Методическая разработка внеклассного мероприятия «Казачьи посиделки»

. Мы живём в казачьем краю, и наш посёлок Горный является местом объединения и возрождения казачества. Возрождая и воссоздавая духовность и нравственность, необходимо предоставить возможность подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни, почувствовать силу семьи. Необходимо возвратить былые ценности, среди которых семья и её традиции, жизненный уклад, вера в Бога.
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 116

СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА

Адрес: 400076 п. Горный, ул. им. П.П. Семушкина, 2

Тел. 45-91-59 E-mail ikt-116@ yandex ru



Бондарева Валентина Николаевна

учитель английского языка




Методическая разработка внеклассного мероприятия «Казачьи посиделки»







Номинация: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся»



Тема: «Сценарий проведения внеклассного мероприятия

«Казачьи посиделки»




Волгоград 2015 год

Сценарий

«Казачьи посиделки»

Внеклассное мероприятие: театрализованное представление.



«Не забывайте рода своего, прошлого своего,

изучайте дело и жизнь своих дедов и прадедов,

работайте над закреплением их в памяти»

П.А. Флоренский


Цель: воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого,

инициативного, компетентного гражданина России, способствуя сохранению духовно-нравственного здоровья детей, приобщению их к духовным ценностям исторического и культурного наследия.

Основные задачи:

  • формировать и воспитывать у обучающихся уважение к семье как основе российского общества;

  • формировать и воспитывать стремление возродить ценности и традиции семьи: почитание родителей, забота о младших и уважение к старшим, любовь, верность, здоровый образ жизни;

  • развивать такие нравственные ценности, как честность, доброта, искренность, милосердие, трудолюбие, жизненный оптимизм, самосознание, позитивная самооценка и самоуважение, способность к преодолению трудностей;

  • формировать и воспитывать чувство патриотизма и гражданской солидарности, толерантность;

  • развивать готовность и способность учащихся к самосовершенствованию «становиться лучше», умение осознавать ценность человеческой жизни;

  • развивать творческие способности


Оформление: скамейки у стола в избе, у окошка с вышитой занавеской прялка, другая утварь и убранство казачьей избы. Столик с вышитой скатертью, икона, рушники. У всех, принимающих участие в представлении, вязанье. Плетень, расположенный в глубине сцены, подсолнухи и горшки.

Духовный кризис общества в России - одна из важнейших проблем, которую необходимо решать безотлагательно и, в первую очередь, в семье и школе. Прагматизм, утрата смысла жизни, культ потребления - это характеристики состояния современного общества и человека в нём. Как следствие: агрессивность и жестокость, нравственная деградация, подростковая наркомания, алкоголизм и другие не менее страшные пороки, порождающие высокий уровень преступности и, что особенно страшно, детской преступности. Духовно-нравственное возрождение в процессе воспитания детей - основное условие возрождения современного российского общества и человека.

Мы растеряли такие черты национального характера, которые были присущи русскому человеку испокон веков: милосердие, веротерпимость, совестливость, трудолюбие, любовь и преданность Родине. Возрождая и воссоздавая духовность и нравственность, необходимо предоставить возможность подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни, почувствовать силу семьи. Необходимо возвратить былые ценности, среди которых семья и её традиции, жизненный уклад, вера в Бога. Конечно, это кропотливый, каждодневный труд не одного человека.

Духовность определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных знаний и интересов, сколько предполагает постоянный труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, своего внутреннего мира. Духовность - это способность установить гармоничные отношения с окружающим миром.

Нравственность - внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Я уверена, духовные истоки нравственности лежат в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.

Духовно - нравственное развитие и воспитание личности, несомненно, начинается в семье, ведь «все мы родом из детства». Через семью, родственников, близких людей, имеющих влияние на ребёнка, наполняются конкретным содержанием такие простые, но очень важные понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Мы живём в казачьем краю, и наш посёлок Горный является местом объединения и возрождения казачества. Здесь живут казаки из самых разных районов области. В нашей школе мы проводим встречи с ними за чашкой чая. Слушаем их рассказы о традициях казаков, их жизненном укладе в прошлом, о том, как трудились и воевали их отцы и деды, как охраняли рубежи нашей Родины. Для всех: и учителей, и обучающихся, и их родителей такие встречи очень важны.

Близкие детям люди не только могут рассказать о традициях, нравах и обычаях казаков, но и споют песни, в которых вся жизнь казаков, покажут удалые пляски и многому научат «младое племя», которому необходимо знать свои корни. И дети посмотрят на них другими глазами, захотят взять с них пример.


На скамейках, у стола сидят взрослые и дети: девочки и бабушки с рукоделием.


Звучит песня «Пряха» (см. приложение №1)


Маша: бабуля, а что ты вяжешь?

Бабушка Мария Ивановна: карпетки, внученька.

Маша: карпетки?! Что это такое? Вы знаете, девчата?

Аня: я знаю. И вязать их умею. Я даже стихи про них знаю:

Карпетки - слово - то, какое!

Как будто иностранное.

А веет от него покоем

И ничего в том странного!

Устав от службы иль от дел,

В семьи вернувшись лоно,

Карпетки белые надел

Казак. Он дома. Он спокоен.

Тепло, уютно в них ему,

Жена иль мать связала,

Вложила душу в них свою

И блага пожелала.

Сопят детишки в полусне,

Жена пригрелась рядом,

Старуха мать, казак отец,

Что в жизни ещё надо!?


Аня: догадались? Это… носки.

Мария Ивановна: вот умница! Покажи-ка, что вяжешь.

Аня (показывает): это косынка пуховая будет.

Антонина Петровна: а знаете, как пуховая коза попала в наши края?

Дети (хором): расскажите!

Антонина Петровна: казаки народ военный говаривали: «Кормит нас молодцов Бог, как птиц небесных. Мы не сеем и не собираем хлеб в житницы, а всегда сыты бываем». Любимым промыслом была охота или, как они называли, гульба. Гулебщики отрядами человек по сто рыскали по задонским степям, пробираясь даже на Куму и Кубань, а то и дальше, пригоняли табуны лошадей и стада рогатого скота. Одна из таких добыч изменила быт и свободное время казачек. Догадались что это за животное? Правильно, коза. Без неё родимой тяжко было в неспокойные годы, а она и молочком напоит, а из пуха казачки-мастерицы чего только не вязали! В Урюпинске ей даже памятник из камня поставили. И по праву. Заслужила.

Люда: а я была в Урюпинске и козу видела, из камня. В сквере стоит. Говорят, надо ей нос потереть ладошкой и удача будет.

Антонина Петровна: трудиться надо, тогда будет удача.

Люда: я про неё стихи знаю:


Над рекою быстрой,

Чистой, серебристой -

Урюпинск, город небольшой,

Славен издавна козой.

А река Хопёр течёт

До самого Дона.

Отчего ж такой почет

Здесь козе пуховой?

На площади центральной

В сквере городском

Стоит коза из камня

А подоплёка в чём?

Да в том, что в лихолетье

Выжить помогла,

И накормить, и обогреть

Смогла она одна.


Антонина Петровна: да. Только она и спасала. Пастбища там вольные. Места много. Трудились казачки с утра до вечера, а вечером собирались на посиделки, как мы сейчас. Песни пели задушевные, разговоры вели длинные, а с ними и такие как вы пострелята делу учились.

Даша: я тоже стихи знаю, они как раз об этом.


Платки, косынки, шали

Казачки все вязали:

От мала до велика

Владели ремеслом.

Учили дочек, внучек,

Замысловатым штучкам.

Чесали пух и пряли,

А, в общем, выживали

На хлеб насущный для семьи

Копейку добывали.

Нина Алексеевна: точно выживали, копейку добывали. Урюпинцы и Музей Козы создали.

Сергей: я там был. Мне понравилось (читает стихотворение).


И в благодарность казаки

В Урюпинске создали

Музей, в честь пуховой козы.

Казачки все вязали,

Шедевры создавали,

Не ведая о том,

Что позже, назовут это

Великим мастерством.

Теперь висят там в залах

Невиданной красы

Косынки, покрывала,

Накидки и шарфы.

Джемпера, жилетки,

Манишки и горжетки,

Для праздника и будней

Пушистые платки.

Искусством тем гордится

Провинции столица.

Заказы отовсюду

Приходят мастерицам -

Заказы от Валерии,

От Путина жены,

От Бабкиной, от Долиной,

Со всех концов страны.

Нина Алексеевна: неужто заказы и от Путина жены!?

Сергей: да. Экскурсовод рассказывал нам, и отзывы там есть. А давайте посмотрим.


Презентация Музей Козы Казачьи посиделки


Людмила Григорьевна: Сейчас везде вяжут, не только в Урюпинске, но там почему-то пух какой-то особенный: самый нежный, необыкновенной красоты: серебристый, мягкий, кольцами вьётся. А кто из вас может рассказать, как получаются такие замечательные вещи? (на плечах пуховая шаль)

Арина: я знаю. Сначала пух стригут, а лучше вычёсывают с козы металлическим гребнем, потом тщательно перебирают, затем чешут на специальных приспособлениях (показывает чёски), потом уж прядут вот на такой прялке, что стоит у окна. А уж из пряжи вяжут.

Людмила Григорьевна: всё так. Правильно рассказала. Труд это великий. Терпения много надо, умения.

Арина:


Коза, пух, пряжа, спицы, нитки:

И вот на модницах накидки,

Платки, косынки, полушалки

Ещё хранятся в доме прялки! (показывает на прялку)

А в них казачий дух таится…

А ну, кто хочет похвалиться

Своим умением вязать?

(девочки демонстрируют на сцене вязанные вещи)

Нина Алексеевна: казачки всегда отличались трудолюбием: и дома, и в поле работы много было, одной разве справится? Семьи большие были, дружные, иначе не выжить, не стать крепко на ноги. Вот и приучали с самого раннего возраста к труду. Ведь только трудом велик человек, а безделье губит. К чему у ребёнка душа больше лежит, потом разберутся, а пока будет он выполнять посильную работу.

Настя: мне бабушка рассказывала, что девочку учили вышивать, вязать, шить, стряпать да печь, а мальчика обучали плотничать, столярничать, землю обиходить.

Нина Алексеевна: многому учила мать-казачка своих дочек, чтобы в замужестве ни в чём не могла упрекнуть свекровь. И они становились хорошими женами и мамочками. К чести казачек надо отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятности в одежде, и как они приучали к тому же с малых лет своих дочек.

Нина Ивановна: помню, в детстве у бабушки собирались на посиделки её подружки. В долгие зимние вечера при свете керосиновой лампы они вязали пуховые шали и песни пели протяжные, грустные, а потом кто-нибудь весёлой частушкой прервёт печальный мотив, а то истории начнут рассказывать: бывает житейские, бывает смешные, а мы больше любили страшные. Скудно жили, трудно, но тепло и весело. А я как гордилась, что с ними вязала, да песни знала и подпевала! Сорок лет прошло, а как вспомню, так на душе хорошо станет.

Поют песню: «Ой, да ты, калинушка» (см. приложение №2)

Татьяна Петровна: да, тяжёл был крестьянский труд: и в избе, и на подворье, и в поле. Это теперь обед сварить просто - спичкой чиркнул и вари, что захочешь, а раньше: дров наноси, печь истопи, а потом уж стряпать начинай. А стирка сколько времени занимала! Воды надо принести, хорошо, если рядом колодец, а то по воду идти далеко. Два ведра на коромысло повесят, а бывало и третье в руке несут. Нагреют воду, а потом уж и стирать можно. А в поле хлеб-то жали вручную, серпами. Не видели, поди, серпов-то, ребята? (показывает серп)

А давайте посмотрим, как жили казаки?

Презентация Казачья изба Казачьи посиделки

Тамара Николаевна:

Я тоже из краев казачьих.

Там, где Лавла впадает в Дон,

Промчались дни мои ребячьи,

И где остался отчий дом.

Я из станицы Иловлинской.

Стоит казачий там курень -

Музей открыт под небом чистым,

Там настоящий есть плетень!

А песня! Ах, какая песня!

Любую душу усладит.

А плясовая!? Ведь на месте

Никто из вас не усидит!

Танцует детский коллектив «Росинка»

Света: мы и спеть, и сплясать, и частушку заиграть!

Уж мы пели и плясали,

Атамана приветали -

Приезжайте к нам, гостёчки,

На чаёк да на блиночки! Ух!

Ансамбль «Росинка» поёт песню:


«Уж и я ли, молода»

(см. приложение №3)

Презентация Наши казачата Казачьи посиделки

Тамара Николаевна: хороши наши посиделки, да всему конец приходит.

А я хочу сказать вам, ребята, живите, как жили ваши деды и прадеды: работайте по будням, отдыхайте по праздникам, Бога не забывайте. Чтобы жить достойно - надо много трудиться. Эта житейская мудрость никому не помешала. Храните традиции, уважайте старших, родителей почитайте, младших не обижайте.

Валентина Николаевна: традиций у казаков, также как и у других народов, много. Все они отражали разные стороны жизни с самого рождения человека и до ухода его в мир иной. С детства, вместе с мамой и бабушкой, готовили девочки приданое, всем миром ставили избу или копали колодец, по-разному готовились и встречали разные праздники….

На одних посиделках этого не расскажешь. Мы соберёмся с вами ещё не раз и продолжим разговор об этом. Много могут поведать нам о жизненном укладе казаков наши бабушки и дедушки, но ведь и вы сами сумеете узнать о традициях казаков из литературы, из разговоров с людьми старшего поколения, из интернета, без которого вы уже не мыслите своей жизни. Вот и постарайтесь отыскать интересные факты о казаках и их житье-бытье.

Вот Дима у нас разыскал очень интересный обычай, и мы вместе с ним написали стихотворение, которое он читал на конкурсе стихов городского фестиваля народных казачьих традиций «Казачья станица», где занял 1-е место.

Света: мы знаем. Он даже грамоту получил и книгу о Российском казачестве. Расскажи стихотворение.

Дима: хорошо. Там действительно описан очень интересный обряд посвящения в казаки.

(см. приложение №4)


Валентина Николаевна:

Да, ребята.

В корнях, в семье вся наша сила

И не исчезнуть ей в веках…

Пока жива моя Россия -

Нуждаться будут в казаках!










Примечания:

В презентация «Наши казачата» - Ансамбль «Росинка» МОУ СОШ №116

Стихотворения:


«Карпетки» (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)

«Памятник Козе» (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)

«Музей Козы» (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)

«Край казачий, край Донской»

(авторы Березин Д., 5 класс, Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)








приложение № 1

Пряха

В низенькой светёлке

Огонёк горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чём мечтаешь

Девица-краса?..

В низенькой светёлке

Огонёк горит

Молодая пряха

Под окном сидит.






приложение № 2

«Ой, да ты, калинушка»

Ой, да ты, калинушка,

Ты, малинушка!

Ой, да ты не стой, не стой,

На горе крутой.

Ой, да ты не стой, не стой,

На горе крутой,

Ой, да не спущай листа

Во сине море.

Ой, да не спущай листа

Во сине море,

Ой, да во синем море

Корабель плывёт.

Ой, да во синем море

Корабель плывёт,

Ой, да корабель плывёт,

Аж вода ревёт.

Ой, да корабель плывёт,

Аж вода ревёт,

Ой, да как на том корабле

Два полка солдат.

Ой, да как на том корабле

Два полка солдат,

Ой, да два полка солдат,

Молодых ребят…



приложение № 3

Уж и я ли, молода

Уж и я ли, молода,

Одинокая была,

Одинокая была,

В одиночестве жила.

Затопила избу-хату,

Сама по воду пошла

Сама по воду пошла

Как на Волгу на реку.

Как на Волге на реке

Гуси-лебеди сидят,

Гуси-лебеди сидят,

Воду свежую мутят.

Уж и я ли, молода,

Да догадлива была,

Да догадлива была,

Постояла, пождала.

Прошла тина, прошла глина,

Прошла мутная вода,

Распахнула широко,

Почерпнула глубоко.

Потихоньку-полегоньку

На плечики подняла,

На плечики подняла,

Да с коромыслом пошла.

Уж и я ли, молода,

Одинокая была,

Одинокая была,

В одиночестве жила.


приложение № 4

Край казачий, край Донской

Край седой, ковыльный…

Кружат ветры день - деньской

По дорогам пыльным!

Я горжусь тем, что казак,

Как был дед и прадед,

А отец мне рассказал

О таком обряде:

Годовалого мальчонку

На кошме стригут.

Пряди первые волос

За иконой именной

Свято берегут.

Подостлав платок шелковый,

На коня сажают

И как сложится судьба

Казака гадают:

Коль за гриву ухватился -

Храбрым станет, смелым,

А заплакал, и свалился -

Тут уж плохо дело…

Вокруг церкви обводили

На коне мальчонку

Портупею примеряли

Тому казачонку,

Примеряли да желали:

«Чтобы рос не квёлый,

До работы скорый,

Чтоб Богу молился

Да сабле учился!

Малых чтоб не забижал,

Старших чтобы уважал,

Да к родителям был почтительным!»…

Оседлаю я коня

И помчусь, как ветер.

Степь раздольная моя,

Я за всё в ответе!

Мне традиции хранить,

Казаком достойным быть!

Постоять сумею я

За тебя, моя Земля,

За цветок лазоревый,

И за жизнь привольную!

Литература:


  1. «Иллюстрированная история казачества». Репринтное издание 1909

года с рисунками. Волгоград «Ведо» 1994

2. Краснов Петр «История донского казачества. Очерки истории Войска

Донского» Москва «Яуза» «Эксмо» 2007

3. «Российское казачество» Ежемесячный публицистический культурно-

просветительный журнал. №10 2011 Кронштадт ООО «Кремлин

Мультимедиа»

4. Савельев Е.П. «Древняя история казачества» М. «Вече» 2010.

5. Интернет. Источник: Методическая разработка внеклассного мероприятия «Казачьи посиделки» orskinfo.ru. Казачьи песни.


© 2010-2022