Учебно-методические комплекты как условие обеспечения качества образования

Более 15 лет я работаю по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» и очень довольна этой программой, которая позволяет развить способности каждого ученика.  Все учебники Образовательной системы «Школа 2100» - это учебники для детей, которые хотят открыть для себя новое, для взрослых, которые хотят им помочь в этом, - словом для тех, кто хочет быть успешным в жизни. С самых первых уроков детям пришлась по душе математика. Им понравились задания, которые требуют от них творчества («придумать...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В.Мусихина, учитель начальных классов

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39» г. Читы

Учебно-методические комплекты как условие обеспечения качества образования.

Незнание - полбеды.

Беда, когда ученик не знает

способов нахождения нужного ему ответа.

1.Проблема качества образования на современном этапе.

Проблема качества образования приобретает в последнее время особую остроту. Происходит (или уже произошла) своеобразная метаморфоза содержания проблемы качества товаров и труда в проблему качества жизни, человека, культуры и образования. Особенностью образования, в отличие от обыкновенных услуг, является то, что его качество нельзя в полной мере измерить и оценить непосредственно в ходе самого процесса. Сила приобретенных знаний проявляется в практической деятельности и требует времени. Еще Д.И. Менделеев писал: "…высшие качества определяются не столько простым знанием прежней мудрости в данной специальности, сколько личным участием в дальнейшей разработке предметов наук, искусств и знаний". В этом главная проблема обеспечения качества образования.

Проблема состоит и в том, что темпы развития технологии и самой социально-экономической жизни стали соизмеримыми с темпом передачи знаний, и, если придерживаться традиционной (нетворческой) методики обучения, то неизбежно отставание от жизни. В этих условиях требуется менять подходы к выбору содержания и методики (технологии) обучения, используя достижения научно-технической революции и учитывая процессы глобализации жизнедеятельности в мире.

Современные информационные технологии позволяют реализовать новые графики и технологии обучения, обеспечивающие последовательное сочетание теории и практики, постепенное (но более прочное) наращивание знаний и умений, в том числе - умений решать задачи с неполными данными и противоречивыми требованиями.

Другая проблема, хотя и связанная с первой, состоит в обеспечении "долговременности" знаний в условиях повышенного темпа социально-экономических и технологических изменений в мире и в России. Кроме того, рынок, особенно в условиях нарастающей глобализации экономических связей, предъявляет новые требования к специалисту: умение адаптироваться к существующей жизни и активно творить (создавать) новую жизнь.

Школа обязана выполнить заказ жизни и экономики, особенно при подготовке специалистов нового типа, обладающих, по выражению профессора Э.М. Короткова (1), активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, логикой юриста и пытливостью исследователя. Задача состоит в том, чтобы воспитать новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации…" (А.Маслоу -(2))

Этой задаче должен быть подчинен, прежде всего, выбор содержания обучения. Информационная революция, охватившая человечество, требует поиска путей эволюции образования и учебника как одного из основных средств учебного процесса. Чтобы определить место учебника в модернизации российского образования, необходимо понять, каким мы хотим видеть выпускника школы. Стратегическая задача образования - научить человека справляться с потоком новой информации. Для этой цели человек должен приобрести ряд качеств, необходимых в его дальнейшей жизни в информационном мире. Остановимся на этих качествах.

Искренность, отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность. Важнейшая задача педагога - не подавлять, а развивать индивидуальность учеников. Этого можно достичь двумя методами. Первый предполагает диалоговую форму проведения урока, когда минимум должны усвоить все, а свой максимум каждый выбирает сам. Второй метод предусматривает разнообразие задач, которые дети сами могут выбирать и решать.

Любопытство и любознательность. Этому способствует опора учебного процесса на осмысление опыта школьников, возможность для ученика найти ответ на любой свой вопрос.

Наблюдательность. Стремление понять воспитывает наблюдательность.

Склонность к размышлению, поиску причин увиденного. Главная задача образования состоит не столько в знакомстве учеников с разнообразием явлений окружающего мира, сколько в том, чтобы добиться понимания этих явлений учениками на доступном им уровне.

Допустимость нескольких разных ответов на один вопрос, доброжелательность к другой точке зрения. Этому способствует рассмотрение каждого явления окружающего мира с разных точек зрения.

Умение пользоваться разнообразными источниками информации при поиске ответа на вопрос.

Умение общаться и работать в коллективе. Этому способствует совместная работа учеников по получению новых знаний.

Доброжелательность, открытость по отношению к окружающему миру.

В последние годы ставится задача формирования у человека определенных компетенций. Понятие компетентности связано с возможностью выполнения личностью сложных практических задач. Перечислим основные из них.

Информационная компетентность - это способность искать, анализировать, синтезировать информацию, строить собственную информационную структуру (К.Н.Поливанова).

Компетентность в решении проблем - это способность ставить и решать определенные типы рациональных задач.

Коммуникативная компетентность - это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач.

Формирование в учебном процессе описанных выше качеств и компетенций позволит подготовить будущее поколение к жизни в информационном мире. Ясно, что большую роль в этом процессе должен играть учебник.

Учебник должен сопровождаться развитой и доступной школьникам образовательной инфраструктурой, как в школе, так и за ее пределами: школьными, городскими библиотеками, в том числе и на электронных носителях. Подавляющее большинство школьников не имеют постоянного доступа к компьютеру и Интернету, как в учебное, так и главным образом во внеурочное время.

Поэтому особенно актуальна задача создания общедоступного современного учебника. Это должен быть учебно-методический комплект, "самодостаточный, который постоянно расширяется за счет дополнительных пособий, обеспечивающий образовательную инициативу ученика". При этом учебнику, как правило, отводится ключевая роль, гарантирующая образовательный минимум и обеспечивающая общую организацию образовательного процесса. Вариативность образования может сохраняться за счет роста разнообразия учебных пособий, способствующих образовательной инициативе учащихся.

Более 15 лет я работаю по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» и очень довольна этой программой, которая позволяет развить способности каждого ученика. Все учебники Образовательной системы «Школа 2100» - это учебники для детей, которые хотят открыть для себя новое, для взрослых, которые хотят им помочь в этом, - словом для тех, кто хочет быть успешным в жизни. С самых первых уроков детям пришлась по душе математика. Им понравились задания, которые требуют от них творчества («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать»). Эти задания развивают ум, волю, чувства и мотивы деятельности.

Хорошая методическая оснащенность дает педагогу возможность, используя деятельностный метод обучения, достигать хороших результатов на первых же этапах обучения. Очень удобны тетради для контрольных и самостоятельных работ. Также электронное приложение помогает сравнивать результаты своей работы с достижениями других. Несмотря на то, что методические разработки по истории и окружающему миру, на мой взгляд, не такие подробные, как по чтению и русскому языку, мне на этих уроках хорошо. Ребята с удовольствием готовят домашние задания по учебникам и тетрадям, часто используют дополнительную литературу. «Сильным» ученикам в классе интересно! Они охотно помогают мне на уроке, знают ответы на трудные вопросы. УМК позволяет выйти за рамки учебника и учит пользоваться информацией в окружающем мире. Современный учебник должен не только давать конкретные знания, но и учить активно пользоваться информацией, содержащейся в нем.

Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные. Да, мы даем детям необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом - нам надо научить детей учиться. Взрослый должен дать ребенку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Ученые, которые изучали эффективность различных путей обучения, пришли к такому выводу: на первом этапе усвоение происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются новые задачи и требуется самостоятельно применить знание к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом. Поэтому все свои уроки я стараюсь построить так, чтобы дети постоянно были в поиске ответов на возникшие у них вопросы. Выслушивая различные ответы детей, всегда задаю вопрос: «Почему ты так решил? Докажи.» Ребенок начинает рассуждать сам и убеждается в верности своего ответа, или находит в чем он ошибся.

Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. Все учителя сталкиваются с такой проблемой. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Не всегда мои усилия приводят к желаемым результатам. У меня в классе всегда есть несколько человек, которые учатся слабо. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения.

Работая над научно-познавательным текстом учебников чтения, окружающего мира, истории, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее. Постепенно приучаю детей к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагменты или затрудняются в его применении.

Я считаю, что гораздо полезнее любое объемное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

В современном образовании часто высказывается мнение о том, что конкретные знания играют второстепенную роль в образовании школьника и его будущей жизни. Отсюда можно сделать вывод : конкретные знания нужны постольку, поскольку они являются ключом к получению нового знания. Важны не знания сами по себе, а система. Она нужна для того, чтобы правильно определить направление поиска, отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы.

Сформировать у школьников и у всего взрослого населения потребность и способность к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться - эта задача в наши дни становится особо важной обязанностью школы и общества.

Критериями оценки учебника в целом могут служить:

- наличие разработанного аппарата организации усвоения материала и аппарата ориентировки, направляющих деятельность учеников;

- наличие полноценного аппарата издания;

- наличие творческих заданий.

Литература.

  1. Коротков Э.М. Концепция менеджмент-образования в России. ГУУ. Вестник ун-та, №1. Серия «Развитие образования в области менеджмента». - М., 2000.

  2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - С.-Пб, Изд. Группа «Евразия», 1997.

  3. Новая парадигма развития России. Под ред. В.А.Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е.- М.: Изд-во «Academia», 2000.

  4. Демидова Т.Е. Общеучебные умения как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики. - Начальная школа: плюс, минус №5, 2002.

  5. Материалы к эксперименту по модернизации образовательного процесса в начальной школе. - Начальная школа: плюс, минус №1, 2001.




© 2010-2022