Приложение к программе элективного курса Территория доверия (9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1

Занятие 1. «Здравствуйте!» Упражнение «Принятие правил»

Правила работы в группе:

  1. Соблюдай полную конфиденциальность (тайну) всего, что узнаешь в группе!

  2. Высказывайся искренне и доверяй группе!

  3. Свободно высказывай свое мнение, действуй по принципу: «здесь и сейчас».

  4. Не допускай критических оценок человека в работе группы

  5. Откажись от безадресных суждений, говори от себя!

  6. Уважай говорящего!

Приложение 2

Занятие 2. «Это я!» Упражнение «Мое физическое «Я»

Цель: формирование установки на восприятии себя в единстве духовного и физического начал. Настрой на внимательное отношение не только к своему душевным переживаниям, но и к своему телу.

Инструкция: на наших занятиях мы будем анализировать свои личностные качества. Но человек - это не только душа, психика, но и тело. А знаем ли мы свое тело? Давайте проверим. Запиши свои физические показатели: цвет глаз, волос, рост, вес, объем груди, талии, бедер, размер обуви, одежды, головного убора, перчаток.

После поделись впечатлениями: легко ли было выполнить это задание? Как трудно? Почему? Какие чувства возникали во время его выполнения?

Материалы: раздаточные листы с показателями, карандаши

Таблица 1. ЗНАЮ ЛИ Я СВОЕ ТЕЛО?

Мои физические показатели

Цвет глаз

Цвет волос

Рост

Вес

Объем груди

Объем талии

Объем бедер

Размер обуви

Размер одежды

Размер головного убора

Размер перчаток

Приложение 3

Занятие 2. «Это я!» Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Цель: установка на самоанализ.

Инструкция: в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» царица время от времени задавала этот вопрос, чтобы узнать о себе что-то. А часто ли вы задаете такие вопросы самим себе?

Ответьте на вопрос «Кто я?» - 10 раз

  1. Подчеркните первые три ваших ответа.

  2. Подумайте, какие девизы, афоризмы, строчки из песен, «крылатые» выражения, ваши личные мысли могли бы как можно точно отразить суть вашей самохарактеристики.

  3. Запишите девиз напротив каждого из трех ответов.

  4. К пунктам 4-10 придумайте символ, воплощающий в форме знака содержание вашей самохарактеристики.

Комментарии: пункты 1-3 являются подготовительными к основному этапу упражнения. Пункты с 4 по 10 - основными - определяют девизы и символы в жизни. Можно обсудить результаты.

Материалы: раздаточные листы, карандаши

Приложение 4

Занятие 2. «Это я!»

Упражнение «Ладошка»

Цель: позитивная обратная связь. Возможность выражения позитивных эмоций.

Инструкция: каждый участник обрисовывает свою ладонь с двух сторон листа, снизу на листочке подписывает свое имя. В каждый палец одной ладони вписывает качество, свойственное себе. Листочек переворачивается и передается соседу, а затем по кругу, при этом каждый вписывает то, что он думает об этом человеке. Затем листочек возвращается к владельцу. Результаты сравниваются.

Комментарии: можно провести обсуждение по вопросу: согласны ли вы с тем, что о вас написали или вы разочарованы.

Материалы: раздаточные листы, карандаши

Кто Я?

  1. Я -

2. Я -

3.Я -

4.Я -

5.Я -

6.Я -

7.Я -

8.Я -

9.Я -

10. Я -

Приложение 5

Занятие 2. «Это я!» Упражнение «Герб»

Цель: изобразить свои ресурсы символически в виде ресурса личного герба.

Инструкция: Герб - это визитная карточка. С эпохи средневековья рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров для придания смелости выкрикивали свой девиз.

Щит с гербом - это оружие защиты, но он может стаьь и оружием победы, если с его помощью вы преодолели какую-нибудь жизненную ситуацию, стали сильнее, умнее мудрее.

Меч - это осознание своих прав. И право быть самим собой, и право на уважительное отношение к себе, и право выражать свои чувства, мысли, мнение, если признал его ошибочным. Право сказать «нет».

Действия:

  1. Нарисуй свой макет герба, разделив основание на пять полей.

  2. Запиши и продолжи три предложения:

«Я горжусь собой, потому что…»

«Я горжусь собой, потому что…»

«Я горжусь собой, потому что…»

Обязательно найди три разных повода гордиться собой!

  1. На первом поле герба нарисуй то, что ты умеешь делать лучше всего.

  2. На втором поле - место, где вы чувствуешь себя хорошо, уютно и безопасно.

  3. На третьем поле - самое большое свое достижение.

  4. На четвертом поле - трех людей, которым ты можешь доверять.

  5. На пятом поле - три слова, которые хотел бы слышать о себе.

Комментарии: после завершения задания нужно презентовать несколько гербов, дать время обменяться впечатлениями.

Материалы: раздаточные листы, карандаши

Приложение 6

Упражнение «Мой герб»

Приложение 7

Разминки:

  1. Похлопывание в ладоши. Это упражнение расслабляет и повышает настроение.


  1. «Ураган». Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее.

Ведущий стоит в центре круга. Предлагает поменяться местами всем, кто обладает каким-либо признаком. Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменяться местами или стать ведущим. Ведущий называет тот признак, которым сам обладает на данный момент. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все, сидящие в кругу должны поменяться местами.


  1. «Моечная машина». Снятие напряжения, разрядка.

Группа выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) - «машина», второй (в конце) - «сушилка». «Машина» проходит между шеренгами, все её «моют»: бережно потирают, поглаживают. «Сушилка» должна его «высушить» - обнять. После этого «сушилка» становится в шеренгу, прошедший «мойку» становится сушилкой, и с начала шеренги идет следующая «машина».

Приложение 8

1. "Золотой стул" Развитие мотивации к позитивным изменениям в классе, умения выражать свои потребностии принимать потребности окружающих.

Все ученики класса по очереди садятся на "золотой стул". Про того, кто сидит, все говорят только хорошее.
Что чувствовали, когда сидели на стуле? Приятнее слушать или говорить? Что нужно сделать, чтобы человек не забывал, какой он хороший?

2. "Предложение и запрос".

Выясним, чего вы ожидаете друг от друга. Каждый выходит и продолжает 2 предложения:

Я хочу предложить вам…
Я хочу получить от вас…

Повторяются ли предложения и запросы? Какие предложения примите? Какие запросы осуществите?Кто будет организовывать, кто контролировать?

3. "Господь Бог".

Представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать ваш класс дружнее, сплочённее?


Приложение 9

1."Я тебе доверяю".

Закройте глаза и представьте, на сколько баллов от 1 до 10 вы можете доверять друг другу. 1 -совсем не доверяете, 10 - можете доверить всё. Не открывая глаз, поднимите соответствующее число пальцев. Держите пальцы до моей команды. Я скажу открыть глаза, когда покажут все. Откройте глазаи посмотрите, сколько пальцев показывает каждый.

Почему поставили именно этот балл? Что объединяет тех, кто поставил одинаковое количество?Чья оценка оказалась неожиданной? Что может изменить класс, чтобы каждый его член чувствовал себя более комфортно?

2."Правила класса".

Проясним явные и неявные правила, действующие в классе. Работать будем в группах по4-6 человек. Каждая группа напишет по 2 варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений:

В нашем классе нежелательно…
В нашем классе опасно…
В нашем классе можно…
Из коллектива класса будет исключён тот, кто…

Все ли правила ясны? Какие из них полезны, а какие обременительны? Какие правила принимает класс?

Приложение 10

1. "69".

На листе бумаги пишется цифра 6. Лист положить на пол и поставить 2 человека так, чтобы для одного было 6, а для другого 9.Что написано на листе? Докажите друг другу, что вы правы. Если у вас не получится, попробуетдругая пара. Как доказывали? Что нужно сделать, чтобы понять другого человека?

2. "Необитаемый остров".

Ваш самолёт потерпел крушение. Вы оказались на необитаемом острове. Ближайшие 20 лет выне сможете попасть домой. Из вещей у вас остались:

· Миски, кружки, ложки.

· Ракетница.

· Подборка полезных книг про всё.

· Мясные консервы.

· Топор, нож, лопата.

· Канистра с питьевой водой.

· Бинты, вата, зелёнка, перекись водорода.

· Винтовка с запасом патронов.

· Шоколад.

· Золото, бриллианты.

· Большая собака.

· Рыболовные снасти.

· Туалетное зеркало, шило, мыло, шампунь.

· Тёплая одежда, одеяла.

· Соль, сахар, набор витаминов.

· Медицинский спирт.

Как организуете жизнь? Кто будет лидер? Какие законы? Меры наказания? Как решите вопрос веры?Как и кому распределите имеющиеся вещи? Кому больше - сильным или слабым? Где будут жить мальчики, где девочки? Жить будете "общиной" или по одному?

Приложение 11

1."Преграда".

Я встану между двумя стульями так, что не останется места для другого человека. За моей спиной будет лежать вещь, которую должен взять кто-то из вас. Вы должны пройти через меня, а я не могу сойтисо своего места. Как будете достигать цели? Какие пути приемлемы, какие нет? Что нужно сделать, чтобы свою задачу выполнили и я и вы?


  1. "Проработка конфликта".

Выберите себе партнёра, с которым у вас разногласия. Те, кто не хочет выяснять отношения, будут нейтральными участниками. Объединитесь в 3-ки: 2 конфликтующие стороны и 1 нейтральный участник. Конфликтующие стороны по очереди выскажите своё понимание конфликта, свою точку зрения. "Нейтральный" участник следит, чтобы собеседники не перебивали друг друга и не переходилина оскорбления.

Не переходите к поиску решения проблемы, пока не поймёте точку зрения друг друга
Выработайте способы разрешения разногласий."Нейтральный" участник может давать советы. Какая часть упражнения была наиболее тяжёлой? В чём? Какие способы разрешения конфликтов нашли?

Приложение 13

1."Комплименты".

Вы прошли вместе долгий путь и теперь лучше знаете себя и друг друга. Вспомните наши занятия, то, как показал себя каждый из вас. Сделайте соседу справа комплимент. Соседа слева поблагодаритеза что - нибудь.

Что приятнее - слушать или говорить? Чьи слова благодарности стали неожиданностью?

2."Рекламный ролик".

Каждый участник вытаскивает жребий с именем ученика класса. Нужно придумать рекламный роликна этого человека, не называя имени. Задача класса угадать, о ком речь.

Какие стороны личности хотели отразить? Легко ли было найти в человеке хорошее?



5


© 2010-2022