В мире вечных ценностейпрограмма воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация Комсомольского района

Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асановская средняя общеобразовательная школа»


Программа воспитательной работы

"В мире Вечных ценностей"

В мире вечных ценностейпрограмма воспитания

классного руководителя

Копташкиной Оксаны Николаевны

2011-2016 учебный год



Пояснительная записка

Программа развития классного коллектива разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

 формирование целостной образовательной среды, включающей и урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую, региональную специфику;

формирование у обучающегося активной жизненной позиции.

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания - формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что воображение раскрепощённого человека следует признать одной из самых существенных частей его интеллекта и задачу его развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой раскрепощённой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом раскрепощённого поколения.

Задачу быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций необходимо решать с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения, самостоятельно работать над развитием творческого уровня.

С целью решения выявленных проблем во вновь созданном ученическом коллективе мною была разработана и апробирована воспитательная программа «В мире Вечных ценностей», которая направлена на раскрепощение личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей раскрепощение личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.

Актуальность проблемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся..

Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал. Семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей, проигрывает во влиянии на ребенка другим факторам социализации.

Таким образом, перед семьёй и школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника, на формирование которых направлена программа развития классного коллектива.








Цель и задачи программы

Цель программы :создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.Определить общую стратегию развития коллектива.

2.Воспитывать у обучающихся гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

3.Развивать нравственные чувства и этическое сознание.

4.Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

5.Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

6.Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

7.Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Чувашии;

 элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

 уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

 элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Чувашской Республики;

 стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, деревни;

 любовь к образовательному учреждению, своей деревне, республике, народу, России;

 уважение к защитникам Родины;

 умение отвечать за свои поступки;

 негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

 различение хороших и плохих поступков;

 представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

 элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

 уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

 установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

 бережное, гуманное отношение ко всему живому;

 знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

 стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

 отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

 элементарные представления об основных профессиях;

 ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

 элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

 умение соблюдать порядок на рабочем месте;

 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

 отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

 элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

 элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

 понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

 интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

 первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

 первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

 отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

 развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

 ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

 элементарный опыт природоохранительной деятельности;

 бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 представления о душевной и физической красоте человека;

 формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

 отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
























































Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессах и учатся управлять ими.

  2. Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной деятельности, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.

  3. Стабильный положительный настрой к активной познавательной деятельности.

  4. Осознание ценности знаний и необходимости их расширения.

  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей детей.

  6. Увлечение учащихся учебными предметами и занятиями в объединениях дополнительного образования.

Овладение навыками самостоятельной организации учебной деятельности.

Критерии результативности.

  1. Состояние уровня обученности учащихся.

  2. Число учащихся - участников школьных, районных, всероссийских, международных конкурсных программах, выставках, викторинах, олимпиадах.

  3. Активность учащихся во внеурочное время.

  4. Вовлечённость учащихся в систему дополнительного образования.

  5. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.







Показатели результативности.

  1. Оптимальный уровень обученности.

  2. Активное участие школьников в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

  3. Активное участие во внеклассной работе.

  4. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

  5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Педагогическая диагностика, её функции:

  1. Контрольно-проектировочная (получение данных и корректировка процесса воспитания).

  2. Прогностическая (предвидение, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем).

  3. Воспитывающая (оказание учителем воспитательных воздействий на учащихся).

























Концептуальные основы программы

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Роль воспитания, пути достижения поставленных целей посредством осуществления государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года. Формирование раскрепощённой личности всегда являлось главной целью любого прогрессивного общества. Учитывая наработанный положительный опыт в вопросах образования и воспитания, можно заявить, что базовой основой всей работы является признание раскрепощение личности. Таким образом, раскрепощённый человек легко способен строить достойную жизнь, думать, размышлять, иметь своё мнение по вопросам, касающимся жизни класса и школы, государства. Раскрепощённая личность, умеющая найти себя в творчестве при сохранении её индивидуальности.

Школа в наше время должна рассматриваться не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит раскрепощение личности.

Воспитательная программа основана на примере «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Педагогическую целесообразность программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности (художественно-образный принцип познания мира):

  1. Подбор экологически «чистых» стихов, сказок великих поэтов, писателей.

  2. Созерцание картин мира, прочтение на данную тему.

  3. Музыкально-художественное сопровождение.

  4. Обрисовка того, что запечатлелось в чувствах.

Из широкого спектра методов воспитания основными в воспитании учащихся младших классов являются следующие:

Ситуация успеха. Метод используется при необходимости закрепления положительного в развитии ученика, преодоления им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя по-новому, развитие стремления к успеху.

Ситуация соревнования. Метод предполагает развитие желания быть лучше на основе применения волевого усилия; достижение лучших показателей подтверждается официальным признанием.

Ситуация творчества. Метод заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ученика, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.

Ситуация авансирования доверием. Метод характеризуется тем, что доверие даётся авансом ещё неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его.

Наиболее эффективными в процессе воспитания являются такие педагогические средства, которые определяются технологическими приёмами диалоговой и коллективно - творческой деятельности, организации деятельности органов ученического самоуправления; эмоционально - художественными и эмоционально - нравственными приёмами, которые направлены на формирование сферы эстетических и нравственных отношений; приёмами саморазвития, которые направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности; эвристическими приёмами, которые направлены на развитие творческих способностей личности.











Содержание и организация учебно - воспитательного процесса

Программа реализуется в четыре этапа:

Этап первый - 2011 -2012 учебный год

1 класс - "Познай себя - это интересно!"



НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Я и здоровье» - мир здорового образа жизни

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

"Азбука Здоровья"

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

"Панорама развивающих курсов"

"Зимние забавы"

конкурс рисунков

беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный праздник на природе

"Я и культура" - мир народного творчества и национальных традиций

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к традициям.

Посвящение в первоклассника.

"Любимая школа - чистая школа"

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

"Как трудится моя семья"

праздник


экскурсия

беседа

выставка рисунков

«Я и общество» - мир дома, семьи, Родины


- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

"Ветеран живёт рядом"

"Достопримечательности Комсомольского района"

"Символика родного края"

изготовление поздравительной открытки, работа волонтёров «Добрые сердца»

фотовыставка

беседа

«Я и учеба» - мир искусства и вдохновения

- формировать любознательность, интерес к знаниям.

"Мои любимые уроки"

"Мы уже писать умеем"

"Кто лучше считает?"

"Клуб Почемучек"





Сказки А. С. Пушкина.

викторина - игра

поздравительная открытка

математический ринг

поисковая деятельность

прослушивание русских народных сказок с последующим графическим "пересказом" в виде пластических рисунков

«Я и мир вокруг»- мир дружбы, человеческих отношений

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

"День рожденья только раз в году!"

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Тренинги: «Мы». «Веревочка»,«Соглашение».

Игры - соревнования.


праздник

концерт для мам и бабушек

Правила совместной жизни

«Я и труд»- мир творений человека

- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

"Помоги братьям меньшим"

"Птицам нужна помощь"

"Алло, мы ищем таланты!"

"Картинная галерея"

акция

изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества

путешествие в мир творчества







Этап второй - 2013 -2014 учебный год

2 класс "Сотвори себя - это необходимо!"



НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Я и здоровье» - мир здорового образа жизни

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

"Полезные привычки"

"Осенний кросс"

"Весёлые старты"

"Береги здоровье смолоду"

Проект «Волшебные продукты»

викторина

соревнование в параллели классов

спортивный праздник

конкурс семейных плакатов

защита проета

"Я и культура" - мир народного творчества и национальных традиций

- приобщать к общественно - полезной деятельности

"Данила - мастер"

Операция "Чистюлька"



История моего имени и фамилии.

«Книга о маме»


операция

выставка - конкурс

занятия- практикумы

Самостоятельная исследовательская работа. Презентация работ

Создание книги и защита

«Я и общество» - мир дома, семьи, Родины


- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"



"Символика России"

обзорная экскурсия

благотворительная ярмарка

поисковая работа

«Я и учеба» - мир искусства и вдохновения

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Лингвистический кросс

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"

Экологически "чистые", доступные для восприятия (переживания) стихи (сказки) великих русских поэтов из циклов: Весна, Зима, Лето, Осень, день, ночь, море, горы, в лесу, на Севере, на Юге и т. д

утренник

интеллектуальный конкурс

викторина





активации воображения и фантазии

«Я и мир вокруг»- мир дружбы, человеческих отношений

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

"Кто что любит и умеет делать"

"Кто такие рыцари?"

"В стране Мультфильмии"

"О бабушках и дедушках"

конкурс- викторина



игра - соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие

устный журнал

«Я и труд»- мир творений человека

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

Викторина «В мире птиц»

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад








Этап третий - 2014 -2015 учебный год

3 класс "Утверди себя - это возможно!"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Я и здоровье» - мир здорового образа жизни

- формировать способности управлять своим здоровьем.

"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам"

"Мои спортивные успехи и достижения"

Учебный проект «»

театрализация

круглый стол

"Я и культура"- мир народного творчества и национальных традиций

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

"Кто работы не боится, у того она и спорится"

Образ школьника

Проект "Книга юного эколога"

субботник

конкурс

отчёт

защита проекта

«Я и общество» - мир дома, семьи, Родины


- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

"С чего начинается Родина?"

"Дети - герои"

"Имею право. Мои права"

Презентация «Я горжусь тобой, дед!»

дискуссия

групповая поисковая деятельность

народные игры


«Я и учеба» - мир искусства и вдохновения

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

"Я - исследователь"

Стихи и сказки А.С. Пушкина..

интеллектуальный конкурс

конкурс исследовательских работ






"обрисовка" наиболее ярких, эмоционально-насыщенных сцен

«Я и мир вокруг»- мир дружбы, человеческих отношений

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

"Сотвори солнце в себе"

"Рыцарский турнир"

Операция "Приключения в Новый год"

Проект «Семья 21 века»

акция добра

праздник

изготовление игрушек на ёлки



защита проекта

«Я и труд»- мир творений человека

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

Проект "Красная книга Комсомольского района"

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

















Этап четвёртый - 2015 - 2016 учебный год.

4 класс "Прояви себя - это реально!"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

«Я и здоровье» - мир здорового образа жизни

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада

походы

"Я и культура"- мир народного творчества и национальных традиций

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях"

"Школьный двор - лучший двор"

Вовлечение детей и родителей в традиционный круг мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, День науки, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник, осенний бал и др.

Создание классных традиций.

Выявление детских талантов


«Я и общество» - мир дома, семьи, Родины


- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

"У войны не женское лицо"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

«Презентация книги о главном человеке»

посещение Краеведческого музея

акции, работа волонтёров «Добрые сердца»

исследовательская деятельность

народные игры

круглый стол в кругу друзей

показ и защита

«Я и учеба» - мир искусства и вдохновения

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Фестиваль Знаний и творчества

Фотоконкурсы

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы





участие

«Я и мир вокруг»- мир дружбы, человеческих отношений

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

акции помощи

«Я и труд»- мир творений человека

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в человеке "

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат











Сотрудничество в достижении воспитательных результатов

1. Работа с родителями

Главным институтом воспитания является семья. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание в семье предполагает включение его в ряд домашних обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности, кроме того отношения с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Классный руководитель совместно с родителями должен создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Педагогу необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи. Поэтому работа с родителями включает следующие направления:

Диагностическое:

  • изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи) Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.

Просветительское:

  • Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, соцпедагога, библиотекаря, учителей-предметников.

  • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

  • Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

  • Разработка памяток для родителей по взаимодействию с детьми

Коррекционное:

  • Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

  • Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

Консультативное:

  • Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, посещение семьи.

Организационное:

  • Проведение совместных мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).

  • Проведение родительских собраний, конференций, встреч с администрацией учебного заведения,

  • Дней коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческой деятельности.

Решаемые задачи: привлечение семьи в качестве активного субъекта учебно-воспитательной деятельности.

Формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, лекторий, рейды.

Успешно работает традиционно установленная схема работы с родителями.

В мире вечных ценностейпрограмма воспитания





2. Социальные связи

  1. Сельская, районная детская библиотека

  2. Музей «Земля и люди»

  3. Пожарная часть.

  4. Учреждения дополнительного образования

  5. Асановский ИКЦ

  6. Асановский ФАП

Формы работы:

  • читательские конференции, беседы, посиделки, театрализованные праздники, экскурсии с проведением бесед;

  • посещение выставок, мастерских, кружков, встречи с медицинскими работниками и др. интересными людьми.



























Заключение


Предложенная программа воспитательной работы в классе является эффективной в условиях данного общеобразовательного учреждения.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным раскрепощённой личностью.

Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.

Апробация данной программы показала на практике, что возможно качественное изменение раскрепощённой личности младшего школьника при условии органичного включения в образовательный процесс начальной школы соответствующей модели организации учебно-познавательной деятельности.


















Список использованной для разработки программы литературы

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Конвенция о правах ребёнка

  3. Семейный кодекс РФ

  4. Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с. (Стандарты второго поколения)

  6. Закон РФ «Об образовании».

  7. Антропова, М.В. Режим дня младшего школьника / М. В. Антропова,
    Л. М., Кузнецова, Т. М. Параничева. - М.: Вентана-Граф, 2006.

  8. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников /
    А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман.- М.: Владос-Пресс, 2007.

  9. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания 1-11 классы / Н. И. Дереклеева. - М.: Вер-бум-М, 2009.

  10. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы /
    Н. И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2003.

  11. Дробинина, Н. Н. Классные часы / Н. Н. Дробынина. - М : ВАКО, 2008.

  12. Решетников, П. Е. Организация педагогической практики в на­чальных классах / П. Е. Решетгиков. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

  13. Рожков, М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / М. И. Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2008.

  14. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе /
    М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: ГИЦ Владос, 2008.

  15. Скегина, Н.Г. Сборник прак­тических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе (начальные классы) /
    Н. Г. Скегина, Н. Н., Аврамеико, Н. К. Барковец. - М.: ПедОбщество, 2005.

  16. Узорова, О.В. Праздники в начальной школе. Осень - Зима. 1 - 4 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ, 2003.

  17. Устав школы.

  18. Положение о классном родительском комитете.

  19. Положение о классном руководителе.




  1. РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


4.1. Планируемые результаты

Для оценки эффективности результатов реализации программы «Дорога детства» для обучающихся 1-4 классов определены следующие качественные и количественные показатели:


Планируемые результаты

Качественные изменения

Количественные изменения


У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;


80% обучающихся на достаточно высоком уровне сформированы основы культуры общения и навыки здорового образа жизни,

Не менее 50% обучающихся соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

Не менее 60% обучающихся проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, к сверстникам и младшим, бережно ко всему живому;

Повысился уровень воспитанности на 10%:

Снижен процент заболеваемости обучающихся на 2%.

У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Не менее 50% обучающихся проявляют умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума.

Реализованы 100% мероприятий, направленных на формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;


Повышение удовлетворенности родителей и педагогов воспитательным процессом и его результатами.

Увеличение на 10%, количества мероприятий по проблемам воспитания детей с участием родителей, специалистов школы

Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний

Повышение педагогической культуры родителей, активное участие представителей общественности в мероприятиях школы .

Позитивная динамика посещения родителями родительских собраний, клуба родительских встреч, увеличение количества мероприятий по проблемам семейного воспитания с участием представителей общественности.

Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в начальное, среднее звенья

80% обучающихся успешно адаптированы в новых условиях обучения, 20% обучающихся имеют достаточный уровень школьной адаптации.

Отсутствие обучающихся с низким уровнем школьной адаптации

У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Проявление уважения к людям другой национальности (на высоком уровне у 80% обучающихся, на достаточном уровне у 20% обучающихся)

Положительная динамика уровня толерантности у обучающихся.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.

  2. Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга [Текст]/ Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. - С.36 - 38.

  3. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. - 2000. - №4. - С.73 - 106.

  4. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. - 2000. - №4. - С.19 - 31.

  5. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. - М.: «% за знания», 2006. - 176 с.

  6. Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. - 2007. - №1. - С.74 - 79.

  7. Сибирцова, Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе [Текст]/ Г.И. Сибирцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384с.

  8. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.

  9. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

  10. Стрекозова, З.М. Создание и развитие воспитательной среды [Текст]/З.М. Стрекозова, О.С. Казаева //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007. - №3. - С.24 - 37.

  11. Хиврич, Е.В. План воспитательной работы класса [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007. - №1. - С.19 - 24.

  12. Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007. - №1. - С.49 - 60.

  13. Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007. - №3. - С.122 - 139.

  14. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).

  15. Рожков М.И.,Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.

  16. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно- методическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоцение С. С. - 2006.

  17. . Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 в. -//Классный руководитель -2000 -№ 3. С. 6 - 33.

  18. Губаревич Н. Я., Меликова А. Е. Школа социальной защиты-//Открытая школа. 2000,№ 2. С. 19 - 23.

  19. Поляков С. Д. Технология КТД-//Классный руководитель

  20. Волкова Л.М. Гражданская культура школьника: классные часы и родительские собрания. - Минск. 2001.

  21. Пономарева М.В. «Система воспитания толерантности в школе» - 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения.

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

Наш класс очень дружный и сплоченный.

Наш класс дружный.

В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Ход проведения.

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4-совершенно согласен;

3-согласен;

2-трудно сказать;

1-не согласен;

0-совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой,

2. Меня устраивает составленное расписание уроков,

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально,

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности,

6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать, -

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы,

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск,

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения,

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег,

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы,

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации,

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся,

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету,

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся,

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования,

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем,

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе,

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, 20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты,

Обработка полученных результатов.

Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное отделения общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, если коэффициент (У) равен или больше трех, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше двух, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

  • организация труда (утверждения 1-4);

  • возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);

  • отношениями с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);

  • отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);

  • обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

  1. совершенно не согласен.

  2. Я иду утром в школу с радостью.

  3. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  4. В нашем классе хороший классный руководитель.

  5. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помо щью в трудной жизненной ситуации.

  6. У меня есть любимый учитель.

  7. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

  8. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

  9. У меня есть любимые школьные предметы.

  10. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

  11. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Методика Е.Н. Степановым «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения.

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

0- совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения.

Учащимся предлагается выполнить следующую инструкцию: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".

Перечень вопросов:

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

1 6---------11----------16

2--------7---------12----------17

3--------8---------13----------18

4--------9---------14----------19

5 -------10--------15----------20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и отрицательных ответов на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  • низкий уровень - 0,1 - 0,45;

  • ниже среднего - 0,46 - 0,55;

  • средний уровень - 0,56 - 0,65;

  • выше среднего - 0,66 - 0,75;

  • высокий уровень - 0,76 - 1.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Методика М.И. Рожкова .для изучения социализированности личности учащихся. Определение уровня толерантности.

Цель методики: выявить уровень социальной адаптации, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Просим Вас оценить данные суждения по пятибалльной шкале.

Если данное суждение по пятибалльной шкале.

Если данное суждение полностью совпадает с Вашим поведение и вы согласны с ним, то оцениваете его баллом - 4.

Если Вы поступаете так почти всегда, поставьте оценку 3.

Если Вы поступаете так иногда, оцените себя 2 баллами.

Если Вы очень редко поступаете так, оцените 1 баллом.

0 баллов ставится в том случае, если вы не поступаете так иногда.

4б. - всегда.

3б. - почти всегда.

2б. - иногда.

1б. - редко.

0б. - никогда.

Укажите пол

Показатель

Суждение

Балл 01234

Самовоспитание

1.Стараюсь следить за своим внешним видом.

2 Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4. Умею организовывать свое время:

смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни.


Отношение к здоровью

5 Соблюдаю правила личной гигиены.

6.Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7.Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8.Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9.Соблюдаю режим дня.


Патриотизм

10.С уважением отношусь к государственной символике.

11.Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12.Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности.


Отношение к искусству

15.Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16.Умею находить прекрасное в жизни.

17.Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).

18.Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19.Занимаюсь художественным или прикладным творчеством


Отношение к природе

20.Бережно отношусь к растительному миру.

21.Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24.Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)


Адаптированность

25.Прислушиваюсь к мнению старших.

26.Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27.Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28.Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29.Стремлюсь не ссориться с друзьями.


Автономность

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.


Социальная активность

35.За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.


Нравственность

40.Я умею прощать людей.

41.Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43.Переживаю неприятности других как свои.

44.Стараюсь защищать тех, кого обижают.


Социальная толерантность

45.Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46.Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47.Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.


Методика обработки анкеты:

Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на количество показателей.

Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей по таблице:

№ п/п

Показатели



Средний балл


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1




2




и т.д.




ср. балл




На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности.

Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале:

0 - 2 - низкий уровень

2 - 3 - средний уровень

3 - 4 - высокий уровеньВ мире вечных ценностейпрограмма воспитания

39


© 2010-2022