- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект мастер-класса для классных руководителей на тему Эффективные педагогические технологии, некоторые приемы и методы работы со школьниками (9-11 классы)
Конспект мастер-класса для классных руководителей на тему Эффективные педагогические технологии, некоторые приемы и методы работы со школьниками (9-11 классы)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина Л.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс для классных руководителей
«Эффективные педагогические технологии, некоторые приемы и методы работы со школьниками»
Автор: Сорокина Любовь Васильевна, учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «Новоталицкая СШ»
Данный мастер-класс был проведен для учителей в рамках районного семинара.
1. Немного теории.
Педагоги многих поколений решают задачу повышения эффективности образовательного процесса, его оптимизации, т.е. стремятся достичь педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда. Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий.
В педагогической науке нет однозначного определения понятия «педагогическая технология». Вот некоторые из них:
«Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». (Б.Т.Лихачёв).
«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса». (В.П.Беспалько).
«Технология образования связана с возникновением технологического подхода к обучению, теоретической базой которого стала идея программирования обучения. … Это процесс взаимодействия преподавателей и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.П.Сибирская).
Мне ближе следующее определение:
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М.Монахов).
Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих обучающихся на действие. Отсюда логично, на мой взгляд, использование в работе :
технологии деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения. Принцип этого подхода - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей работы.
Наиболее оптимальными можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии.
Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми моими идеями, которые можно использовать и на уроках, и во внеурочное время.
Остановимся на одном из вопросов, с которым классные руководители сталкиваются в своей деятельности - вывод формулы успеха. Предлагаю провести совместную нашу работу, применив проектную методику. Итак, мы вместе будем создавать проект.
Но сначала выполним небольшое практическое задание (при выполнении его предлагаю подумать: а можно ли этот прием использовать в работе с ребятами и, если можно, то в каких случаях и где).
2. Практикум.
Задание.
Выполните его, не задавая вопросов, не общаясь друг с другом.
Сложите лист бумаги вдвое. Проделайте это еще раз. Оторвите правый верхний угол. Спасибо. Разверните лист. Посмотрите, что у вас получилось.
Странно: задание одно, а результаты разные. Почему?
Смысл: выполняли одно задание, но каждый по-своему.
Почему? Мы все отреагировали по-разному сообразно своим представлениям как сложить, как оторвать. И каждый принял свое решение. И так человек поступает всегда (согласно своим представлениям).
И так как мы по-разному реагируем, то и имеем разный результат (но лист-то вы складывали и рвали сами!)
Вот теперь и ответьте на вопрос: Где этот прием применить в работе?
Можно провести такой своеобразный тест для ребят, сделав вывод о том, что результат зависит только от тебя самого.
Ты это сделал сам. Ты каждый раз это делаешь сам (например, выполнение д/з, подготовка к экзамену и т.д.)
А мы с Вами идем дальше, приближаемся к созданию своего проекта.
Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения.
Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся.
"Выпускник знающий" перестал соответствовать запросам социума.
Возник спрос на "Выпускника умеющего, творческого".
В наших руках будущее. Какого человека мы хотим воспитать? ( Применили прием «проблема на ладошке»).
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Как Вы думаете, уважаемые коллеги, где и какой знак ( !, ?, =) надо поставить в предложении « Наш выпускник … человек успешный … ».
После обсуждения предложений участников мастер-класса, напомню следующие высказывания:
«На свете нет ничего невозможного. Есть то, во что трудно поверить» Сенека;
«И в мире нет таких ВЕРШИН, что взять нельзя» Владимир Высоцкий.
Тема нашего проекта «7 шагов к успеху». И основополагающий вопрос готов: Выпускник школы - человек успешный?
Знающие проектную методику, понимают, что необходимы проблемные вопросы для работы с проектом. Например, один из возможных вариантов такой:
Проблемные вопросы.
-
Успешный человек. Кто он?
-
Что такое успех? Он приходит к человеку внезапно?
-
Компетенция и компетентность.
-
Формула успеха.
-
Какие качества нужно развивать, чтобы стать успешным.
-
7 навыков высокоэффективных людей (Стивен Кови)
Слушатели разбиваются на группы и предлагают свои варианты на выбранные вопросы (в рамках проведения мастер-класса обсуждались не все вопросы).
Результаты работы некоторых групп:
Вопрос
Предложения
Формула успеха
-
Труд + уверенность + поддержка
-
Цель + Знания × ответственность
-
Труд² + опыт + стремление
Какие качества нужно развивать, чтобы стать успешным
-
Целеустремленность
-
Ответственность
-
Стремление к профессиональному росту
-
Трудолюбие
-
Коммуникабельность и др.
7 шагов к успеху
1. Поставь перед собой цель!
2. Будь уверен в себе!
3. Вырабатывай в себе ответственность!
4. Помни о постоянном обучении и росте!
5. Не бойся ошибок!
6. Не отрицай опыт других, изучай его!
7. Оставайся всегда Человеком!
В заключении вспомним слова Н.А.Заболоцкого:
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил.