- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Мы и время, или как все успеть
Классный час Мы и время, или как все успеть
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лоскутова Н.Ф. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1
Классный час:
Воспитатель
Лоскутова Н. Ф.
Иркутск - 2014 год
Классный час «Мы и время или как все успеть»
Цель: формирование у детей таких качеств делового человека, как умение правильно организовать свое время, уважение к своему и чужому времени, развитие навыков культуры общения.
Задачи:
-
Поставить перед детьми проблемный вопрос «что такое время и какую роль время играет в нашей жизни?»
-
Применяя методы тестирования, помочь детям проверить их отношение ко времени.
-
Ознакомить с советами психолога, которые помогут ребятам научиться управлять своим временем.
В одной из философских повестей знаменитого Вольтера «Задиг, или Судьба» великий маг задает вопрос главному герою: «Что на свете всего длиннее и всего короче; всего быстрее и всего медленнее; что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает все ничтожное и воскрешает все великое?» Немного потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос.
Он сказал. Что в загадке говорится о времени. « Потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для ожидающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв - жалеют; все совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому»
Так что же такое время? Кто может дать ему определеие7
Его руками не потрогаешь и другу не подаришь. А потерять можно!
«Время - деньги» - известный афоризм Бенджамина Франклина, который он сформулировал в «Повете молодому купцу» в 1748 году. А сегодня все чаще приходится слышать: «Время дороже денег». Действительно. Если потерять некоторую сумму, то утраченное можно заработать вновь, время же уже не воротишь.
Время - вечная проблема. А в наш стремительный век проблема времени стоит еще острее.
Порой часы обманывают нас,
Чтоб нам жилось на свете безмятежней.
Они опять покажут тот же час,
И верится, что час вернулся прежний.
Обманчив дней и лет круговорот:
Опять приходит тот же день недели.
И тот же месяц снова настает
Как будто он вернулся в самом деле.
Известно нам, что час невозвратим.
Что нет ни дням, ни месяцам возврата.
Но круг календаря и циферблата
Мешает нам понять, что мы летим.
По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время - это самое дешевое и самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря времени мы получаем все» А умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем? Для начала проверить это очень просто…хотя бы по отношению к учебе. Предлагаю ответить на ряд вопросов.
-
В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?
-
В первых же числах
-
Как только появится свободный часок
-
Напишите что-нибудь в последний момент
-
Попросите перенести доклад хотя бы на недельку
-
-
Вы опаздываете на первый урок…
-
соберетесь за пять минут и бегом на занятия
-
поедете ко второму уроку
-
решите, что это судьба, и повернетесь на другой бок
-
вы никогда не опаздываете на занятия
-
-
Приятель просит вас помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы…
-
Так ему и скажете
-
Посоветуете к кому обратиться
-
Попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему все растолковать.
-
Вместе с ним займетесь изготовлением шпаргалок.
-
-
У вас нет времени выучить уроки. Вы…
-
Просмотрите материал на переменке
-
Прогуляете уроки
-
Авось не спросят
-
Досидите до часа ночи, но выучите!
-
-
Если вы не поймете домашнее задание, то…
-
Попросите преподавателя его разъяснить
-
Попробуете разобраться самостоятельно
-
Не выполните его
-
Обратитесь за помощью к приятелю.
-
Таблица для подсчета очков
Номер вопроса
а
б
в
г
1
4
3
2
1
2
2
3
1
4
3
1
2
4
3
4
3
1
2
4
5
3
4
1
2
Итоги:
От 17 до 20 очков. Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остается ни одной свободной минутки? Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов. Все провода перегорят.
От 13 до 16 очков. Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете свое время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать все, что нудно, и полноценно отдохнуть.
От 9 до 12 очков. Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть все как-нибудь улаживается пи минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учебой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а свое драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой. И в один прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас все скопом.
Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течет
Не нагруженное, пустое.
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Куда же девается ваше быстротечное время? Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. А сколько мы тратим на полупустые разговоры. Нельзя не согласиться с утверждением: «Если бы все люди говорили о деле, на земле установилась бы тишина»
Умение распоряжаться временем - один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу.
Что же нужно знать и делать, чтобы не терять время7
Во-первых. Нужно выявить помехи в своей работе. Вот некоторые ловушки времени:
-
нечетная постановка дела
-
отсутствие приоритета в делах
-
попытка слишком много сделать за один раз
-
отсутствие представления о предстоящих задачах и путях их решения
-
плохое планирование своей деятельности
-
личная неорганизованность
-
отрывающие от дел ненужные разговоры
-
не способность сказать «нет»
-
отсутствие самодисциплины
-
неумение довести дело до конца
-
синдром откладывания
-
спешка. Нетерпение
-
незапланированные встречи.
Во-вторых, попробуйте ответить на следующие вопросы:
-
Чувствуете ли вы свое время? Если вы оперируете в основном такими понятиями, как «после обеда» или «после того, как погуляю», а потом удивляетесь, как летит время, попробуйте обойтись несколько дней без часов.
-
Сколько времени вы проводите у телефона? Не тратьте на беседу больше. Чем это нужно для решения вопроса.
-
Что вы делаете, если вас отвлекают? Для этого нужно: либо тактично дать понять, что вы заняты, либо, если возможно, найти уединенное место.
-
Как вы ведете себя в непредвиденной ситуации? Бестолковая суета - худшее, что может быть для делового человека. Сначала трезво оцените ситуацию, а потом действуйте.
-
Как вы относитесь к своему делу? Никакую работу нельзя сделать быстро и хорошо, если испытывать к ней отвращение. Будьте терпимее. Относитесь спокойно к необходимым, но не очень творческим обязанностям.
-
Стараетесь ли вы следовать правилу «точность - вежливость королей»? деловой человек не имеет права злоупотреблять чужим временем, как, впрочем, и растрачивать свое.
Беречь свое и чужое время - высокий человеческий такт.
Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены, работать он не умеет.
Итак, с чего начать?
-
Определите цель. (Если вы не знаете, куда идете, то никогда не узнаете, дошли или нет)
-
Составьте план. Не старайтесь втянуть в него все несделанное. Лучше наметить 2-3 дела из тех, что давно откладывали и сделать их. Запишите важнейшие дела на день, на неделю, на месяц. Это важно, планы, которые держатся в голове, легко отвергаются.
-
Наметьте сроки. Это испытанный способ от слов перейти к делу. Не старайтесь установить рекорды скорости. Гораздо важнее довести дело до конца. Секрет соблюдения сроков широко известен: не откладывай дела на завтра. Завтра - это отговорка лентяев.
-
Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется
-
Скажите себе «нет». Существует много дел, которые лично вы можете не делать. Учитесь выбирать главное
-
А теперь скажите себе «Пора». Обдумав ситуацию, не тяните время. Входите в работу постепенно, начиная с легкого. Старайтесь взяться за дело раньше намеченного, хотя бы на четверть часа, это позволит вам лучше настроиться на работу.
-
Начните с главного. Что для вас главное - самое срочное или самое важное, решите сами. А заодно и установите очередность дел.
-
Используйте время полностью. Читать или что-то обдумывать можно даже в транспорте.
Попробуйте в течение недели записывать упущенное время. Скорее всего, подведя итоги, вы ужаснетесь.
Методы работы, позволяющие достичь успеха:
-
Последовательность и система. За письменный стол надо садиться по привычке. Не дожидаясь вдохновения.
-
Ритм. Новая наука - хрональная биология - установила, что все органы человека подчиняются трехкратному циклу. Трижды в день наступает прилив и отлив физических сил., трижды наступает усталость. У каждого из нас внутри - «часы», целесообразнее всего именно по ним определять, что лучше делать сейчас, а что отложить. Итак…
Время для ремесла. Лучшая работоспособность ваших пальцев, если вы что-то содрались мастерить, - между 15 и 16 часами.
Часы для спорта. Наши мускулы наиболее работоспособны в 13.30.
Часы слабости. Наиболее слабое кровяное давление между 4 и 5 часами.
Слепые часы. Хуже всего водители видят в 4 часа ночи.
Когда вы не должны оставаться одни. Наиболее остро человек ощущает одиночество между 20 и 22 часами.
Школьные хронобиологии советуют готовить уроки с 16.30 до 18 часов.
На работе важнейшие дела рекомендуется делать с 10 до 12 часов.
Нужно учесть и собственные биоритмы.
«Жаворонки» просыпаются рано и наиболее активны в утренние часы (их 15-20 %).
«Совы» - у них пик активности приходится на вечер (каждый третий человек).
Примерно половина не замечают этих пиков - это «аритмики».
Давайте выясним, кто вы.
-
Трудно ли вам вставать рано утром?
-
Да, почти всегда.
-
Иногда.
-
Редко
-
Очень редко
-
-
В какое время вы предпочли бы ложиться спать?
-
После часа ночи
-
С 23.30 до 1 часа ночи
-
После 22 часов
-
До 22 часов
-
вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?
-
Плотный
-
Менее плотный
-
Достаточно бутерброда
-
Достаточно чаю или кофе
-
Вспомните свои недавние конфликты. Когда они недавно происходили?
-
В первой половине дня
-
Во второй половине дня
-
От чего вам легче отказаться?
-
От утреннего чая или кофе
-
От вечернего чая.
-
Легко ли вам переменить привычки, связанные с едой?
-
Очень легко
-
Достаточно легко
-
Трудно
-
Не меняю
-
Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?
-
Более чем на 2 часа
-
На 1-2 часа
-
Менее чем на 1 час
-
Как обычно
-
Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.
-
Вы поторопились
-
Вы опоздали
Таблица для подсчета очков:
-
№ вопросов
а
б
в
г
1
3
2
1
0
2
3
2
1
0
3
3
2
1
0
4
1
0
5
2
0
6
0
1
2
3
7
3
2
1
0
8
0
2
Итоги:
От 0 до 7 - вы «жаворонок»
От8 до 13 - «аритмик»
От 14 до 20 очков - «сова»
-
Порядок. Незачем держать на столе ненужное.
-
Будьте собранны. Чтобы не спешить утром, заготовьте все, что нужно, с вечера. Приучите себя к автоматическим действиям перед уходом из дома: проверить, все ли взято необходимое и в порядке ли то, что останется дома.
-
Слушайте. Это нужно для того, чтобы сразу четко уяснить себе: что, где, когда и почему. Задавайте вопросы сразу же.
-
Заведите записную книжку, она поможет восполнить отсутствие феноменальной памяти. Можете записывать свои мысли, потому что , как сказал один из великих, не записанная мысль есть потерянный клад.
-
Не забывайте о перерывах. Отказавшись от них, вы успокоите свою совесть, но ухудшите результат, потому что работать до изнеможения - далеко не лучший режим.
А теперь о том, что не надо делать.
1. Обгонять самого себя. Распределите работу равномерно, без авралов.
2. Останавливаться на полпути.
3. Действовать по шаблону. Ищите новые пути, не пренебрегайте и чужим опытом
Находите время для работы - это условие успеха.
Находите время для размышлений - это источник силы.
Находите время для игры - это секрет молодости.
Находите время для чтения - это источник знаний.
Находите время для дружбы = это условие счастья.
Находите время для мечты - это путь к звездам.
Находите время для любви - это истинная радость жизни.
Находите время для веселья - это муза души.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ученикам раздаются памятки.
С чего начать?
-
Определите цель. (Если вы не знаете, куда идете, то никогда не узнаете, дошли или нет)
-
Составьте план. Не старайтесь втянуть в него все несделанное. Лучше наметить 2-3 дела из тех, что давно откладывали и сделать их. Запишите важнейшие дела на день, на неделю, на месяц.
-
Наметьте сроки. Это испытанный способ от слов перейти к делу. Секрет соблюдения сроков широко известен: не откладывай дела на завтра. Завтра - это отговорка лентяев.
-
Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется
-
Скажите себе «нет».. Учитесь выбирать главное.
-
А теперь скажите себе «Пора». Обдумав ситуацию, не тяните время. Входите в работу постепенно, начиная с легкого. Старайтесь взяться за дело раньше, это позволит вам лучше настроиться на работу.
-
Начните с главного. Что для вас главное - самое срочное или самое важное, решите сами. А заодно и установите очередность дел.
-
Используйте время полностью. Читать или что-то обдумывать можно даже в транспорте.
Ловушки времени:
-
нечетная постановка дела
-
отсутствие приоритета в делах
-
попытка слишком много сделать за один раз
-
плохое планирование своей деятельности
-
личная неорганизованность
-
отрывающие от дел ненужные разговоры
-
не способность сказать «нет»
-
отсутствие самодисциплины
-
неумение довести дело до конца
-
синдром откладывания
-
незапланированные встречи.
Методы работы, позволяющие достичь успеха:
-
Последовательность и система. За письменный стол надо садиться по привычке.
-
Ритм. Трижды в день наступает прилив и отлив физических сил, трижды наступает усталость
-
Порядок. Незачем держать на столе ненужное.
-
Будьте собранны. Чтобы не спешить утром, заготовьте все с вечера. Приучите себя к автоматическим действиям перед уходом из дома: проверить, все ли взято необходимое и в порядке ли то, что останется дома.
-
Слушайте. Это нужно, чтобы четко уяснить себе: что, где, когда и почему. Задавайте вопросы сразу же.
-
Заведите записную книжку, она поможет восполнить отсутствие феноменальной памяти.
-
Не забывайте о перерывах.