Статья на тему О сущности формирования самостоятельности младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О СУЩНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

И.Н.Егорова

В условиях перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст - особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.

Именно в начальной школе начинают формироваться учебные действия, закладываются приемы решения задач, способы умственной деятельности.

Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего детства. По их мнению, фраза «я сам» означает начало становления личности. В.А.Сухомлинский, развивая эту идею в педагогике, считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человек хочет выразить себя, свое «я».

Поскольку все поступки, действия существуют либо как самостоятельные, либо как подражательные, то самостоятельность определяют как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности, опосредованной жизненным опытом индивида.

Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Каковы особенности формирования самостоятельности у младших школьников?

Первым этапом процесса самостоятельности у младших школьников является диагностика, учет их возрастных особенностей и возможностей (1).

Так, для детей младшего школьного возраста характерна подражательность тем ил иным действиям взрослых или ровесников. С одной стороны, свойственная им подражательность помогает им усвоить пример, образец поведения. С другой - сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развита воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах и возможностях сдерживает самостоятельность, а, напротив, смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Сам, как отметили участники опроса, это, когда дети делают все без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает; самостоятельно что-то сделать - это значит «захотел и сделал», «как придумал, так и будет» (2). Как видим, суть понятия дети улавливают достаточно точно. У малышей 6 - 8 лет есть уже определенный опыт самостоятельных действий. Рассматривая детские рисунки на темы «Что я умею делать сам», «Мы делаем сами», мы обратили внимание на пояснения к ним: «Мы можем сами делать уроки, убрать класс, полить цветы»; «Я сам встаю, убираю постель, умываюсь, мне даже никто не говорит об этом»; «А я прихожу из школы, сама ем, делаю уроки, иду гулять, жду маму».

Анализ проведенного опроса, творческих работ, высказываний, наблюдения за детьми убеждают, что самостоятельность у них имеет относительно ограниченный характер. Самостоятельность младших школьников проявляется главным образом в самообслуживании, в домашних заботах, приготовлении уроков, а дела общественного значения, коллективные в круг их самостоятельных действий почти не входят.

В чем причина такого явления? Существенную роль в проявлении той или иной самостоятельности играют психологические и возрастные возможности детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости в достижении цели, в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, довольно быстро утрачивают к нему интерес.

Замечено, что к третьему классу у ребят отчетливо проявляется тенденция к сдерживанию эмоций, к освобождению от импульсивности. Однако взрослые нередко лучше замечают то, что затрудняет самостоятельности, и хуже видят то, что ей способствует. Данный факт подтверждают опросы учителей и родителей. Ответы на вопросы: «Замечаете ли вы у своих учеников стремление проявить самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» - близки по существу и не отличаются разнообразием позиций. Вот наиболее типичные ответы на первый вопрос: «Не хотят они никакой самостоятельности», «Какая тут самостоятельность - малы еще»,. На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но некоторые признавались: «Некогда этим заниматься».

Стремление ребенка завоевывать все новые территории дел очень важно, и его следует непременно поддерживать. Однако возникают закономерные проблемы: как уберечь естественную активность ребенка, как не забить, не заглушить ее. И учителей, и родителей здесь подстерегает двойная опасность: либо слишком раннее перекладывание своей части ответственности и участия в данном деле на ребенка, либо, наоборот, длительное и настойчивое участие учителя (родителя), так сказать, жесткое руководство в совместном деле. Иными словами, и стремление учителя скорее полностью взвалить выполнение какого-либо задания на ребенка, и тотальный контроль его деятельности одинаково неполезны.

Можно выделить два подхода к формированию самостоятельности у младшего школьника: первый, когда ребенку трудно и он готов принять помощь взрослого, и следует помочь ему, при этом взрослому надо взять на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное предоставить делать ему самому; второй, когда по мере усвоения ребенком новых действий позволить ему делать это самостоятельно.

Данные подходы опираются на психологический закон Л.С.Выготского - «зона ближайшего развития» (3). Этот психолого-педагогический феномен означает: помогайте ребенку до тех пор, пока он не перейдет из «зоны ближайшего развития» (не может выполнить самостоятельно) в «зону актуального развития» (может выполнить сам). По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослым. Зона дел «вместе» - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

Каждому ребенку необходимо упражняться в выборе: попробовал себя в одном деле, выбери другое, реши, как будешь действовать - один или с товарищами, самостоятельно или с помощью старшего, учителя (4). Исследователи, опираясь на психологический закон Выготского, выделяют следующие уровни самостоятельности младшего школьника, которые необходимо учесть при формировании данного качества (5).

Особого внимания заслуживает четвертый уровень формирования самостоятельности у младших школьников, так называемый уровень присутствия. Иллюстрацией к этому может послужить выполнение ими домашних заданий в группе продленного дня, с репетитором или родителем, когда ребенок знает, что и как делать, а присутствие взрослого придает ему уверенности. Этот этап важен не менее остальных, однако, как показывает практика, ему не уделяют достаточного внимания в учебном процессе.

Уровни самостоятельности

Уровни самостоятельности

Описание уровня самостоятельности ребенка в учебной деятельности

Уровень 1

(полного контроля)

Выполнение всех этапов задания за учителем

Уровень 2

(усиленного контроля)

Постепенная передача учащемуся выполнения задания под усиленным (пошаговым) контролем учителя

Уровень 3

(ослабленного контроля)

Выполнение задания учащимся под ослабленным контролем учителя

Уровень 4

(присутствия)

Самостоятельное выполнение задания в присутствии учителя с вмешательством в случае крайней необходимости

Уровень 5

(самостоятельного выполнения)

Полная передача выполнения задания учащемуся. Контроль итоговый

Для полного перехода к самостоятельности в выполнении какого-либо дела учащемуся необходимо пройти все уровни. Если учитель осознает сущность динамики формирования самостоятельности, то это будет способствовать более эффективному формированию самостоятельности как качества личности младшего школьника, необходимого для жизни в современном обществе.

Список литературы

1. Жарова Л.В. О сущности самостоятельной деятельности учащихся - В кн.: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л. - 1984. - с. 64.

2. Гаврилычева Г.Р. Это желанное слово «сам».// Начальная школа. - 1992. - № 2. - с. 13.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: АПН РСФСР. - 1956. - 519 с.

4. Лебедев В.А. Как помочь ребенку стать самостоятельным //Начальная школа. - 1994. - № 4. - с. 5 - 9.

5. Чугреева М.К. Формирование самостоятельности у младших школьников.// Начальное образование. -2006. - № 2. - с. 13.



© 2010-2022