапах

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащегося и родителей

Деятельность педагога

1.

Подготовительный

Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.

Уточнение информации;

Обсуждение задания.

Выбор и обоснование критериев успеха.

Мотивация учащихся и родителей;

обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;

наблюдение.

2.

Выполнение

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта

Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

Выполнение работ;

оформление, словотворчество «Моя малая Родина».

Конкурс рисунков, изготовление альбома «Наша станица в 21 веке» (встреча с архитектором Новопокровского района), фотоматериал

«Моя малая родина».

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине - станице Новопокровской.
Организация экскурсий с родителями на предприятия станицы Новопокровской, районный музей.

3.

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования).

Благодарность за работу в проекте.

4. ПЛАН - ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Название и содержание деятельности

1. Проектировочный этап. Основная деятельность - социальное проектирование


  1. Определение темы и актуальности

2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами.

2.1. Классный час «Край родной - навек любимый»

1. Приглашение почетных гостей - старейших жителей станицы (представители Совета ветеранов)

2. Проведение мероприятия

3. Встреча с представителями Новопокровского казачества.

4. Экскурсия в штаб казачьего войска станицы Новопокровской.

5. Рефлексивный отчет учащихся - беседа «За что я люблю свой край?»

2.2. Выпуск стенгазеты «Путешествие по родной станице»

1. Принятие решения - узнать, как можно больше о своей малой родине.

2. Экскурсия по станице.

3. Экскурсия на хлебозавод.

4. Посещение редакции и знакомство с выпуском сельской газеты.

5. Экскурсия в Управление сельского хозяйства Новопокровского района на станцию защиты растений.

6. Фотографирование.

2.3. Выставка рисунков «Любимый край»

1. Изготовление рисунков

2. Оформление выставки рисунков.

2.4. Оформление стенда «Край родной навек любимый»

1. Сбор материала о знаменитых людях.

2. Встреча с архитектором Новопокровского района, знакомство с планами застройки Новопокровского района.

3. Оформление альбома «Наша станица в 21 веке»

4. Проведение экскурсии по материалам стенда.

2.5. Классный час «Традиции малой родины»

1. Игра «Калейдоскоп народных традиций»

2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся.

3. Ежемесячные встречи с представителями Новопокровского казачества, знакомство с историей Кубанского казачества района и станицы.

2. 6. Викторина « Край родной на век любимый»

1. Подбор вопросов для викторины.

2. Подведение итогов, выявление победителей.

2.7. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю»

1. Деление на группы: редколлегия, фотографы.

2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи)

3. Показ презентации на классном часе.

2.8. Литературный конкурс «Слово о станице Новопокровской»

1. Встреча с местными поэтами и прозаиками.

2. Чтение произведений о Краснодарском крае (рассказов, сказок и стихов).

3. Знакомство с Гербом и Гимном станицы Новопокровской, с Гербом и Гимном Краснодарского края, заучивание наизусть.

2.9 Воинская слава наших земляков

1. Классный час: «Станица Новопокровская в годы Великой Отечественной войны».

2. Исследовательская деятельность: «История памятника Неизвестному солдату» (экскурсия к памятнику).

3. День защитника Отечества. Устный журнал: «Ребята нашей деревни на защите своей Родины»

4. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».



2.10 Трудовой десант «Чистота моей станицы»

1. Уборка школьной территории

2.Чистота моего двора.

3. Выращивание рассады цветочных растений на клумбу в школе.

2.11. Классный час «Милая моя родина»

1. Подготовка материалов

2. Выступление с презентацией «Горжусь тобой мой край родной!»

3. Выступление по проекту


© 2010-2022