- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект «Игра-путешествие по сказкам «Я имею право»»
Конспект «Игра-путешествие по сказкам «Я имею право»»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сычевская Л.А. |
Дата | 19.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Игра-путешествие «Я имею право…»
Подготовила и провела Сычевская Л.А.
Классный руководитель 7 класса
Удачненской ОШ
Цель: В игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.
Систематизировать и обобщить знания учащихся о своих и не только правах; умение правильно высказывать свою мысль, на примере сказочных героев.;
Воспитывать уважение и понимание к своим правам и обязанностям;
Умение показать взаимосвязь литературы и жизненных ситуаций, чему нас с детства учит сказка.
Оборудование:
-текст Конвенции о правах ребенка;
-декорации и костюмы для инсценировок;
-рисунки с изображением сказочных героев;
-выставка литературы.
Ход игры
Ребята! Сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться, и что делать, если с вами случиться беда. Мы с вами отправимся в путешествие по маршруту «Права ребенка», впереди нас ждут сказочные станции на каждой из них вас ждут задания с которыми нужно справиться.
Станция 1. «Право на жизнь»
Ведущий: В конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек-ребенок - тоже имеет право на жизнь.
КОГДА РОЖДАЕТСЯ РЕБЕНОК, ТО ПЛАЧ ЕГО ОКРУЖАЮЩИЕ ПРИНИМАЮ ЗА РАДОСТЬ. НО ЕСТЬ ЛИ ПОЛНАЯ УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ПРОЙДЕТ немного времени и рядом с ним окажется тот кто сможет его защитить, помочь, поддержать и направить на путь правильный. Нередко права и свободы получаются написанными только на бумаге и не соблюдаются в реальной жизни.
Инсценировка «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Царица: Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся, я всех краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
Зеркало: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
Царица: Эй, чернавка! Веди царевну в глушь лесную и, связав ее живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
Ведущий: Вот чернавка в лес пощла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий: Та в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий: Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
Несмотря на все злодеяния царицы царевна осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишать ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.
-Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (оценивание рисунков детей и ответов)
Станция 2. «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического, нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации» звучит музыка
Вбегают два разбойника.
1-й разбойник: Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник: Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник: Ух, сколько денег мы заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба-Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая мачеха?
1 разбойник: Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Ведущий: Ребята, вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые - могут вас силой похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
-Что вам нужно делать, как вы думаете?
Итак, на угощения, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так, что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(разбойники подходят к детям, зовут с собой)
Разбойники: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети: нет.
Разбойники: Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети: Помогите, мы не знаем этих людей!
Разбойники: Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.
Ведущий: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Ведущий: Как это ничего не сделали? Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит какое наказание к ним применить. Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому которому вы доверяете, попросить помощи.
Станция 3. «Право на защиту от разлучения с родителями»
Ведущий: Ребята, давайте вспомним сказки, где герои были разлучены насильно с родными.
Дети: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Снежная королева».
Ведущий: Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда? (ответы детей)
Ведущий: Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.
С детьми порой обращаются несправедливо, жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен один из главных документов, регулирующий права и свободы ребенка - «Конвенция о правах ребенка» (1989г), где были записаны основные права детей. Скажите, кого мы называем ребенком?
1959г.- Декларация прав ребенка.
Станция 4 «Право на жилье»
Инсценировка сказки «три поросенка» стоят домики, и идет волк: Я злой и страшный серый волк, Я в поросятах знаю толк. И разрушает домики поросят, только не смог разрушить каменный домик.
Конвенция (соглашение) организации объединенных наций о правах ребенка
-Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботиться о них.
-Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.
-Дети имеют право на здравоохранение.
-Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.
-Дети имеют право на безопасное существование.
-Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
-Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительности и несправедливого обращения.
-Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
-Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками.
Станция 6 :«Право на образование»
Звучит музыка («Буратино») Догадались, из какой сказки пришла к нам эта музыка? Ученик загадывает загадку:
- С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (ответы)
И автора помните? Попробуйте разобраться в этих буквах и на доске составить инициалы автора…… (дети составляют из разрезных букв- АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ)(Приложение 2)
4. Физ. минутка «Буратино» (проводят учащиеся)
- Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать … и взять…
Станция 5 :« право на медицинское обслуживание»
Под деревом сидит Доктор Айболит, Приходи к нему лечиться и корова и волчица. Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит.
Но есть еще сказки….
А сейчас послушайте загадки:
«Девочка хорошая по лесу идет
И не знает девочка, где опасность ждёт…
За кустами светится пара злющих глаз..
Кто - то страшный встретится девочке сейчас…
Громко спросит девочку о её пути,
И обманет бабушку, чтобы в дом войти.
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете ответить вы теперь?»
(«Красная шапочка» Ш.Пьеро)
« Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Кто я и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет
К себе на чердак я вернусь…» («Золушка» Шарль Пьеро)
«Отворили дверь ребята…
И.. пропали все куда - то…
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти Маленькие дети?» («Волк и семеро козлят» русск. нар сказка)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку. («Дюймовочка» Г.Х. Андерсен)
«Носик круглый пятачком
- Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком…
Вместо туфелек копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи,
Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки…»
(« Три поросенка»)
«Фруктово - огородная страна
- В одной из сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик - луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно
Он зовётся…. Чиполлино» («Чиполлино» Джани Родари)