Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил»

Н.А. Заболоцкий

Не случайно рассуждение на тему «Моя педагогическая философия» я начинаю с этих слов. Каждый человек - творец своей судьбы, и от того, какой дорогой он пойдёт, зависит его будущее. Люди, которые выбирают профессию не по душе и не по своему призванию, всю жизнь будут неудовлетворенны чем-то, а это отрицательно будет отражаться и на их личности и на тех, кто с ними будет находиться рядом. Особенно это относится к тем людям, чья профессия связана с воспитанием и обучением подрастающего поколения. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Это и есть мой мир, который я творю по мере своих сил, а самое главное, у меня есть возможность и поле деятельности для реализации своих творческих и организаторских способностей. Мне нравится быть педагогом и учиться педагогическому мастерству. Для меня педагогическое мастерство учителя определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Глазами своего первого наставника смотрят воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать её. Мастер-педагог является воздействующей фигурой в воспитательном процессе, от личных качеств педагога и его активной жизненной позиции будет зависеть жизнедеятельность всего ученического коллектива.

Свое педагогическое назначение я вижу в создании оптимальных условий для развития обучающегося, оказание ему помощи в воспитании, самоопределении и самосовершенствовании и в управлении процессом формирования личности каждого из них.

И тут многое зависит от первой встречи воспитанников со своим мастером-наставником. Поэтому, когда мне предстоит первая встреча с обучающимися -первокурсниками, я к ней стараюсь тщательно подготовиться и продумать всё до мелочей: свой имидж, мимику, голос, интонацию, тщательно продумываю свой с ними диалог. Главное, чтобы они сразу во мне увидели и требовательного педагога, который сможет с них спросить за дело, и человека, который сможет их поддержать и помочь. Второе, на что я обращаю внимание, учесть, что к нам в систему начально-профессионального образования часто приходят подростки, от которых просто-напросто школы избавляются, - это наладить тесный контакт с их родителями. Поэтому я стараюсь познакомиться с семьями своих подопечных, с их условиями проживания. На первом родительском собрании я стараюсь с родителями установить партнёрские отношения и обращаю их вниманию на то, что только двухсторонний контроль поможет нам выучить наших детей.

Большое значение я придаю индивидуальному подходу к своим ученикам. Часто у нас учатся подростки с израненной душой и из неблагополучных семей, но для меня они - личности со своими достоинствами и недостатками. Да, и, наверное, если бы они были все одинаковые и послушные, было бы не так интересно с ними работать. Наивысшее наслаждение я получаю тогда, когда из трудного подростка, совместно общим усилиям педагога и самого обучающегося выходит хороший профессионал своего дела. Своим ученикам я говорю, что, несмотря на предоставленные характеристики из школы все они для меня начинаются с «чистого листа». И это на самом деле так. С первого дня я начинаю изучение своих подростков: их характера, темперамента, творческого потенциала. Вместе с ними, в тесной взаимосвязи «наставник-ученик» мы проходим этот удивительный путь познания друг - друга. Результат таких трудов мне предстоит увидеть по окончанию обучения. А самое главное, на протяжении всего обучения я стараюсь создать такую эмоционально-благоприятную атмосферу в коллективе, которая позволяет приходить на занятия моим подопечным с желанием и охотой и раскрывает их творческий потенциал по максимуму. Для этого мы вместе с ними участвуем во всех культурно-массовых и социально-значимых общественных мероприятиях, проводимых как нашим учебным заведением, так городскими и республиканскими уровнями. И когда они видят результаты своего участия, у них повышается самооценка и формируется соответствующий опыт, появляется социальная активность. Это немаловажное условие позволяет быть успешным в обществе, так как в наше время работодатели характеризуют молодое поколение как инфантильное и пассивное, не способное творить и мыслить.

Целью системы начального профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих. Поэтому раскрыв условия, применяемые мною для успешного воспитания подрастающего поколения, необходимо сказать и об условиях, способствующих успешному обучению получаемой профессии, так как мастер производственного обучения, прежде всего, призван научить навыкам работы по выбранной специальности. И здесь много зависит от того, насколько мастер знает своё дело. И моё педагогическое кредо в этой сфере деятельности - регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живёшь, и месту, которое занимаешь. Современный мастер производственного обучения - это профессионал, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом навсегда оставаться и учеником. Хороший мастер постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами, учиться готовиться к уроку, используя современные педагогические методы работы. Педагогическая деятельность подобна мозаике - образ складывается из кусочков, каждый из которых необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая: не всегда частички совпадают. Иной раз приходится все перекладывать заново и заново. Используя полученные знания, я веду свой образовательный курс так, что он как живой организм, постоянно изменяется и дополняется моим видением программы.

На своих уроках производственного обучения я учу ребят работать с информацией, учу их думать. Подобная концепция делает главный акцент на развитии мышления: логического, творческого, практического. Поэтому на уроках мы учимся мыслить, мыслить «со вкусом!», а главное, мыслить по-разному. Безусловно, мастер должен работать в определенной системе, в которой каждый урок или будь то внеклассное мероприятие, становится частью единого целого. Стержнем моей системы я считаю развитие творческого мышления. В этом мне помогает использование игровых, информационно-коммуникационных, практико-ориентированных технологий на уроках производственного обучения и теоретических занятий по предметам: «Деловая культура» и «Оборудование торговых предприятий».

Мне кажется, что каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством как терпимость, которое мы сегодня часто называем толерантностью и должен развивать у сегодняшних учащихся самостоятельность, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству и созидательной деятельности.

Человек становится педагогом не сразу, а постепенно. Поэтому педагогическое кредо, базирующееся на моих личностных ценностях, может меняться в зависимости от возраста. Но основное, главное останется на всю жизнь: люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.

Повышая свой профессионализм:

- стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствоваться;

- ценю своё и чужое время; люблю, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно имеет смысл;

- стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям;

- стараюсь, чтобы воспитанники, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний, верили в то, что « хорошие знания лучше жемчуга», даже в нашей излишне «материальной» жизни.

В качестве заключения хочу привести высказывание Л.Н. Толстого:

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Какой я педагог, судить не мне, но я как мастер производственного обучения, буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень и свое педагогическое мастерство. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.

Обручева И.В., преподаватель ГБПОУ РХ СПО

«Черногорский техникум торговли и сервиса».

3

© 2010-2022