Социальный проект Краски жизин

Это антинаркотический социальный проект, воплощавшийся в жизнь в моем классе с 6 по 11 класс. Социальный проект «Краски жизни» – это альтернатива пагубным привычкам, проект, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат. Проект «Краски жизни» предлагает для реализации конкретные мероприятия, направленные на отвлечение молодежи от наркомании. Проект призван помочь учащимся и учителям создать оптимальные и благоприятные условия для проведения внеклассных  и внешкольных мероприятий с пропагандой здорового образа жизни, профилактикой вредных привычек. Проект возник в 2008 году, когда я стала классным руководителем 6б класса МБОУ сош №161, завершился проект в июне 2014 года, когда ученики стали выпускниками школы. Социальный проект, реализуемый в классе, строился на системе воспитательной работы, включающей  ряд направлений: «Мы –граждане России», «Мы за здоровый образ жизни», «Мы вместе», «Мы умники», «Мы звезды», которые отвлекали детей от различных пагубных привычек.    
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Социальный проект Краски жизинСоциальный проект Краски жизинСоциальный проект Краски жизин

МБОУ СОШ № 161 Автозаводского района

города Нижнего Новгорода



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ



«КРАСКИ ЖИЗНИ»



Тип проекта : долгосрочный


Срок исполнения : сентябрь 2008 г. - июнь 2014 г.


Участники проекта : учащиеся МБОУ СОШ № 161


Выполнила :

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 161г.Н.Новгорода

Шувалова Елена Викторовна










г. Нижний Новгород, 2015.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Краски жизни»


Содержание проекта.


  1. Введение. Тема проекта. Актуальность выбранной темы.

  2. Цель и задачи проекта.

  3. Этапы реализации проекта.

  4. Бизнес - план.

  5. Достигнутые результаты проекта.

  6. Приложения

















  1. Введение. Тема проекта. Актуальность выбранной темы.


Социальный проект «Краски жизни» - это альтернатива пагубным привычка, проект, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат.

В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его природные задатки».

Социальный проект «Краски жизни» рассматривается как процесс содействия ребенку в становлении и проявлении его индивидуальности, в формировании ребенка как личности, здоровой физически и морально.

Проект «Краски жизни» предлагает для реализации конкретные мероприятия, направленные на отвлечение молодежи от наркомании.Проект призван помочь учащимся и учителям создать оптимальные и благоприятные условия для проведения внеклассных и внешкольных мероприятий с пропагандой здорового образа жизни, профилактикой вредных привычек.

Проект возник в 2008 году, когда я стала классным руководителем 6б класса МБОУ сош №161, завершился проект в июне 2014 года, когда ученики стали выпускниками школы.

Социальный проект, реализуемый в классе, строился на системе воспитательной работы, включающей ряд направлений: «Мы -граждане России», «Мы за здоровый образ жизни», «Мы вместе», «Мы умники», «Мы звезды», которые отвлекали детей от различных пагубных привычек.

Происходящие в обществе социально-экономические перемены предъявляют к классному руководителю требования, выражающиеся в том, что ученикам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, дети должны быть социально активными, ответственными людьми, обладающими жизненным опытом, который поможет им адаптироваться к требованиям современной жизни.

Поэтому социальный проект «Краски жизни» направляется на формирование и развитие у учеников таких качеств социально здорового человека, как:

- восприятие жизни - как главной ценности,

- гражданственность,

-честность,

-целеустремленность,

-культура

-социальная активность,

- эрудированность,

- творческое мышление,

- коммуникативная компетентность,

- здоровье,

- профессиональные ориентиры.

Проект «Краски жизни» актуален.

Известно, что сегодня в России наркоманами являются 6 миллионов человек. Также известно, что 20% - это люди старше тридцати лет, 60% - люди, возраст которых 16 - 30 лет, и 20% - это школьники.

Главными источниками распространения наркотических веществ, как оказалось, стали клубы, дискотеки и, конечно же, учебные заведения. Во всяком случае, 70% опрошенных наркоманов заявили, что первый раз попробовали наркотики именно в подобных местах. Известно то, что один наркозависимый человек привлекает к этому делу еще 10-14 человек.

Средний возраст принятия наркотиков в России - 15-17 лет. Ежегодно растет количество и совсем уж малолетних наркоманов в возрасте от 9 и до 13 лет. Известны случаи и употребления наркотиков 6-летними или 7-летними детьми, однако, чаще всего, это происходит благодаря зависимым от наркотиков родителям, которые заставляют своих маленьких детей принимать наркотические вещества.

За последние года количество умерших от наркомании возросло почти в 12 раз. Среди детей же эта цифра увеличилась в 40 раз, что говорит о повальной деградации подростков.

Очевидно, что многие преступления связаны прямо или косвенно с употреблением наркотиков. Наркоманы идут на все: на убийства, на кражи, на грабеж, лишь бы они смогли получить желанную дозу.

Ежегодно в России погибают 70 тысяч наркоманов. В прошлом году - 100 тысяч. Если судить по статистическим данным, то можно заметить, что наблюдается быстрое увеличение больных и умирающих от наркомании. И это чудовищно.

Для пресечения подобного роста следует принять меры, которые бы отвлекали молодежь от употребления наркотиков





  1. Цель и задачи проекта.

Цель проекта.

Пропаганда активной жизненной позиции через здоровый образ жизни, творчество, спорт как альтернативу приему наркотиков.


Задачи :

- профилактика наркозависимости

- формирование мировоззренчески, нравственно и физически здоровой молодежи

- содействие созданию гражданской патриотической идеологии, формирующей наркоиммунитет у молодежи.

























  1. Этапы реализации проекта.

I этап: Диагностирующий. (Время проведения: ежегодно сентябрь - начало учебного года).

Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  • определить степень информированности подростков по проблеме;

  • выделить факторы и причины, влияющие на употребление наркотиков;

  • сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

  • изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

  • проведение мониторинга (анкетирования) учащихся (анонимное) с целью изучения состояния проблемы с наркоманией в классе.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему















II этап: Организационно-практический. (Время проведения: на протяжении всех лет учебы в школе).

Цель: реализация антинаркотической работы в классе, отвлечение подростков от пагубных привычек.

С этой целью была создан социальный проект «Краски жизни», который включал в себя несколько разделов







































Мы граждане

России


Мы вместе

Мы звёзды

Мы умники

Мы за здоровый

образ жизни

























1 направление социального проекта «Краски жизин» -

«Мы - граждане России»

(гражданское воспитание)

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

Джон Кеннеди

Цель - воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, школе, семье.


Задачи гражданского воспитания:

- знакомить с историей символики государства, города, традициями народа, школы, семьи;

- воспитывать почтение к героическому подвигу своих предков, учить ценить историю, дорожить памятниками;

- дать детям первоначальные правовые знания;

- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающим людям, к природе.










Формы работы:

Акции:

- «Ветеран»

-«История войны в истории моей семьи»

- Месячник патриотического воспитания

Классные часы

- «Высокое звание -Человек»

-«Классное самоуправление»

-«Государственные символы»,

- «Мой город»,

- «Мои знаменитые земляки»

-«Твои права и обязанности»











Конкурсы

- рисунков «Дни славы России»

- викторина «Я - нижегородец»

- чтецов «Этот День Победы»

- исследование «Имя на карте и в истории страны»

- Конкурс литературных работ «Этих дней не смолкнет слава»

Экскурсии

- Заочное путешествие «Сколько красы на Руси!»

-в музей истории ГАЗ

- в Нижегородский Кремль

-в Городец

-в Суздаль-Владимир

- в Муром

-в Москву

-в Санкт-Петербург


















Ожидаемый результат:

- формирование нравственной позиции,

- осознание своих прав и обязанностей,

- сформированность патриотического отношения к своей стране, городу, семье

- осознание сопричастности семьи с судьбой страны.

- сформированность нравственной позиции по отношению к ветеранам войны и труда,

- сформированность правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом,

- осознание понятий «право», «ответственность», «долг», «честь»



















2 направление проекта «Краски жизни» - «Мы за здоровый образ жизни»

Здоровье - мудрых гонорар...

П.Ж. Беранже



Цель - привитие принципов здорового образа жизни.


Задачи:

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- укреплять здоровье детей через туристические походы, подвижные игры и соревнования;

- повышать санитарно-гигиеническую культуру;

- предупреждать появление вредных привычек;

- взаимодействовать с медицинскими работниками для построения индивидуальных карт здоровья детей.


Формы работы

- Конкурс плакатов «Спасибо-нет!»

- Рекламная компания «Реклама здоровья»

-турнир по футболу

-турпоход с родителями

- Беседа «Мой режим дня»

-семейные спортивные соревнования

- Уроки здоровья «Что я знаю о себе», «Факторы здоровья», «О вкусной и здоровой пище»

-родительское собрание «Наркотики-это страшно!»

-Беседы со школьным врачом «Зачем нужны прививки»,

«О роли горячего питания»

-дни здоровья

-турнир к 23 февраля

- Спортивные часы «Спорт в моей жизни», «Олимпийское движение», «Красивые виды спорта»

- Конкурс презентаций « Я выбираю будущее!»

- Классный час «Выбери жизнь»

- игра «Город здоровья»

- Цикл бесед «Легенды российского спорта»

- Подготовка лекторов для выступления перед младшеклассниками «Курить или не курить»

-турнир по волейболу среди девочек

-турпоход на лыжах

- Уроки здоровья «Подростковый возраст - время перемен»,

- Родительское собрание «Психическое здоровье школьника

- Страничка родительского собрания «Косвенные признаки употребления наркотиков»

- Пресс - конференция «Курение -за и против»

- Конкурс социальной рекламы «СПИД - далекая и близкая опасность»

- Практикум «Мое здоровье и вредные привычки»

-встреча с инспектором ПДН

-встреча с районным врачом-наркологом



Ожидаемый результат:

- осознанное ведение здорового образа жизни,

- положительное отношение к спорту,

- негативное отношение к вредным привычкам

- положительная динамика состояния здоровья школьников,

- сформированная устойчивая потребность в соблюдении правил личной гигиены,

- сформированность понятия «культура здоровья»,

- активная работа родителей по формированию здорового образа жизни.










3 направление проекта «Краски жизни» - «Мы - умники»


Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество
Сократ


Цель - создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей, обеспечить развитие познавательной активности учащихся, формировать трудолюбие, чувство ответственности.


Задачи:

- создавать ситуации успеха;

- научить самостоятельно получать знания, используя различные информационные технологии;

- сохранять высокий уровень успеваемости;

- повышать качественный уровень усвоения знаний;

- формировать внутреннюю потребность и готовность к получению образования и дальнейшего самоопределения.


Формы работы:

- Праздник школьных успехов

- Литературная гостиная «Книжкина неделя»

- Рейтинг достижений учащихся

- Предметные олимпиады

-звездный час

- Экскурсии в Нижегородский планетарий, в нижегородскую радиолабораторию, в Нижегородский ботанический сад

-предметные недели

- Учебные часы «Как научиться готовиться к урокам в 5 классе», «Каждый предмет важен»

- Психологические тренинги «Развиваем логику», «Развиваем память»

- Литературно-музыкальная гостиная «Музыка и мы»

-брейн-ринги

- День открытых дверей «Школьный день - вместе-

- Учебный час « Как рационально распределить свое время»

- КВН «Кто кого?» (родители и ученики)

- Гуманитарный марафон

-классные часы по подготовке к экзаменам


Ожидаемые результаты:

- создание условий для интеллектуального развития учащихся,

- развитие способностей мыслить рационально и действовать целесообразно.

- широкий информационный кругозор, гибкое мышление, умение применять творческий подход к решению любых задач,

- умение применять свои знания.















4 направление проекта «Краски жизни» - «Мы - вместе!»

Чтобы узнать человека, достаточно изучить самого себя, чтобы узнать людей, надо с ними общаться

Стендаль


Цель - создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования каждого ребенка совместно с семьей и ровесниками.

Задачи:

- организовывать совместную деятельность детей, родителей и педагогов по развитию познавательных интересов, укреплению здоровья, социализации подростка;

- развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться;

- воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг к другу, к взрослым;

- формировать толерантность.


Формы работы


- Посещение семей с целью изучения условий жизни

- Субботники «Школа -наш общий дом»

- Игра-путешествие «Школа вежливости»

- Семейный праздник «Я и мама - мастерицы»

- Беседа «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»

- Круглый стол «Мой самый классный класс»

- Классный час «Жить в мире с собой и с другими»

- Устный журнал «Мое генеалогическое древо»

- Создание и ведение фотоальбома «Наша школьная жизнь»

- Организация творческого дела «Книга рекордов класса»

- Ролевая игра «Я в школе, я дома, я среди друзей»

- Праздник «День рождения класса»

- Диспут «Человек среди людей»

- Родительское собрание «Счастливое детство или трудности взросления»

- Игра «Мой взгляд»

- Ролевая игра «Если друг оказался вдруг…»

- Презентация класса «Наши классные дела»

-Праздник для мам

- Психологический практикум «Моя будущая семья»

- Круглый стол «Я и мы»

- Ролевые игры «Общаемся со взрослыми», «Стили общения»

- Деловая игра «Желания и возможности»


Ожидаемый результат:

- создание благоприятной атмосферы для развития индивидуальности каждого ученика в рамках классного коллектива,

- установление доверительных, дружеских отношений между отдельными учащимися, учителями и учениками,

- формирование основ традиций класса,

-активная работа родителей по оказанию помощи в формировании классного коллектива.

- формирование лидерских качеств у учащихся,

- активное участие всех детей в жизни класса,

- осознание своей роли в развитии коллектива,

- сформированность таких качеств личности , как порядочность, доброжелательность, ответственность, инициативность.


5 направление проекта «Краски жизни» - «Мы - звёзды»


Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей

Адлер А


Цель - развитие творческого потенциала личности, расширение культурного уровня подростков, подготовка к будущей профессии.


Задачи:

- формировать духовные качества, эстетическое отношение к действительности;

- развивать творческую индивидуальность и способности;

- вовлекать детей в творческую деятельность;

- формировать навыки группового взаимодействия,

- профориентация.

Формы работы

- Фольклорный праздник «Масленица»

- Праздники к Новому году, к 23 февраля, 8марта

- Семейный альбом «Наше хобби»

-Дни именинник-участие в школьных праздниках

- Час культуры «История русского этикета», «Как дарить подарки»

- Посещение художественного музея, театров, цирка, зоопарка

- Библиотечные уроки «Книга учит общению», «Книги- юбиляры», «Эпоха великих открытий», «Смешные истории», «Листая прошлого страницы», «Кем быть»

- Дискуссия «Успешный человек…Что это значит?»

- Деловая игра «Рынок труда»

-«Листая прошлого страницы», «Кем быть»

- Родительские собрания совместно с детьми « Выбираю профессию»


Ожидаемые результаты:

- осознание ценности культурного поведения,

- осознание широкого понятия «культурный человек»,

- развитие творческих способностей детей

- формирование устойчивого нравственного самосознания,

- сформированность понятий «жизненные ценности», «культурный человек»,

- осознанное стремление к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, самоориентации в выборе дальнейшего пути обучения.


















III этап: Заключительный. (Время проведения: июнь 2014года).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;


























  1. Бизнес - план.


п\п

Название

затрат

Сумма

(руб.)

Источник

1.

Канцтовары

350

Школа

2.

Печать фото

350

Школа

3.

Итого

700

























  1. Достигнутые результаты

Цель проекта «Краски жизни» -формирование у учащихся устойчивого негативного отношения к потреблению наркотиков - достигнута.

Ни один учащийся не состоит на внутришкольном учете, на учете в ИДН, КДН.

Все 23 учащихся закончили школу, 4 человека были награждены медалью «За особые заслуги в учебе». Все 23 человека поступили в вузы, 12 из них на бюджетные места.

За время обучения ученики класса принимали участие в различных конкурсах Всесоюзного, Всероссийского, областного, городского и районного уровней.


Наши достижения

конкурс

уровень

место

учащийся

1

Конкурс «Страница семейной славы»

междунар

ПГ

Шувалов Артем

2

Конкурс «Победа через судьбы близких»

Международ

3

Шувалов Артем

3

Конкурс «История Победы»

Россия

3

Шувалов Артем

4

Дистанционная олимпиада по биологии

область

1

Панкратова Екатер

5

Фотоконкурс «Учитель глазами ребенка»

область

3

Петрова Вера

6

Проект «Любить Отечество, как Минин!»

область

БЛ

класс

7

Пост №1

область

БЛ

класс

8

Акция «Сын, Отец, Отечество»

Город

1

Шувалов Артем

9

Новогодний турнир по баскетболу

город

1

Силантьев Сергей

10

Интерактивный конкурс детского рисунка «С чего начинается Родина»

город

1

Сухова Валерия

11

Конкурс «Я и мой город»

город

1

Манин Евгений

12

Конкурс «И все это о ней»

город

1

Шувалов Артем

13

Конкурс «Все лучшее от матери на свете»

город

1

Костина Анна

14

Конкурс «И все это о ней»

город

3

Атяпшева Анастасия

15

НОУ по литературе

район

1

Шувалов Артем

16

НОУ по литературе

район

2

Петрова Вера

17

НОУ по биологии

район

2

Панкратова Екатер

18

НОУ по литературе

район

3

Шувалов Артем

19

НОУ по биологии

район

3

Касаткина Ксения

20

Конкурс «Болдинская осень открывается»

район

Гран-при

Панкратова Екатер

21

Турнир по вольной борьбе

район

1

Исаичкина Анастасия

22

Конкурс, посвященный творчеству Кольцова

район

1

Сухова Валерия

23

Фотоконкурс «Дети, Творчество. Родина»

район

1

Чадаева Наталья

24

Фотоконкурс «Дети, Творчество. Родина»

район

1

Глиненный Виталий

25

«Русский медвежонок»

район

1

Шувалов Артем

26

«Пушкинская пора»

район

1

Панкратова Екатер

27

Конкурс исследовательских работ «Я гляжу на фотографию»

район

1

Шувалов Артем

28

Конкурс непрофессиональной рекламы «Сердце Нижнего»

район

1

Шувалов Артем

29

Конкурс детской и молодежной непрофессиональной социальной рекламы

«На пике времени»

район

1

Атяпшева Анастасия

30

Конкурс «Лучший по профессии»

район

1

Шувалов Артем

31

Праздник «День памяти жен-мироносиц»

район

2

Атяпшева Анастасия

32

Праздник «День памяти жен-мироносиц»

район

2

Касаткина Ксения

33

Турнир по вольной борьбе

район

2

Королева Ирина

34

Турнир по вольной борьбе

район

2

Думкина Мария

35

Конкурс по информатике

район

2

Команда

36

Фотоконкурс «Дети, Творчество. Родина»

район

2

Глиненный Виталий

37

Фотоконкурс «Дети, Творчество. Родина»

район

2

Панкратова Екатер

38

«Наши деды-славные победы»

район

2

Шувалов Артем

39

Фотоконкурс «Наследники Великой Победы»

район

2

Чадаева Наталья

40

Конкурс, посвященный А.Чехову

район

2

Андреева Яна

41

Конкурс «Классный руководитель года»

район

2

класс

42

Конкурс «И было чудо на земле..»

район

2

Чибышев Роман

43

Конкурс творческих работ, посвященных Дню города»

район

2

Шувалов Артем

44

Районный эта городской акции «Подвиг

матери - хранительницы нравственного очага семьи»

район

2

Атяпшева Анастасия

45

Конкурс непрофессиональной рекламы «Сердце Нижнего»

район

2

Петрова Вера

46

Конкурс грамотеев

район

2

Исаичкина Анастасия

47

Конкурс «Пасха Красная»

район

2

Сухова Валерия

48

Конкурс французской песни

район

2

команда

49

«Золотое руно»

район

2

Климов Вячеслав

50

«Креативная елка»

район

3

Королева Ирина

51

«Юные экологи»

район

3

Команда

52

Акция «Сын.Отец. Отечество»

район

3

Атяпшева Анастасия

53

Конкурс «Бунинские дни»

район

3

Панкратова Екатер

54

Конкурс рисунков «Любимый Нижний»

район

3

Сухова Валерия

55

Фотоконкурс «Дети, Творчество. Родина»

район

3

Шувалов Артем

56

Открытый чемпионат по рафтингу

район

3

команда

57

Праздник Дружбы

район

3

Алешина татьяна, Курицына Наталья

58

Фотоконкурс «Дети, Творчество. Родина»

район

3

Думкина Мария

59

Фотоконкурс «Наследники Великой Победы»

район

3

Кузьмин Михаил

60

Конкурс «И было чудо на земле..»

район

3

Андреева Яна

61

Конкурс творческих работ «400-летию Нижегородского ополчения и 200-летию Бородинского сражения посвящается!»

район

3

Шувалов Артем

62

Конкурс журналистских работ и видеороликов «Лидер 21 века»-

район

3

Шувалов Артем

63

Конкурс журналистских работ и видеороликов «Лидер 21 века»-

район

3

Петрова Вера

64

Конкурс творческих работ, посвященных Дню города


район

3

Логинова Оксана

65

Конкурс, посвященный А.Блоку

район

3

Панкратова Екатер

66

Конкурс , посвященный 90-летию Всесоюзной пионерской организации»

район

3

Гагарин Владислав

67

Конкурс , посвященный Дню Матери

район

3

Костина Анна

68

Конкурс «Нижегородская школа безопасности»

район

3

команда

69

Акция «Подвиг матери-хранительницы очага»

район

БЛ

Класс

70

Лучший класс года

школа


В течение 7 лет

71

Конкурс социальной рекламы «Лидер 21 века»

школа

1

Петрова Вера

72

Спартакиада школьников

школа

1

команда

73

Конкурс компьютерных презентаций «Я выбираю будущее!»

школа

1

Тоскин Денис

74

Турнир по вольной борьбе

школа

1

Гусев Дмитрий

75

Конкурс смотра строя и песни

школа

2

команда

76

Соревнования «Веселые старты»

школа

2

класс

77

Конкурс «Богатырская сила»

школа

3

мальчики


















ПРИЛОЖЕНИЯ

Памятка классному руководителю

Правило первое.

Прежде всего, приступая к работе по профилактике наркомании, постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы, в том числе:

· что такое наркотики и наркомания;

· ситуация в мире, стране, городе (данные статистики, актуальность проблемы);

· механизм и особенности воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности;

· характерные проявления и последствия употребления наркотических веществ;

· причины, толкающие на употребление наркотиков;

· мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; как они формируются и как их развеять;

· роль влияния группы на начало приема наркотиков среди подростков, стратегии противодействия давлению сверстников;

· наркомания и закон, как государство пытается бороться с распространением наркомании, результативность подобных методов борьбы;

· современные методы лечения и реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса;

· первичная и вторичная профилактика наркомании (суть, различия).

Правило второе.

Не начинайте вашу работу с угроз и запретов. Подумайте, ведь Адам и Ева ослушались самого Бога, ради того чтобы вкусить "запретный плод". Так почему современные "Адам и Ева" не станут нарушать запреты родителей и учителей, священников и милиционеров? Кроме того, риск оказаться "белой вороной", стать изгоем в кругу сверстников для ребенка, и особенно для подростка, согласитесь, куда более веский довод, чем угроза рака легких через двадцать лет. Прежде чем читать нотации, задайте себе вопрос:

· Откуда я знаю, что это правильно?

· Имею ли я право так глубоко вторгаться в человеческую жизнь?

· Кто дал мне право решать судьбу людей, находящихся под моей опекой?

Не делайте из информации о наркотиках сенсацию. Само слово "наркотик", к сожалению, сегодня прочно вошло в нашу жизнь, стало привычным и обыденным. Дети уже не раз слышали и о вреде курения, и о риске заражения СПИДом. Слышали настолько часто, что невольно перестали слушать.

Будьте готовы к тому, что вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы: начиная с истории появления наркотиков, их качества и стоимости, и заканчивая рассказом об эффективности существующих сегодня методов лечения наркомании.

Не преувеличивайте опасность, говоря, что любой наркотик вызывает мгновенное привыкание. На практике скорость формирования зависимости определяется целым рядом факторов. Среди них: степень устойчивости организма, тип наркотика, способ его введения и т. д. В частности, при курении "крэка" (курительная смесь кокаина) привыкание, действительно, возникает практически мгновенно. Достаточно покурить 1-2 сигареты. С другой стороны, при эпизодическом (1-2 раза в неделю) употреблении наркотиков, приготовленных из различных частей конопли (марихуана, гашиш, анаша), привыкание может развиться только через год.

Среди ваших подопечных, скорее всего, уже есть те, кто неоднократно пробовал коноплю и на деле испытал ее относительную "безвредность". Такие знатоки обязательно постараются "блеснуть" своим опытом, опровергнув миф о "мгновенном привыкании" и тем самым обрекая на провал все ваши дальнейшие попытки информирования.

Чтобы избежать подобной ситуации, постарайтесь, во-первых, получить как можно больше научной информации по теме. Это придаст уверенность. Во-вторых, если вы не знаете ответа, лучше откровенно в этом признаться. Дайте ребенку высказать свое мнение и уточните информацию к следующему занятию.

Не выходить за рамки представлений, которые уже есть у учащихся. Для этого перед началом работы желательно провести анкетирование, результаты которого помогут определить дальнейшее направление работы и отобрать необходимые материалы.

Не следует упоминать названия неизвестных ранее наркотиков и разъяснять их опасность. Кроме того, в предлагаемом учащимся материале не должно быть конкретных руководств и правил по выращиванию соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических средств.

Избегайте информации о положительных моментах, которые могут возникать на первых этапах употребления наркотических препаратов, и таких терминов как "непередаваемые ощущения", "состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу", "состояние особенной одухотворенности, блаженства и покоя", "удовольствие" и т. п.

Не стоит ссылаться на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов и прочих "кумиров" молодежи, страдавших наркоманией или употреблявших наркотики, даже если приводятся негативные последствия от их приема. Не приводите на встречу бывших наркоманов.

Как говорится, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Если перед тобой внешне вполне нормальный, хорошо одетый, преуспевающий человек, разве можно поверить в то, что "наркомания приводит к деградации личности", или в то, что "мало кому удается избавиться от этой зависимости", или, наконец, в то, что "эффективных путей лечения от наркомании не существует"?

Сделайте акцент на том, что:

· даже разовое употребление наркотика может существенно отразиться на здоровье, привести к ухудшению внешнего вида (бледность, ломкость ногтей, выпадение волос, ослабление половых функций);

· употребление наркотиков требует огромных денег: на героин в сутки уходит не меньше 50 долларов, на кокаин - более ста;

· ни один из существующих сегодня методов лечения наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости;

· лечение наркомании стоит очень дорого. Цена проведения дезинтоксикации в частных клиниках Москвы не опускается ниже полутора тысяч долларов. Не говоря уже о последующих этапах лечения. Стоимость лечения в государственных клиниках в два-три раза дешевле, но и это, согласитесь, немалые деньги.

Правило третье.

При организации работы с родителями, помните:

· родители считают, что их дети слишком малы для того, чтобы пробовать курить, употреблять алкогольные напитки или экспериментировать с наркотиками. В результате проводимая вами работа может быть расценена, как преждевременная;

· родители не верят в то, что их дети вообще могут начать курить, пить или принимать наркотики и, тем более, отрицают всякую возможность того, что у ребенка уже есть одна из этих вредных привычек. Отсюда точка зрения, что профилактическая работа вообще не должна затрагивать их ребенка;

· родители считают, что единственный способ защитить ребенка: ни на минуту не выпускать его из поля зрения, осуществлять непрерывный и жесткий контроль. Все остальные меры - бездейственны, а значит, на них не стоит тратить время;

· родители не всегда представляют опасность приобщения ребенка, например, к алкоголю, подталкивая сделать первый шаг;

· родители в большинстве случаев ничего не знают о внешних признаках наркотического опьянения, что затрудняет своевременное обнаружение проблемы.







Анкетирование по профилактике наркомании

Класс

1.Откуда Вам известно о наркотиках?

Ответ: Личный опыт. Опыт друзей, знакомых. Информация в СМИ.

( Нужное подчеркнуть).

2. Есть ли у Вас знакомые, страдающие наркотической зависимостью

( либо ранее имели наркотическую зависимость) ?

3.Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

Ответ: Сострадание.Нетерпимость.Безразличие.(Нужное подчеркнуть)

4.Что, на Ваш взгляд, толкает людей на употребление наркотиков?

Ответ: Одиночество. Любопытство. Влияние окружающих (нужное подчеркнуть).

5. Поступали ли Вам предложения попробовать наркотик?

Ответ: Да. Нет. (Нужное подчеркнуть).

6.Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением

наркотиков?

Ответ: -Изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков?

- Введение обязательного принудительного лечения от наркомании?

- Усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи?

-Увеличение числа досуговых учреждений( клубов по интересам, доступность спортивных секций, кружков, возобновление деятельности подростковых клубов по месту жительства и т.д.) (нужное подчеркнуть).

7.Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

Ответ: Да. Нет.Затрудняюсь ответить (нужное подчеркнуть).

8. Ваш возраст? Ответ: 12-14 лет? 14-16 лет? 16 лет и старше? (нужное подчеркнуть).



Памятка для родителей

Дорогие родители! Вы нередко заблуждаетесь, когда думаете, что все в порядке. Наша практика и сведения, полученные при опросах самих наркоманов, показали, что значительная часть родителей ничего не ведала о проблемах своих детей, а правда открывалась часто лишь спустя несколько лет, когда их сын или дочь попадали в больницу. Не тешьте себя надеждой, присмотритесь к своим детям внимательнее.

Если:

· ваш ребенок становится скрытным, часто задерживается допоздна на прогулках, не отвечает на вопросы о том, где был, лжет без видимых на то причин, например, говорит, что был у приятеля, который давно живет в другом городе;

· увеличиваются финансовые запросы, которые он пытается удовлетворить любым способом, включая очистку родительских кошельков и вынос из дома вещей, не принадлежащих ему. Иногда, напротив, вы замечаете у ребенка наличие значительных сумм денег без постоянного источника;

· без очевидной причины резко меняется его настроение: то не в меру болтлив и весел, то выглядит измученным, апатичным, бледным. Наблюдаются нарушения памяти, неспособность логически мыслить, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы уколов, расширенный или суженный и не реагирующий на свет зрачок, не по возрасту испорченные зубы, бледность, дряблость, землистый цвет кожи;

· вы замечаете резкие перепады аппетита у ребенка: то он целый день ничего не ест, а на ночь съедает все, что лежит в холодильнике, или если подросток отказывается от еды несколько дней подряд, а потом неожиданно начинает нормально питаться, хотя вроде бы не был болен;

· у ребенка, не отличавшегося раньше никакими дарованиями, периодически развивается неожиданная жажда творчества. Его вдруг начинает захватывать процесс рисования, писания или музицирования при очевидном отсутствии интереса к плодам своей деятельности ("плоды" обычно больше похожи на мазню, графоманию и невнятный набор звуков);

· на одежде ребенка появляются необычные пятна, в том числе пятна крови; от вещей исходит странный запах;

· в доме появляются незнакомые предметы: шприцы, дешевые папиросы, марки, не похожие на почтовые, различного вида трубочки, скатанные в трубочку денежные купюры, аккуратной формы стеклянные пластинки, скатанные из фольги шарики, таблетки с рисунками непонятного назначения, различного вида порошки, измельченные растения, растворители, тюбики с клеем, неизвестные пузырьки бытовой химии (например жидкости для чистки труб "Крот", растворитель, ацетон и т.п.);

· резко снижается успеваемость, теряется интерес к спортивным и другим внеклассным мероприятиям, ребенок часто говорит о бессмысленности жизни;

· ребенок часто похож на пьяного (говорит, растягивая слова, качается при ходьбе, избегает встреч со старшими), но при этом от него не пахнет спиртным...

то настало время поинтересоваться его состоянием более серьезно. Если вы нашли в перечисленном списке основание для констатации более чем 10 признаков, существует необходимость обращения за консультацией.

Конечно, признаки употребления различных наркотиков отличаются друг от друга. Более того, признаки употребления одного и того же наркотика на разных стадиях зависимости и в период абстинентного синдрома (состояние "ломки") различны. Они описаны в специальной литературе. Но, на наш взгляд, родителям нелишне будет в общих чертах узнать о том, какие бывают наркотики, чтобы не выглядеть совершенно не просвещенными перед собственным ребенком, и знать, к каким опасностям надо подготовиться, если ребенок стал употреблять наркотики или сильно интересуется этой темой. Может быть, грамотное описание симптомов, последствий и осложнений убережет его от этой беды.

Что делать, если Вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики?

Независимо от ситуации ведите себя достойно. Вы - взрослый человек, и при возникновении беды не имеете права на панику или истерику. Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам, каждые две минуты пить валокордин или успокоительные таблетки и звонить во все спасательные службы подряд. Разберитесь в ситуации, ведь бывают случаи, когда ребенок начинает принимать наркотики под давлением, ему могут угрожать, бить, "подлавливать" на улице.

Сохраните доверие: если ребенок признался вам, значит, ищет поддержки. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к крикам, угрозам, запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Найдите в себе силы и постарайтесь в дальнейшем стать своему ребенку союзником, а не врагом.

Перестаньте винить во всем себя. Поймите, ваш ребенок - взрослый человек. Он сам, по своей собственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. Значит, ответственность за принятое решение он тоже должен нести сам. День, когда вы узнали, что он принимает наркотики, должен стать последним днем вашего безграничного доверия и опеки.

Ограничьте финансовую поддержку. Очень многие молодые люди привыкли, что ваши деньги - это их деньги. Немедленно дайте понять, что это не так. С этого момента ваш сын или дочь не должны получать ничего из того, что они привычно получают от вас: никаких денег на расходы, никакой одежды и денег на нее, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования ухаживания за девушкой и, если у молодого человека уже есть своя семья, никакой материальной помощи его семье.

Никогда не поддавайтесь на шантаж. А шантажа в вашей жизни возникнет много: "Если вы купите мне машину, то мне будет чем заняться и я брошу колоться", "Если ты не дашь мне денег и я не отдам долги, то меня убьют", "Если вы не дадите мне денег, то я покончу с собой - прямо сию секунду в ванной".

На все эти "если... то" может следовать один спокойный ответ: "Нет".

"Через год, после того как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь героин, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе машины".

"Пусть тот человек, которому ты должен, придет ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе".

"Иди в ванную и кончай там с собой. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии справиться с собой".

Не бойтесь шантажа самоубийством. Человек, который способен на такой шантаж, крайне редко бывает способен на самоубийство. Вдумайтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на ваших глазах, чтобы вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от вас желаемого результата.

Не занудствуйте. Бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать только обратный эффект. Любое, даже отрицательное упоминание о наркотике, вызывает воспоминание о нем. Как только ребенок начал лечение, все разговоры о наркотиках в вашей семье должны быть прекращены (исключая случаи, когда ребенок сам хочет с вами что-то обсудить).

Не злоупотребляйте угрозами. Молодой человек давно привык, что вы грозите, обещаете "сдать" его в больницу принудительно, "засадить всех его друзей за решетку", "лишить его денежного довольствия". Он заранее уверен, что вы этого не сделаете, а потому спокойно пропускает все сказанное мимо ушей. А потому после каждого вашего возмущенного монолога он радостно дает обещания. Причем обещает все, что угодно, но при этом даже и не собирается эти обещания выполнять. Наркоман никогда не будет верить вашим угрозам, пока вы не найдете в себе силы и не исполните то, чем грозили. Только после этого он сразу станет гораздо более управляемым.

Разрешите вашему ребенку прекратить прием наркотиков самостоятельно. Если ваш ребенок впервые признался вам, что употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью самому. Не надейтесь на чудо. Без квалифицированной медицинской помощи это невозможно, но пусть ваш ребенок поймет это сам.

Помогите ребенку найти лечащего врача.

Это единственное одолжение, которое вы должны ему сделать. Самому идти в больницу "сдаваться" бывает страшно и стыдно. Вам следует поддержать решение обратиться к врачу, присутствовать в качестве моральной поддержки на первом приеме, консультироваться с врачом в дальнейшем. Пройдет несколько лет, прежде чем вы перестанете нуждаться в его советах.

Сохраняйте постоянную систему родительского контроля на всем протяжении лечения и еще как минимум год после его окончания. Но контроль не должен быть абсолютным. Примерно через 2-3 месяца после прекращения приема наркотиков у вашего ребенка должна появиться некоторая степень свободы. Вы должны разрешить ему находиться в течение хотя бы 1-2 часов вне вашего контроля.

Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики. С самого начала лечения вы должны быть готовы, что он может "сорваться". При первых подозрениях посоветуйтесь с врачом. Понаблюдайте за ребенком несколько дней. Ваши обвинения должны иметь под собой очень серьезные основания. Если вы и врач считаете, что пациент возобновил прием наркотиков, вместо длительного выяснения отношений предложите ему сдать кровь на экспертизу.

Будьте осторожны с наркологическими препаратами и с советами друзей. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у собственного ребенка и покупать ему лекарства, которые помогают Васе и Пете избавиться от "ломок". Прежде чем использовать какой-либо препарат, посоветуйтесь с лечащим врачом.














© 2010-2022