• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Тема самообразования «Использование парных и групповых форм обучения на уроках изобразительного искусства с целью повышения эффективности и качества образования»

Тема самообразования «Использование парных и групповых форм обучения на уроках изобразительного искусства с целью повышения эффективности и качества образования»

 Тема самообразования:«Использование парных и групповых форм обучения   на уроках изобразительного искусства с целью повышения эффективности и качества образования»                                                                                                                                        
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования:

«Использование парных и групповых форм обучения

на уроках изобразительного искусства с целью повышения эффективности и качества образования»

Учитель ИЗО : Витченко М.Ю.

Я работаю по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

- контактная - готовность к приёму и передачи информации;

- координационная - согласование действий и организация взаимодействий;

- перцептивная - восприятие и понимание друг друга;

- развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.

В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником

коллективной деятельности;

- неограниченность индивидуально - творческого проявления, наличие

условий самовыражения и самореализации каждого;

- гуманистический характер общения, составление групп на основе

добровольности и взаимной симпатии;

- доверие и взаимопомощь между членами коллектива;

- сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидера.

Таким образом, коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфорта.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества.

Несмотря на разнообразие форм организации коллективной изобразительной деятельности учащихся, на уроках чаще всего используется совместно - индивидуальная форма, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не предоставляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной изобразительной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно - урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

И.Б.Перлин выделяет пять уровней коллективной учебно - познавательной деятельности:

1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на

достижение общей цели.

2. Работа в статичных парах.

3. Групповая работа (на принципах дифференциации).

4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели).

5. Фронтально - коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Рассмотрим каждую из форм коллективной творческой деятельности более подробно.

По мере овладения учащимися соответствующими видами деятельности им предоставляется всё большие возможности в организации коллективного обучения.

Применяются различные способы организации групп:

  1. Группы создаются на основе уже существующего размещения учеников в классе. Например, группу образовывают 4 человека, сидящие за двумя соседними партами, либо ученики целого ряда. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше времени для осуществления.



  1. Учитель в соответствии со своими критериями определяет состав ученических групп. Способ эффективен для решения задач учителя при условии авторитета и доверия к нему учеников.

  2. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4 - 6 человек ещё до начала занятия или в его самом начале. Наиболее естественный самоорганизующий способ, но требующий увеличенных затрат времени.

  3. Класс или учитель вначале по определённым критериям выбирает лидеров будущих групп, которые набирают себе в группы остальных учеников. Лидеры по очереди обращаются к одному из свободных учеников с предложением войти в его группу. Группы заполняются постепенно и равномерно на основе взаимного самоопределения

учащихся.

  1. Учитель или ученики вначале определяют и записывают на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Затем каждый ученик выбирает наиболее приемлемый для него вопрос и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разбиваются на подгруппы. В созданных группах выбираются лидеры.

  2. Сначала выбираются лидеры групп, они выбирают проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии авторитетных учеников - специалистов.

  3. Самоорганизация групповой работы. Ученикам самим предлагается определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы предоставления образовательного продукта. Такая форма применяется в достаточно подготовленном для групповой работе классе.

  4. Поэтапное образование групп. Первоначально 3 - 5 учеников, достигнувших определённых успехов в изучении темы или проблемы, определяются в группы и самостоятельно работают в ней во время уроков. С остальными учениками учитель занимается по своему плану. Данная группа по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по определённым критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группы. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами организации обучения.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий при этом получает не меньшую помощь, чем «слабый», поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.

. а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

уточнения, обобщения).

е) Подведения итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ и работ - практикумов; при развитии навыков разговорной речи (работа в парах); при решении конструктивных задач; при изучении текстов и т.д. В ходе такой работы я максимально использую коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Перечислим виды деятельности групп, которым обучаются ученики:

- Подготовка выступления перед классом, демонстрация выполненного рисунка,

скульптуры и т.д.

- Коллективное обсуждение и решение поставленной задачи методом «мозговой атаки».

- Выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими

вопросам. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом.

- Подготовка учеников к взаимодействию с другими группами: придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, соучастие групп в решении общей для всего класса задачи.

- Выполнение длительного творческого задания: исследование объекта,

конструирование, разработка проекта, экскурсия с подготовкой отчёта,

выполнение художественного произведения.

- Подготовка группы учеников к проведению экскурсии, викторины и т.д.

В работе групп преобладают оргдеятельные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникшие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно излагать своё мнение всем членам группы по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за речью, даёт возможность проявиться каждому. Если в группах возникает проблема и работа «не идёт», я применяю различные методы активизации, координирую работу сама.

Наиболее часто в своей педагогической практике я применяю работу в паре, но в отличие от других форм учебного взаимодействия, она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь эмпирические описания.

Работа в парах постоянных и сменных стала привычным, традиционным элементом художественной деятельности учащихся.



© 2010-2022