Статья Роль классного руководителя в самовоспитании подростков

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Роль классного руководителя в самовоспитании подростков»

Классный руководитель Борисова Ольга Николаевна

1-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Иркутская область город Усолье-Сибирское

«Роль классного руководителя в самовоспитании подростков»

В нашем неспокойном времени, в котором живет и обучается современное поколение, порой бывает очень сложно разобраться и отличить добро от зла. Каждый ребенок сам решает по какому пути ему идти. А это в свою очередь становится решающим фактором для современного общества и всей страны в целом. Поэтому каждый ребенок в данное время, как никогда, должен найти свое место в жизни, уметь определять свои нравственные ценности, уметь сопротивляться разным асоциальным влияниям.

Чтобы каждый обучающийся в школе не сорвался в пропасть и не был растоптанным, ему необходимо разбираться в происходящем в нашей стране. А начать необходимо с самого себя, усовершенствовав свою личность. Наш современный мир непрерывно меняется, и место в этой жизни найдет тот человек, который постоянно, непрерывно меняется сам, совершенствуясь. И еще хочется добавить, что с помощью самовоспитания очень важные для человека качества, такие как терпеливость, настойчивость, уверенность, воля, мужественность и так далее.

Поэтому самовоспитание является одной из самых важнейших проблем в современном образовании и воспитании, и конечно же требует своего решения.

Одной из важных задач формирования личности обучающегося является самовоспитание. По разным причинам возникает потребность ребенка в самовоспитании возникает: заострение внимания на одну из областей знаний, искусства или спорта, стремления подготовить себя к деятельности в этой области.

А что такое самовоспитание?

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в контексте с осознанно поставленными целями, какими то идеалами и убеждениями. Самовоспитание выводит ребенка на определенный уровень развития личности, ее самосознания, ребенок способен к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками и действиями других людей. Ребенок выражает свое отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть и анализировать в себе свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предвестниками организации самовоспитания.

Самовоспитание использует следующие приемы, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственных поступков и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание проявляется в процессе самоуправления, которое развивается на основе очерченных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, анализа полученных конечных результатов, самокоррекции.

Методы самовоспитания: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: наблюдение себя, анализ, оценивание, сравнение.

Самообладание опирается на: убеждение, контроль, приказ самому себе, самовнушение, подкрепление, исповедь, принуждение.

Стимулирование самого себя включает: самоутверждение, ободрение, поощрение, наказание, ограничение.

Современная наука накопила достаточный фактический материал, который позволяет проникнуть в суть процесса воспитания себя. Механизм самовоспитания должен иметь следующие особенности: ребенок выбирает цели свои жизни, идеалы в соответствии с современными общественными критериями, готовит себя к жизни в социуме, совершенствуясь в коллективной коммуникативной деятельности по улучшению окружающего мира.

Выделить основные параметры самовоспитания:

- направленность, то есть мотивы работы над собой;

- содержание (ум, физическое состояние, нравственность, труд, эстетика, воля, профессиональность);

устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

Потребность в самовоспитании, характер самовоспитания зависят от возрастных особенностей обучающихся, общего развития, окружающей среды, классного коллектива и его устремленности.

Сам процесс самовоспитания особенно активно развивается в подростковом, старшем школьном возрасте. Обучающиеся начинают заниматься воспитанием самого себя, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Классному руководителю необходимо постоянно стимулировать у обучающихся потребность к собственному внутреннему миру, желание изменять себя как личность, побуждать у учащихся стремления стать лучше, развить в себе хорошие качества личности, избавиться от недостатков.

Для этого с обучающимися необходимо проводить беседы, диспуты о том, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, каким образом можно и важно посмотреть на себя со стороны, подумать, проанализировать как правильно поступить в каждой конкретной ситуации, какими свойствами и качествами он должен обладать. Необходимо предельно ясно объяснить учащимся, в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, каким образом выражаются методы самопринуждения и самоприказа, а также эмпатии, самоканазания и т.д.

Классный руководитель также может использовать вопросник для устных или письменных обсуждений, характеристики (составленные на самого себя), самоанализ, предложенный В.Б. Бондаревским.

Рассмотрим схему самоанализа В. Б. Бондаревского:

1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми,

вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.

2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу.

Придумай несколько сложных, но штатных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый обучающийся твоего класса, и друзья, ты сам.

По ответам на вопросы учитель сделает вывод о нравственных представлениях у школьников. Вопросы могут быть такого характера:

А). Иногда, люди, которые характеризуют человека, говорят о нем: "хороший человек", "плохой человек". Назовите все качества, которые принадлежат, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

Б). Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

В). Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

Г). Каким вы хотели бы видеть себя через 5 - 10 лет?

Д). Кто является для вас образцом жизни и поведения?

Е). Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Вопросы для характеристики самого себя в анализе обучающегося:

1. Твой внешний вид.

2. Твои убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).

3. Твои способности и интересы. (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

4. Твое отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Важнейшим стимулом в самовоспитании являются претензии личности на признание своего достойного места в обществе, среди сверстников и одноклассников. Нужно корректно отмечать положительные действия и поступки обучающихся, замечать и стимулировать их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому ученику.

Еще одну важную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые видит обучающийся. Эти примеры показывают друзья, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах, законные представители. Все это вызывает подражание и обучающийся стремится к личностному развитию.

Помогают в активной работе над собой и самовоспитанию диспуты, дисскусии на темы о морали, обсуждение в ученическом коллективе

различных нарушений правил поведения в обществе, дисциплины со стороны отдельных обучающихся.

Важнейшую роль в организации и руководстве самовоспитанием играет оказание учащимся практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов. Здесь просто необходимы разъяснительные беседы, индивидуальные советы и рекомендации классного руководителя, оказание помощи в разработке программы самовоспитания (здесь есть условие, что поставленна цель и обучающийся знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

А. И. Кочетов в своих научных работах предлагал обучающимся конкретный план работы над собой.

1-й этап Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал.

Мои достоинства, девиз жизни. конечная цель моих стремлений и деятельности, что люблю в людях и что ненавижу, духовные ценности человека.

2-й этап Познай самого себя. Какой я есть, каким я должен стать, мои недостатки, мои интересы и увлечения, цель моей жизни, отношение к учебе, отношение к труду, отношение к людям.

Объективная самооценка.

3-й этап Определи программу самовоспитания. Требование ко мне родителей и учителей, требования ко мне товарищей, коллектива, требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки.

Программа самовоспитания.

4-й этап Создать свой образ жизни. Режим. Распорядок дня, бережное отношение ко времени, гигиена труда и отдыха, правила жизни.

5-й этап Тренируй себя, вырабатывай знания, умения и навыки

Тренировки, упражнения. Самообязательства, задания самому себе на день, неделю, месяц, самоубеждение, самопринуждение, самообладание, самоприказ.

6-й этап Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания. Самоконтроль: самоанализ и самооценка работы над собой, самопоощрение или самонаказание, совершенствование программы самовоспитания.

Итак, при организации самовоспитания главное место должно занимать развитие способностей у обучающихся к волевому усилию, напряжению, чтобы каждое правильное решение переходило к действию. Если такие способности отсутствуют, это мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Самовоспитание - это педагогический управляемый процесс. Таким образом, если убедить обучающихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать эффективно.

.

Список использованной литературы:

1. infourok.ru/material.html?mid=9913;

2. podelise.ru/docs/17515/index-2118-6.html

© 2010-2022