Разработка классного часа Ваши права и обязанности, дети

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»




Мастер - класс


учителя русского языка и литературы, классного руководителя


Шипулиной Татьяны Юрьевны


по правовому воспитанию учащихся








Классный час: «Я имею право …»

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

1. Передать учащимся знания о Конвенции о правах ребенка, её истории и содержании;

2. Сформировать представление о системе прав ребенка;

3. На основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение

4. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

5. Содействовать воспитанию культуры прав человека.

Ход классного часа

-Наш классный час мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим

Он на свете не один!

-А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

-Сначала послушаем сообщения наших учеников.

1-й ученик. На Земле, мы это можем увидеть на географической карте, существует много стран и государств, у них есть правительства. И вот однажды представители государств со всех концов Земли решили собраться вместе, чтобы сотрудничать по важным вопросам - они объединились в Организацию Объединенных Наций.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

1-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

3-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

- А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

4-й ученик. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».

1-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)

2-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)

3-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)

4-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)

1-й ученик. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

2-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)

3-й ученик. Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)

4-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

(презентация-слайды)

- А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается - запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается».


Игра «Разрешается - запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

Много трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить -

Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

- А теперь ребята 7 класса разыграют вам несколько сценок по мотивам известных сказок, вы же должны определить, из какой сказки к нам пришли герои и какие права детей нарушаются в них.

Инсценировка сказки «Морозко»

Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что не сделает - за все гладят ее по голове: умница.

Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до света…

Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить…

Мачеха: Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!

Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

Старик: Собирайся, милая дочь…

- Ребята, какие права ребенка нарушила эта жестокая женщина?

(мачеха подвергла жизнь и здоровье девочки опасности; ст.6, 19)

Инсценировка сказки «Снежная королева»

Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай: Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней!

Кай: Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда: Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда!

Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие!

Герда: Кай, что ты делаешь?

Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы!

Герда: Кай, кто это?

Снежная Королева: Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.

Кай: Нет, я не пойду с тобой!

(С.К. укрывает его плащом, и они уходят)

Кай: Герда, спаси меня! Мне холодно!

Герда: Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!

- Ребята, как называется эта сказка, и кто ее написал?

(Г.Х.Андерсе)
- А какие права и в отношении кого здесь нарушены?

(Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети - не вещи, дети - это люди, а люди не принадлежат никому, кроме себя. Ст.35)

Инсценировка сказки «Золушка» Ш.Перро

Голос Герольда: Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства!

1 сестра: Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал!

2 сестра: Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически!

1 сестра: Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами.

2 сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?

Золушка: Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?

1 сестра: Что правда, то правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!

Мачеха: Красавицы мои, вы собрались?

1 сестра: Да, сейчас переоденемся и можно ехать.

Золушка: Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха: И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

Мачеха: Ну а если управишься, можешь приехать на бал.

Золушка: Я и за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная!

- Какие права Золушки нарушила злая мачеха?

(Нарушены права ребенка на отдых и досуг. Ст.31,32)

- А сейчас я хочу предложить вам посмотреть 3 отрывка из мультфильмов и ответить, о каких правах в них идет речь.

А кто помнит, как называются эти мультфильмы?

1. «Песенка мамонтенка» (музыка В.Шаинского, сл. Непомнящей)

Мультфильм «Мама для мамонтенка»

(ст. 7. В которой говорится, что каждый ребенок с момента рождения имеет право на жизнь, на имя, гражданство, имеет право знать своих родителей).

2. «Доктор Айболит» (ст. 24, в которой говорится, что каждый ребенок имеет право на лечение)

3. Мультфильм «Как ослик и верблюжонок в школу ходили» (ст. 28-каждый ребенок имеет право на образование)

- этим правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе.

- Ребята, до сих пор мы с вами говорили о правах детей, давайте сделаем вывод, так что же такое «права»?

Права - это охраняемая государством узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять.

- А если у человека есть права, то значит должны быть и обязанности. Как вы думаете,

что это такое?

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

- Ребята, а существуют ли обязанности у детей? Назовите мне их.

- Теперь вы знаете, какими правами и обязанностями обладают дети.

А какие еще Законы Российской Федерации, в которых речь идет о защите прав ребенка, вы знаете?

Наш библиотекарь, Людмила Юрьевна, подготовила нам правовой стенд. Ваши права защищаются, кроме Конвенции о правах ребенка еще и такими законами, как закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейный Кодекс РФ, Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об образовании и др. Эти документы имеют очень большое значение для защиты детей, поэтому необходимо всем - взрослым и детям - помнить несколько важных правил:

  1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

  2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

  3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

  4. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.



1 ученик

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка

Права вечного на отдых,

Есть в Конвенции об этом

Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я -

Называется «Семья».

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

- И в заключении, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я дарю вам эти цветы, на лепестках которых написаны некоторые ваши права, а домашнее задание будет таким - напишите на обратной стороне лепестков ваши обязанности, обсудив и то и другое со своими родителями.

- Всем спасибо за внимание, выступления, активность.


© 2010-2022