Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме Разбор глагола по составу

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка по теме «Разбор глаголов по составу»


Класс:

Классный руководитель: Овчинникова Т. Н.

Предметная область: русский язык.

Тема занятия: «Разбор глаголов по составу».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели:

  • развивать умения видеть в слове его части;

  • учить объяснять условия выбора орфограмм;

  • воспитывать интерес к родному языку;

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • формировать умение разбирать глаголы по составу,

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно разбирать по составу глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах,

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД) :

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки глагола в составе слова.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

  • уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение;

  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие самостоятельности;

  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в ходе работы на уроке.



Задачи урока: использовать ИКТ для организации учебного сотрудничества с учащимися с целью выявления и запоминания способа морфемного разбора глагола.

Проблема: Почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?

Оборудование:

УМК: «Русский язык», учебник для учащихся 4 класса. Бунеевы;

презентация «Разбор глагола по составу»; раздаточный материал.


Ход занятия


№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Орг. момент

- Сегодня у нас гости, а это всегда радость и хорошее настроение. Давайте пожелаем друг другу, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

Начнем урок русского языка. Каким вы хотите, чтоб был наш урок?

- А какими должны быть вы во время урока?

- Интересным, полезным.









- Активными, внимательными, думающими.

Личностные УУД:

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценива­ние усваиваемого содержания исходя из социальных и лич­ностных ценностей.

Коммуникативные УУД:

формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию,

умению видеть свои достоинства и недостатки

Актулизация знаний

1. Картинный диктант (капуста, морковь, картофель)

- Запишите слова в столбик (1 человек у доски или под документ-камерой).

-Поставьте ударение , подчеркните букву, которую нужно запомнить


2. Классификация слов.

- Что общего у этих слов?




-Разберите их по составу. Что можно сказать о составе?


- Какая схема соответствует составу этих слов?

- Какие постоянные признаки можем определить у существительных? Укажите их (1 человек)

- Какое слово может быть лишним? Почему?



- Чем различаются эти слова?

3. Словообразование прилагательных.

- От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными. (у доски работу продолжает другой ребёнок)

- Разберите их по составу. С помощью какой части слова образовались прилагательные?

- Что называется суффиксом?




- Кто может назвать, как называется данный способ образования слов?

- Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому слову.


Запись на доске


Капуста

Морковь

Картофель






- Ударение падает на второй слог, относятся к группе ОВОЩИ, часть речи -существительное.

- Одинаковый состав слов.



Один человек чертит схему на доске( )

- Род и склонение.

Капуста - ж.р., 1 скл.

Морковь - ж.р., 3 скл.

Картофель - м.р., 2 скл.

- Картофель -м.р.; морковь -начинается с буквы М, запоминаем букву О; капуста - нет в написании Ь.

- Склонением.

Запись на доске

Капуста - капустный

Морковь - морковный

Картофель - картофельный




- С помощью суффикса.



- Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Суффиксальный.


На доске:

Капуста -> капустный

Морковь -> морковный

Картофель -> картофельный

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка, современных средств коммуникации, обосновывать собственную по­зицию, договаривать­ся и приходить к общему решению, в том чис­ле в ситуации столкновения интересов.

Познавательные УУД:

- обобщать и классифицировать информацию по признакам, находить ответы на вопросы.

Проблемная ситуация

На доске схема слов.







-Как вы думаете, а эти слова к какой части речи относятся?

- Что называется глаголом?




- Но в схемах помимо окончаний мы видим еще выделенные части слов. Какие? На что они указывают?

-Какая возникает у нас проблема?


На доске:







- К глаголам.


- Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

- Это суффиксы. Но мы не знаем, на что они указывают. Возможно, на какие-то временные формы глагола.

- Какие суффиксы относятся к какой временной форме глагола.

Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энер­гии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион­ного конфликта) и преодолению препятствий, умения видеть свои достоинства и недостатки.

Познавательные УУД:

- выделять важную информацию, извлекать информацию из жизненного опыта.

Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.

- С какой частью речи мы будем работать на уроке?

-Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке?

-Итак, тема нашего урока…

Презентация. Слайд 1

- Поставьте цель и задачу себе на урок.







Презентация. Слайд 2.

- С глаголом.



- Разбирать глаголы по составу.

- Разбор глаголов по составу.



- Познакомиться с суффиксами глагола и научиться правильно разбирать глаголы по составу.

Познавательные УУД:

- построение логической цепочки рассуждений; анализ ис­тинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы, обосновывать собственную по­зицию.

Регулятивные УУД:

- уметь слушать с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для собеседника высказывания, слушать собеседника.

Работа над новым материалом

Работа в учебнике. Стр. 97-98

  1. Стр. 97 упр. 292.

- Откройте учебники на стр. 97, упр. 292. Прочитайте задание про себя. Что вам нужно сделать?

- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 292. Спишите это стихотворение Пушкина, выделите окончания, которые вы вставили.

2. Проверка на слайде 3.

- Кто вставил иные окончания? Почему? (если будут другие варианты)

- У нас есть задание разобрать глагол РОНЯЕТ по составу. Можем ли мы это сделать сразу? Все ли мы для этого знаем?

-Обратимся к презентации.(слайд4). На доске заготовка для алгоритма разбора глагола по составу. Давайте попробуем заполнить ее. А потом на основе алгоритма вернемся и разберем по составу глагол роняет.

- Итак, в первой строке у нас стоит слово «ВЫДЕЛИТЬ». Что мы выделим с самого начала?

-Верно. Разбор глаголов мы начинаем с вами всегда с нахождения суффиксов -ся или -сь. Мы обращали на это внимание, когда изучали такой признак глагола как возвратная форма. А для чего нам это?

- Хорошо. Дальше что делаем? Подсказку вы найдете в правиле на странице 97. Прочитайте его. Какие еще есть особенности при разборе глагола?

3. Работа со слайдом 5,6 на основе правила из учебника стр. 97.

-Какая бывает форма глагола?

- Какие суффиксы относятся к начальной форме глагола?

- В чем их особенность?

-Что выделяем после суффикса?









- Теперь давайте вернемся к нашим схемам в начале урока. Вы по окончаниям определили, что это глаголы. А что за суффиксы вы видите в схеме? Прочитайте правило и попробуйте определить, как называются эти суффиксы и каково их место при разборе глаголов.

- Что еще входит в основу?

- Отлично. После выделения суффиксов что выделяем?

-Затем?

-Затем?



4. Проблемная ситуация (возврат)

- А теперь посмотрите внимательно на схемы. Все ли тут верно?

-Исправьте ошибки.



-Давайте подведем итог. (слайд 11)

Раздаю всем напечатанные алгоритмы разбора глагола.

-А теперь давайте правильно разберем глагол РОНЯЕТ.

5. Работа с упр. 296, стр. 99

- Используя свои алгоритмы, давайте выполним упражнение 296.




Дети читают задание.

-Списать, дописать окончания глаголов, определить, какие глаголы употреблены в переносном значении.

Открывают тетради, записывают число, классная работа, упражнение списывают и все обозначают.







Предположения детей





- Нет. Мы не знаем суффиксы, которые указывают на разные формы времени.



Работают с презентацией









- Окончание.

-Суффикс -ся или -сь, если они есть.

-Чтоб правильно в дальнейшем определить основу глагола и сделать его разбор. Так как суффиксы -ся и -сь в основу не входят.

Читают правило

- Нужно определить время и форму глагола, чтоб правильно выделить основу.







- Начальная форма.

- -ть, -чь, -ти.



- Не входят в основу.



- Личные окончания в настоящем или будущем времени и в прошедшем времени окончания родовые или окончания формы множественного числа.

- Это глагольные суффиксы. Они входят в основу.











- Суффикс -ся (-сь).

-Основу.



-Корень.

-Приставку, если есть ее наличие.



-Нет



Исправляют последние 3 схемы.









Разбирают глагол



Выполняют упражнение.

Регулятивные УУД:

-развитие умения высказывать свои предположения и свое мнение на основе работы с материалом учебника, осуществлять поставленные задачи в соответствии с учебными действиями.

Познавательные УУД:

- установка причинно-следственных связей, создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе материала.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения аргументировать свое мнение в процессе общения.


Закрепление изученного материала

Слайд 12 (или раздаточный материал)

- Из данного текста выпишите глаголы и разберите их по составу, используя алгоритм.



Выполняют упражнение.

Один человек работает под документ-камерой у доски с анализом работы.


Регулятивные УУД:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выявлять и корректировать ошибки.

Познавательные УУД:

-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- Развивать умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Итог урока

-Какую цель и задачу мы ставили себе на урок?




-Каким способом мы реализовали данную цель?

- Почему же, перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?

-Почему удобнее начать разбор глагола «с конца»?

- Разбор глаголов по составу;

- познакомиться с суффиксами глаголов, которые входят и не входят в основу и правильно разбирать глагол по составу.

-Заполнили таблицу-алгоритм.


- Чтобы не ошибиться в разборе глагола из-за суффиксов.



- Можно допустить ошибки в выделении основы.

Регулятивные УУД:

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и отличий от эталона.

Познавательные УУД:

-установление причинно - следственных связей, логической цепи рассуждения.

Личностные УУД:

- Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД:

-умение вести диалог, слушать, участвовать в коллективном обсуждении.

Домашнее задание

- Упр. 5 стр. 107

Записывают д/з

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание учащимися уровня и качества усвоения.

Познавательные УУД:

-самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи обсуждений, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия

-Расскажите о своих впечатлениях от урока, но использовать можно только глаголы.

Ответы детей. (можно оттолкнуться от местоимения Я)

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.


11

© 2010-2022