Литературно -историческая композиция Дети войны

Мероприятие было проведено в начальных классах  в рамках празднования 70-летия победы в  ВОВ Сценарий литературно- исторической композиции Д е т и    в о й н ы Цели и задачи:   - Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;- Ознакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ; - Воспитание чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.  Слово учителя: -Что вы знаете о войне? Как вы думаете, война это хорошо или плохо?Какие у вас ассоциации со словом «войн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературно- исторической композиции
Д е т и в о й н ы

Цели и задачи:

- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- Ознакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;
- Воспитание чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.

Ученик( Абдрашит А)

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога»: Гитлер - Сталин,

А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…

Слово учителя:

-Что вы знаете о войне? Как вы думаете, война это хорошо или плохо? Какие у вас ассоциации со словом «война»?

Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то рядом.

- Война!- крикнул кто-то.

- Война это, товарищи, война!

Звучит объявление о начале ВОВ (Ю.Левитан)

Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу.

На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети.

Звучит запись «Священная война»

От кого пришлось защищать Родину?

- Маленькие герои большой войны( на слайде)

- Как вы думаете, какое слово главное в этой фразе? Почему? ( рассуждения учащихся)

- Вы можете представить себя на войне? А почему?

Вы не могли представить себя на войне, а ведь все эти герои- ваши ровесники. До войны- самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, играли, бегали, прыгали.

Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час, и они показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Дети участвовали не только в боевых действиях , в партизанских отрядов. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, вышивали носовые платки, кисеты для табака. В колхозах оказывали помощь в полевых работах . Они работали наравне со взрослыми, на своих плечах несли тяжелую тыловую обязанность - помогать фронту. Они видели смерть и очень рано повзрослели. Они называют себя «детьми войны».

- Как вы думаете, какие чувства испытывали дети на войне?( отвечают)

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими , сражались повсюду. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

Война глазами ребенка: Фашисты зверствовали

Из воспоминаний Анны Антоновны Пысь,

Когда началась война, ей только исполнилось 4 годика .Она видела весь страх войны. Бескрайняя жестокость, крики умирающих и глаза расстрелянных навсегда заняли отдельное место в ее сердце.

Анна Пысь родилась и выросла на Украине, в селе Машковка. В столь раннем возрасте маленькая девочка и не знала, что детство может быть другим - без страха и голода, без горя и потерь.

«От нашей деревни железная дорога была на расстоянии 5 километров, а все мужчины, которые не успели уйти на фронт, ушли в партизаны. Лес был очень близко с нашим домом. В нем и партизанили. По ночам партизаны ходили на железную дорогу, взрывали поезда под откос, которые везли горючее и танки немцам. Много танков, боевой техники, оружия не дошло до немцев благодаря партизанам. А днем немцы срывали все свое зло на мирном населении. Вокруг нашей деревни все деревни были сожжены - стояли только русские печи».

Женщины и дети, оставшиеся в деревне, чем могли помогали лесным отрядам, готовили еду, укрывали от врага. Расправа над непокорными местными жителями была страшной. Навсегда отпечатались в памяти Анны Пысь казни и расстрелы, которых маленькая девочка в военные годы увидела множество.

«Фашисты зверствовали. Однажды в воскресенье они пришли в каждый дом, все перевернули. Искали семью из соседней деревни, которой удалось спастись. Грабовка рядом совсем была, ее недавно сожгли и всех людей расстреляли, а одна молодая пара с маленьким ребенком спаслась и укрылась в нашей деревне. Немцы согнали всех нас на площадь возле коровника. Тут же на наших глазах повесили одного человека - на него донесли, что он связист и помогает партизанам. Он висел трое суток, летом, в жару. Немцы запрещали его снимать, чтобы народ смотрел и боялся. А потом они продолжили поиски семьи из Грабовки: "Кто из Грабовки, выйдите на три шага вперед". Никто не вышел. "Тогда мы сейчас всех расстреляем". И молодая пара вышла вперед. Ребенка пытались спрятать у себя за спиной. А он маленький совсем, годика два, вдруг побежал… Их расстреляли… у нас на глазах. И ребеночка… Сейчас некоторые говорят, что фашисты хорошие были. Тот, кто так говорит, не знает, как они издевались и зверствовали», - со слезами вспоминает Анна Пысь.

Ведущий А вот судьба еще одной девочки

Таня Савичева..(СЛАЙД)

Мы не можем не вспомнить о 12-летней девочке - Тане Савичевой. Это ленинградская школьница суровой блокадной поры, когда осажденный город остался без хлеба, воды и тепла, когда от непрестанных бомбежек и артобстрелов рушились здания, а погибших не успевали хоронить. Таня вела дневник , оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц, и на шести из них она последовательно отмечала всех родных и близких, которые умирали один за другим голодной смертью. Между первой и последней записями, сделанными Таниной рукой, 137 изнурительных блокадных дней. (Всего же блокада Ленинграда продолжалась 900 дней.) Танин дневник стал теперь достоянием истории, а заканчивается он печальными словами: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». В 1942 году ее эвакуировали в Горьковскую область, но истощенная голодом и страданиями, девочка умерла.

Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.

(СЛАЙД)

Символом мужества и беспримерной храбрости стали боевые подвиги пионеров - Лары Михеенко, Саши Ковалева, Юты Бондаровской, Володи Дубинина и многих других. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза - это Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова.
Особые заслуги! А они были детьми! Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

(СЛАЙД)

А разве не герои - дети, выжившие в ленинградской блокаде?
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни. Это было невероятно трудно из-за бомбёжек, морозов и голода. Во время налётов ученики перебирались в бомбоубежища.

Ученик( Сабирова О)

В классе очень холодно,

На перо дышу,

Опускаю голову

И пишу, пишу.

Первое склонение -

Женский род на «а»,

Сразу, без сомнения,

Вывожу - «война».

Что всего существенней

Нынче для страны?

В падеже родительном:

Нет - чего?- «войны».

А за словом воющим -

Мама умерла...

И далекий бой еще,

Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,

Помню лишь «войну»...

Может, для примера мне

Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем

Нынче жизнь и смерть,

Получу «отлично» я -

Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,

Гордый тот урок,

И его запомнила

Я на вечный срок.

УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ДЕТЯМ - ЖЕРТВАМ ФАШИСТОВ.

Памятник 82 уничтоженным детям (в натуральную величину). Эта скульптура Мари Ючитиловой создана в знак памяти о них. 10 июня 1942 года войска СС окружили Лидице(в Польше); всё мужское население старше 16 лет (172 человека) было расстреляно. Лидицкие женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены . Это дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные (82 чел.) были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли. Все строения посёлка были сожжены и сравнены с землёй. К утру 11 июня посёлок Лидице представлял собой лишь голое пепелище. Дети погибли, но память о них останется в виде памятника около деревни Лидице. 82 бронзовых статуй, 40 мальчиков и 42 девочки, смотрят на нас и напоминают о бойне устроенной нацистами...

Ведущий : Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!

Ученик.(Дашкова А)

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было!

Мужчины мучили детей!

Ведущий :За что можно сказать спасибо тем, кто не жалея ни себя, ни свои силы сделал так, чтобы мы с вами сегодня жили. Перед вами георгиевские ленточки, символ мужества и отваги. Напишите на них слова благодарности.( 2 мин ,включаю музыку)

Ведущий :Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, дети, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

- В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания.
(метроном)

- Спасибо, можно сесть.

Ведущий

Пусть дети рисуют цветы и траву!

Пусть светятся радостью детские лица!

Пусть в жизнь воплощают большую мечту!

Пусть мир на земле навсегда сохранится!

Выходят дети с воздушными шарами.

Можно нарисовать войну...

А можно нарисовать цветок...

Можно и тишину...
А можно воды глоток.
Любую краску взять можно...
И радугой землю разрисовать...

Но если черную, то возможно...

В мире друг друга нам потерять.

Я нарисую яркое солнце...
Я нарисую синее небо...
Она нарисует свет в оконце...
Она нарисует колосья хлеба...
Мы нарисуем зеленые листья...
Мы нарисуем цветную мечту...
Вместе. И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войну!

Ведущий:

9 Мая наша страна отмечает великий праздник - 70-летие Победы. Говорят, время залечивает самые тяжёлые раны. Но, видимо, раны памяти людской всё-таки особого рода. Отзвуки минувшей войны до сих пор острой болью отдаются в памяти народа.
Здесь ничего не придумано и не приукрашено. Сегодняшнее поколение должно знать о том, что пережили во время войны дети - ваши сверстники.
Тема войны - самая страшная тема. Ведь дети не виноваты! Нельзя допускать, чтобы они снова становились добычей смертельного насилия.

Видео клип «Дети войны»






Можно нарисовать войну...

А можно нарисовать цветок...

Можно и тишину...
А можно воды глоток.

Любую краску взять можно...
И радугой землю разрисовать...

Но если черную, то возможно...

В мире друг друга нам потерять.

Я нарисую яркое солнце...

Я нарисую синее небо...

Я нарисую свет в оконце...
Я нарисую колосья хлеба...

Вместе.

Мы нарисуем зеленые листья...
Мы нарисуем цветную мечту...
И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войну!

Мы нарисуем зеленые листья...
Мы нарисуем цветную мечту...
И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войну!


© 2010-2022