Программа (пробная) по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Питание играет огромную роль в жизни человека, особенно в период роста и развития, который связан с обучением в школе. Для сохранения здоровья и работоспособности школьников в этих условиях необходимо, чтобы получаемая ежедневно пища полностью возмещала то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток.

Современные продукты питания технологически переработаны, рафинированы, концентрированы, подслащены, подсолены, химически сконструированы с целью создания разнообразных вкусовых ощущений.

Важнейшим фактором здоровья учащихся является соблюдение принципов рационального питания. Нерациональное питание негативно сказывается на здоровье. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия. Заменить их нельзя ничем. Необходимо научить человека учиться строительству своего здоровья», - говорил академик Н.М. Амосов.

При изучении данного курса учащиеся узнают о здоровом, рациональном питании как основе сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Школьники научатся понимать, что такое здоровое питание, что надо есть, как надо есть, зачем надо есть, каковы особенности современного питания.

Целью данного курса является формирование ответственного отношения школьников к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдение гигиенических правил и норм поведения, основанных на знаниях о питании, продуктах питания, их производстве и хранении, влиянии на рост и развитие организма.

Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся школы получают при изучении курса «Привычки и здоровье».


Содержание учебной программы

(1 час в неделю, всего - 34 часа)

Основные понятия: Обмен веществ и энергии, питание - процесс жизнедеятельности организмов, питательные вещества, продукты питания, рациональное питание, гигиена питания, здоровье, болезнь.

  1. Введение (7 ч).

Питание и здоровье. Питательные вещества и продукты питания. Калорийность питания. Режим питания. Рациональное и нерациональное питание. Лишний вес. Ожирение. Анорексия. Критерии рационального питания: разнообразие, умеренность, режим. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

  1. Продукты питания, которые следует избегать (9 ч).

Рафинированный сахар и продукты, содержащие его: джемы, варенье, мармелад, конфеты, пирожные, компоты, лимонады и т.д. Соль и солёные продукты, солёные хлебцы, орешки, кислая капуста. Приправы: горчица, соусы, маринады, кетчуп. Продукты, насыщенные жирами: копчёное мясо, рыба, колбасы, сосиски, бройлерные куры. Рафинированная белая мука и продукты из неё. Очищенный белый рис, перловая крупа. Табак и продукты, получаемые на его основе: сигареты, папиросы. Чай. Традиции русского чаепития. Кофе в зёрнах. Растворимое кофе.

III. Здоровое питание и индивидуальное здоровье (5 ч).

Режим питания. Азбука правильнопитания. Вредные и полезные продукты твоего рациона питания. Голод и аппетит.

Практическая работа № 1«Составление индивидуального диетического режима питания».

Практическая работа № 2. «Составление индивидуального суточного пищевого рациона».


  1. Гигиена питания (5 ч).

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Источники заражения: больной человек, вода, молоко, пищевые продукты, грязные руки, мухи. Защитные реакции организма: понос и рвота.

Пищевые отравления. Первая помощь при пищевых отравлениях. Заражения глистами. Меры профилактики: коротко стриженные ногти, не грызть и не брать пальцы в рот, мыть руки с мылом после посещения туалета и перед приёмом пищи, не пить сырую воду, не есть не мытые овощи и фрукты. Желудочно-кишечные заболевания: дизентерия.

V. Производство и хранение продуктов питания (8 ч).

Способы обработки пищи: варка, сушка, вяление, замораживание, консервирование на конкретных примерах. Особенности применения вида обработки к пищевому продукту. Способы хранения продуктов питания. Упаковка продукта и информация, которую она несёт.

Практическая работа № 3. «Определение срока годности продуктов питания по упаковкам пищевых продуктов».

Резервное время 2 часа. Составление разнообразного правильного и вкусного меню.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- понятия: питание, режим питания, пища, питательные вещества, продукты питания, рациональное питание, здоровое питание;

- продукты питания, которые следует избегать в употреблении;

- о хранении продуктов питания в домашних условиях - значение питания для роста и развития детского организма.

Учащиеся должны уметь:

- называть и характеризовать продукты питания;

- понимать полезное и вредное воздействие продуктов питания на организм человека;

- соблюдать правильный режим питания;

- соблюдать правила кулинарной обработки;

- соблюдать гигиенические правила хранения и рекомендации по реализации пищевых продуктов;

- помогать родителям в выборе продуктов питания.

Содержательные линии курса

«ПРИВЫЧКИ И ЗДОРОВЬЕ»,

реализуемые в программе:

  1. «Школьник-подросток»: Режим дня. Диетическое питание.

2. «Природа»: Разнообразие веществ в окружающем нас мире. Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей. Животные, их многообразие. Особенности питания разных животных. Роль животных в жизни людей. Вегетарианство.

3. «Человек и природа»: Общие представления о строении тела человека. Диеты.Системы органов и их роль в жизнедеятельности организма

Структура программы

8-11 классы

Проекты

Введение - 7 ч.

«Питание и здоровье» (5 уроков)

Продукты питания, которые следует избегать - 9 ч.

«Мера есть мудрость жизни и здоровья» (7 уроков)

Здоровое питание и индивидуальное здоровье - 5 ч.


Гигиена питания - 5 ч.


Производство и хранение продуктов питания - 8 ч.

«Где производят и хранят продукты питания?» (4 урока)


18 уроков: из них 3 - практические, 1 - защита проекта, 1 - экскурсия.

16 уроков на 3 проекта.

Практические работы.

Практическая работа № 1. «Режим питания».

Практическая работа № 2. «Составление индивидуального суточного пищевого рациона».

Практическая работа № 3. «Определение годности продуктов питания».






Учебно-тематический план

кружка «Привычки и здоровье. Разговор о правильном питании» 34ч

Название темы

Основное содержание

Кол-во

часов

Дата

по

плану


Дата по факту


Введение

8



1

Питание и здоровье. Если хочешь быть здоров.

Питательные вещества в продуктах питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вода. Витамины. Калорийность питания. Диетическое питание. Хорошие привычки. Мы за ЗОЖ!




2

Питание и здоровье. Из чего состоит наша пища.




3

Питание и здоровье. Самые полезные продукты. Питание необходимое условие для жизни человека.




4

Режим питания Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Режим питания: завтрак, обед, ужин. Суточные нормы питательных веществ (работа с таблицами «Суточные нормы питательных веществ», «Суточные нормы пищевых продуктов»). Диеты. Мы за ЗОЖ!Хорошие привычки.




5

Режим питания. Зависимость питания от профессии и занятости человека.




6

Рациональное и нерациональное питание.

Народные праздники, их меню и здоровье.

Характеристика критериев рационального питания: разнообразие, умеренность, режим. Оценка режима питания учащихся . Мы за ЗОЖ!

Заболевания: ожирение и анорексия. Плохие привычки.




7

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

«Бутербродная страна»

Питательные вещества основных блюд русской кухни. Разнообразие в меню. Мы за ЗОЖ!

Привыкни к хорошей привычке!




8

Практическая работа № 1

Составление меню. Привыкни к хорошей привычке!




Продукты питания, которые следует избегать

10



9

Сахар - продукт питания. Русская еда.

Рафинированный сахар и продукты, содержащие его: джемы, варенье, мармелад, конфеты, пирожные, компоты, лимонады и т.д. Нерафинированный сахар.




10

Сахар - продукт питания. Из истории русской кухни




11

Соль - продукт питания. Конкурс «Венок из пословиц» о продуктах из зерна.

Соль и солёные продукты: солёные хлебцы, орешки, кислая капуста. Приправы: горчица, соусы, маринады, кетчуп.

Мы за ЗОЖ!




12

Соль - продукт питания. Щи да каша - пища наша.




13

Продукты, насыщенные жирами.

Копчёное мясо, рыба, колбасы, сосиски, бройлерные куры.

Музыкально - тематический досуг




14

Рафинированная белая мука. Русская еда.

Рафинированная белая мука и продукты из неё. Очищенный белый рис, перловая крупа.




15

Табак. О здоровом образе жизни. Что готовили наши прабабушки.

Табак и продукты, получаемые на его основе: сигареты, папиросы. О вредных привычках. Мы за ЗОЖ!




16

Тонизирующие напитки. Фиточай.

Чай. Традиции русского чаепития. Кофе: в зёрнах. Растворимое кофе. Тоник. Энергетик. Кола. Фанта.




17

Практическая работа № 2

Проведение «Традиций русского чаепития» Музыкально - тематический досуг

Привыкни к хорошей привычке! Мы за ЗОЖ!




18

Аптека на тарелке

Фиточай.

Предметы сервировки стола Заключительный урок.





Здоровое питание и индивидуальное здоровье


5



19

Режим питания. Это удивительное молоко.

Азбука правопитания. Вредные и полезные продукты твоего рациона питания. Привыкни к хорошей привычке!




20

Режим питания. Что нужно есть в разное время года. Где найти витамины зимой и весной.




21

Голод и аппетит. Весенние витаминные салаты.

Голод - естественное состояние организма. Аппетит - приобретённое состояние. Прихоти аппетита: переедание. Умеренность питания. Музыкально - тематический досуг




22

Практическая работа № 3

Составление индивидуального режима питания учащегося . Привыкни к хорошей привычке! Мы за ЗОЖ!Конкурс «Забавных бутербродов».




23

Практическая работа № 4

Составление индивидуального суточного пищевого рациона Привыкни к хорошей привычке!




Гигиена питания

5



24

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний: дизентерия

Источники заражения: больной человек, вода, молоко, пищевые продукты, грязные руки, мухи. Мы за ЗОЖ!

Привыкни к хорошей привычке-мой чаще руки!




25

Защитные реакции организма: понос и рвота

Понятие защитной реакции организма. Диарея. Рвота.




26

Пищевые отравления. Какую пищу можно найти в лесу?

Причины пищевых отравлений. Первая помощь.




27

Заражение глистами.

«Здоровое питание - отличное настроение.

Причины заражения. Меры профилактики: коротко стриженные ногти, не грызть и не брать пальцы в рот, мыть руки с мылом после посещения туалета и перед приёмом пищи, не пить сырую воду, не есть немытые овощи и фрукты. Мы за ЗОЖ!




28

Желудочно-кишечные заболевания: дизентерия

Причины желудочно-кишечных заболеваний. Дизентерия - заболевание «грязных рук». Привыкни к хорошей привычке!




Производство и хранение продуктов питания

6



29

Способы обработки пищи. Хлеб - всему голова.

Варка, сушка, вяление. Замораживание, консервирование на конкретных примерах. Особенности применения вида обработки к пищевому продукту. Мы за ЗОЖ!




30

Способы обработки пищи. Здоровая пища для всей семьи.




31

Способы хранения продуктов питания. Где и как готовят пищу(в др странах).

Упаковка продуктов питания. Информация, содержащаяся на упаковке. Мы за ЗОЖ!

Привыкни к хорошей привычке- будь внимателен при покупке продуктов питания!




32

Способы хранения продуктов питания. Как правильно накрыть стол.




33

Практическая работа № 5

«Определение срока годности продуктов питания по упаковкам пищевых продуктов» Привыкни к хорошей привычке! Музыкально - тематический досуг




34

Производство, хранение и реализация продуктов питания в домашних условиях

Конкурс «Салфеточка». Поговорим о кулинарных волшебниках Привыкни к хорошей привычке! Мы за ЗОЖ!

Заключительный урок








Литература по курсу

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. «Основы валеологии». - СПб.: Водолей, 1998, с. 271 - 364.

2. Ладингстон Э., Дейль Г., Гамлешко И. Ключи к здоровью: пер. с англ. - 2-е изд. Заокский: «Источник жизни», 2004. - 192 с: ил.

3. №Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей » под ред. В.Н. Касаткина. - М.: ЛИНКА - Пресс, 2000. - 336 с.

4. Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2001. - с. 416 - 422.

5. Хрипкова А.Г. «Возрастная физиология и школьная гигиена»; пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1990. - с. 179 - 213.




© 2010-2022