- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа Ваши права и обязанности, дети
Разработка классного часа Ваши права и обязанности, дети
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шипулина Т.Ю. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Мастер - класс
учителя русского языка и литературы, классного руководителя
Шипулиной Татьяны Юрьевны
по правовому воспитанию учащихся
Классный час: «Я имею право …»
Цель классного часа:
формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление
с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Передать учащимся знания о Конвенции о правах ребенка, её истории и содержании;
2. Сформировать представление о системе прав ребенка;
3. На основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение
4. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
5. Содействовать воспитанию культуры прав человека.
Ход классного часа
-Наш классный час мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
-А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
-Сначала послушаем сообщения наших учеников.
1-й ученик. На Земле, мы это можем увидеть на географической карте, существует много стран и государств, у них есть правительства. И вот однажды представители государств со всех концов Земли решили собраться вместе, чтобы сотрудничать по важным вопросам - они объединились в Организацию Объединенных Наций.
2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
4-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
1-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
3-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
- А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.
4-й ученик. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
1-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
2-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)
3-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)
4-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)
1-й ученик. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
2-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)
3-й ученик. Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)
4-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
(презентация-слайды)
- А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается - запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается».
Игра «Разрешается - запрещается»
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить -
Это (разрешается).
Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).
Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это (разрешается).
Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
- А теперь ребята 7 класса разыграют вам несколько сценок по мотивам известных сказок, вы же должны определить, из какой сказки к нам пришли герои и какие права детей нарушаются в них.
Инсценировка сказки «Морозко»
Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что не сделает - за все гладят ее по голове: умница.
Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до света…
Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить…
Мачеха: Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!
Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.
Старик: Собирайся, милая дочь…
- Ребята, какие права ребенка нарушила эта жестокая женщина?
(мачеха подвергла жизнь и здоровье девочки опасности; ст.6, 19)
Инсценировка сказки «Снежная королева»
Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?
Кай: Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.
Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней!
Кай: Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.
Герда: Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда!
Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие!
Герда: Кай, что ты делаешь?
Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы!
Герда: Кай, кто это?
Снежная Королева: Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.
Кай: Нет, я не пойду с тобой!
(С.К. укрывает его плащом, и они уходят)
Кай: Герда, спаси меня! Мне холодно!
Герда: Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!
- Ребята, как называется эта сказка, и кто ее написал?
(Г.Х.Андерсе)
- А какие права и в отношении кого здесь нарушены?
(Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети - не вещи, дети - это люди, а люди не принадлежат никому, кроме себя. Ст.35)
Инсценировка сказки «Золушка» Ш.Перро
Голос Герольда: Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства!
1 сестра: Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал!
2 сестра: Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически!
1 сестра: Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами.
2 сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?
Золушка: Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?
1 сестра: Что правда, то правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!
Мачеха: Красавицы мои, вы собрались?
1 сестра: Да, сейчас переоденемся и можно ехать.
Золушка: Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.
Мачеха: И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.
Мачеха: Ну а если управишься, можешь приехать на бал.
Золушка: Я и за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная!
- Какие права Золушки нарушила злая мачеха?
(Нарушены права ребенка на отдых и досуг. Ст.31,32)
- А сейчас я хочу предложить вам посмотреть 3 отрывка из мультфильмов и ответить, о каких правах в них идет речь.
А кто помнит, как называются эти мультфильмы?
1. «Песенка мамонтенка» (музыка В.Шаинского, сл. Непомнящей)
Мультфильм «Мама для мамонтенка»
(ст. 7. В которой говорится, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на жизнь, на имя, гражданство, имеет право знать своих родителей).
2. «Доктор Айболит» (ст. 24, в которой говорится, что каждый ребенок имеет право на лечение)
3. Мультфильм «Как ослик и верблюжонок в школу ходили» (ст. 28-каждый ребенок имеет право на образование)
- этим правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе.
- Ребята, до сих пор мы с вами говорили о правах детей, давайте сделаем вывод, так что же такое «права»?
Права - это охраняемая государством узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять.
- А если у человека есть права, то значит должны быть и обязанности. Как вы думаете,
что это такое?
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.
- Ребята, а существуют ли обязанности у детей? Назовите мне их.
- Теперь вы знаете, какими правами и обязанностями обладают дети.
А какие еще Законы Российской Федерации, в которых речь идет о защите прав ребенка, вы знаете?
Наш библиотекарь, Людмила Юрьевна, подготовила нам правовой стенд. Ваши права защищаются, кроме Конвенции о правах ребенка еще и такими законами, как закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейный Кодекс РФ, Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об образовании и др. Эти документы имеют очень большое значение для защиты детей, поэтому необходимо всем - взрослым и детям - помнить несколько важных правил:
-
Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.
-
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
-
Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.
-
Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.
1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
- И в заключении, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я дарю вам эти цветы, на лепестках которых написаны некоторые ваши права, а домашнее задание будет таким - напишите на обратной стороне лепестков ваши обязанности, обсудив и то и другое со своими родителями.
- Всем спасибо за внимание, выступления, активность.