- Преподавателю
- Классному руководителю
- Литературно -историческая композиция Дети войны
Литературно -историческая композиция Дети войны
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киндякова Н.С. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий литературно- исторической композиции
Д е т и в о й н ы
Цели и задачи:
- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- Ознакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;
- Воспитание чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.
Ученик( Абдрашит А)
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер - Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Слово учителя:
-Что вы знаете о войне? Как вы думаете, война это хорошо или плохо? Какие у вас ассоциации со словом «война»?
Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то рядом.
- Война!- крикнул кто-то.
- Война это, товарищи, война!
Звучит объявление о начале ВОВ (Ю.Левитан)
Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу.
На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети.
Звучит запись «Священная война»
От кого пришлось защищать Родину?
- Маленькие герои большой войны( на слайде)
- Как вы думаете, какое слово главное в этой фразе? Почему? ( рассуждения учащихся)
- Вы можете представить себя на войне? А почему?
Вы не могли представить себя на войне, а ведь все эти герои- ваши ровесники. До войны- самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, играли, бегали, прыгали.
Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час, и они показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Дети участвовали не только в боевых действиях , в партизанских отрядов. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, вышивали носовые платки, кисеты для табака. В колхозах оказывали помощь в полевых работах . Они работали наравне со взрослыми, на своих плечах несли тяжелую тыловую обязанность - помогать фронту. Они видели смерть и очень рано повзрослели. Они называют себя «детьми войны».
- Как вы думаете, какие чувства испытывали дети на войне?( отвечают)
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими , сражались повсюду. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!
Война глазами ребенка: Фашисты зверствовали
Из воспоминаний Анны Антоновны Пысь,
Когда началась война, ей только исполнилось 4 годика .Она видела весь страх войны. Бескрайняя жестокость, крики умирающих и глаза расстрелянных навсегда заняли отдельное место в ее сердце.
Анна Пысь родилась и выросла на Украине, в селе Машковка. В столь раннем возрасте маленькая девочка и не знала, что детство может быть другим - без страха и голода, без горя и потерь.
«От нашей деревни железная дорога была на расстоянии 5 километров, а все мужчины, которые не успели уйти на фронт, ушли в партизаны. Лес был очень близко с нашим домом. В нем и партизанили. По ночам партизаны ходили на железную дорогу, взрывали поезда под откос, которые везли горючее и танки немцам. Много танков, боевой техники, оружия не дошло до немцев благодаря партизанам. А днем немцы срывали все свое зло на мирном населении. Вокруг нашей деревни все деревни были сожжены - стояли только русские печи».
Женщины и дети, оставшиеся в деревне, чем могли помогали лесным отрядам, готовили еду, укрывали от врага. Расправа над непокорными местными жителями была страшной. Навсегда отпечатались в памяти Анны Пысь казни и расстрелы, которых маленькая девочка в военные годы увидела множество.
«Фашисты зверствовали. Однажды в воскресенье они пришли в каждый дом, все перевернули. Искали семью из соседней деревни, которой удалось спастись. Грабовка рядом совсем была, ее недавно сожгли и всех людей расстреляли, а одна молодая пара с маленьким ребенком спаслась и укрылась в нашей деревне. Немцы согнали всех нас на площадь возле коровника. Тут же на наших глазах повесили одного человека - на него донесли, что он связист и помогает партизанам. Он висел трое суток, летом, в жару. Немцы запрещали его снимать, чтобы народ смотрел и боялся. А потом они продолжили поиски семьи из Грабовки: "Кто из Грабовки, выйдите на три шага вперед". Никто не вышел. "Тогда мы сейчас всех расстреляем". И молодая пара вышла вперед. Ребенка пытались спрятать у себя за спиной. А он маленький совсем, годика два, вдруг побежал… Их расстреляли… у нас на глазах. И ребеночка… Сейчас некоторые говорят, что фашисты хорошие были. Тот, кто так говорит, не знает, как они издевались и зверствовали», - со слезами вспоминает Анна Пысь.
Ведущий А вот судьба еще одной девочки
Таня Савичева..(СЛАЙД)
Мы не можем не вспомнить о 12-летней девочке - Тане Савичевой. Это ленинградская школьница суровой блокадной поры, когда осажденный город остался без хлеба, воды и тепла, когда от непрестанных бомбежек и артобстрелов рушились здания, а погибших не успевали хоронить. Таня вела дневник , оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц, и на шести из них она последовательно отмечала всех родных и близких, которые умирали один за другим голодной смертью. Между первой и последней записями, сделанными Таниной рукой, 137 изнурительных блокадных дней. (Всего же блокада Ленинграда продолжалась 900 дней.) Танин дневник стал теперь достоянием истории, а заканчивается он печальными словами: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». В 1942 году ее эвакуировали в Горьковскую область, но истощенная голодом и страданиями, девочка умерла.
Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.
(СЛАЙД)
Символом мужества и беспримерной храбрости стали боевые подвиги пионеров - Лары Михеенко, Саши Ковалева, Юты Бондаровской, Володи Дубинина и многих других. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза - это Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова.
Особые заслуги! А они были детьми! Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
(СЛАЙД)
А разве не герои - дети, выжившие в ленинградской блокаде?
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни. Это было невероятно трудно из-за бомбёжек, морозов и голода. Во время налётов ученики перебирались в бомбоубежища.
Ученик( Сабирова О)
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение -
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу - «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет - чего?- «войны».
А за словом воющим -
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я -
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ДЕТЯМ - ЖЕРТВАМ ФАШИСТОВ.
Памятник 82 уничтоженным детям (в натуральную величину). Эта скульптура Мари Ючитиловой создана в знак памяти о них. 10 июня 1942 года войска СС окружили Лидице(в Польше); всё мужское население старше 16 лет (172 человека) было расстреляно. Лидицкие женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены . Это дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные (82 чел.) были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли. Все строения посёлка были сожжены и сравнены с землёй. К утру 11 июня посёлок Лидице представлял собой лишь голое пепелище. Дети погибли, но память о них останется в виде памятника около деревни Лидице. 82 бронзовых статуй, 40 мальчиков и 42 девочки, смотрят на нас и напоминают о бойне устроенной нацистами...
Ведущий : Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!
Ученик.(Дашкова А)
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!
Ведущий :За что можно сказать спасибо тем, кто не жалея ни себя, ни свои силы сделал так, чтобы мы с вами сегодня жили. Перед вами георгиевские ленточки, символ мужества и отваги. Напишите на них слова благодарности.( 2 мин ,включаю музыку)
Ведущий :Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, дети, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
- В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания.
(метроном)
- Спасибо, можно сесть.
Ведущий
Пусть дети рисуют цветы и траву!
Пусть светятся радостью детские лица!
Пусть в жизнь воплощают большую мечту!
Пусть мир на земле навсегда сохранится!
Выходят дети с воздушными шарами.
Можно нарисовать войну...
А можно нарисовать цветок...
Можно и тишину...
А можно воды глоток.
Любую краску взять можно...
И радугой землю разрисовать...
Но если черную, то возможно...
В мире друг друга нам потерять.
Я нарисую яркое солнце...
Я нарисую синее небо...
Она нарисует свет в оконце...
Она нарисует колосья хлеба...
Мы нарисуем зеленые листья...
Мы нарисуем цветную мечту...
Вместе. И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войну!
Ведущий:
9 Мая наша страна отмечает великий праздник - 70-летие Победы. Говорят, время залечивает самые тяжёлые раны. Но, видимо, раны памяти людской всё-таки особого рода. Отзвуки минувшей войны до сих пор острой болью отдаются в памяти народа.
Здесь ничего не придумано и не приукрашено. Сегодняшнее поколение должно знать о том, что пережили во время войны дети - ваши сверстники.
Тема войны - самая страшная тема. Ведь дети не виноваты! Нельзя допускать, чтобы они снова становились добычей смертельного насилия.
Видео клип «Дети войны»
Можно нарисовать войну...
А можно нарисовать цветок...
Можно и тишину...
А можно воды глоток.
Любую краску взять можно...
И радугой землю разрисовать...
Но если черную, то возможно...
В мире друг друга нам потерять.
Я нарисую яркое солнце...
Я нарисую синее небо...
Я нарисую свет в оконце...
Я нарисую колосья хлеба...
Вместе.
Мы нарисуем зеленые листья...
Мы нарисуем цветную мечту...
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войну!
Мы нарисуем зеленые листья...
Мы нарисуем цветную мечту...
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войну!