Программа по краеведению 5 класс

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.  Назначение программы: Дать ориентиры  в правильном понимании развития событий в жизни народов   и объективную оценку экономического, социального и культурного развития, воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за мужественный народ, проживающий на территории Самары и Самарской области. Рассмотреть ...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

ДЛЯ 5 КЛАССА

Направление: духовно-нравственное

СОСТАВИТЕЛЬ: Хомякова Ольга Михайловна - учитель математики, классный руководитель МБОУ СОШ №22 г.о. Самара

Пояснительная записка

Актуальность курса. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. В последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

Актуальная проблема современного общества - отсутствие чувства Родины у многих жителей России. Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.

В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно - прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.

Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.

В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.

Важная роль комплексного изучения «локальных точек» - сел, городов - была осознана в России давно. В начале ΧΧ столетия такое изучение обозначили термином краеведение. Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего города, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем городе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого - увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.

Назначение программы: Дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народов и объективную оценку экономического, социального и культурного развития, воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за мужественный народ, проживающий на территории Самары и Самарской области. Рассмотреть семейные ценности в историческом аспекте, формировать нравственные ориентиры через историю семьи в истории Родины, воспитывать уважительное отношения к семейным

традициям, чувства ответственности перед будущим.

Научить школьников:

  • работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития города, района и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;

  • стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к освоению историко-краеведческих знаний;

  • способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний, освоению новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;

  • создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности;

  • рассматривать привычные объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре и извлекать из них нужную информацию;

  • пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками;

  • ориентироваться по карте, в адресной системе.

  • характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое впечатление, давая им свою оценку;

  • общаться с одноклассниками, жителями города. района (в урочной деятельности, повседневной жизни, исследовательской работе и т.д).

Объем часов, отпущенных на занятия: 34 часа в год,4 занятия в месяц, в том числе тематические экскурсии.

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Разработанная Программа по краеведению для 5 класса направлена на реализацию следующих целей:

формирование у учащихся:

  • патриотического сознания;

  • гражданственности и правовой культуры;

  • коммуникативной культуры;

  • семейных ценностей в историческом аспекте;

  • определение нравственных ориентиров;

  • уважительного отношения к семейным традициям

  • чувства ответственности перед будущим;

  • опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности;

  • опыта социально-значимой деятельности.

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

  • расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

  • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

  • беречь семейные ценности через определение нравственных ориентиров;

  • воспитывать уважительное отношение к семейным традициям;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

  • развивать навыки при работе с картой;

  • расширять знания учащихся по краеведению.

Формы и методы ведения классных часов:

Лекции, беседы. Опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты. Работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, праздников, конкурсов). Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся. Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

Содержание курса

Раздел 1. Введение. (1ч.)

Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.

Раздел 2. Самара историческая (4 ч.)

Географическое положение, границы поселения и их изменение. История (происхождение названия, легенды, предания и сказания). Верования и религии. Экскурсия «Храмы Самары»

История создания и развития школы. Школе 50 лет. Встреча с педагогами-ветеранами.

Раздел 3. Природа родного края. (4ч.)

Географическое положение. Растительный мир. Водоемы. Растения и животные водоемов. Экскурсия на Алексеевские озера.

Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения. Животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в зоологический музей

Раздел 4. Самара промышленная. (4часа)

Самара космическая Самара транспортная.

Профессия моих родителей. Экскурсия на производство (хлебозавод, музей железнодорожного вокзала). Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.

Раздел 5. Самара военная (4 часа)

Самара-вторая столица. Бункер Сталина. Самарцы на фронтах Великой Отечественной войны Ветераны войны-педагоги школы 22. Участники военных действий в моей семье. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

Раздел 6. Самара культурная (4 часа) Самара музыкальная. Самара литературная. Самара театральная. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш город. Моя семья в семье народов Поволжья.

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

Раздел 7.«Родословная» (4ч.)

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные реликвии, создание малого семейного архива. Семейные праздники и традиции. Проведение совместного праздника «Моя семья»

Раздел 8. Творческая работа. (8 ч.)

Работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта.

Итоговое занятие. (1ч.)

Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по краеведению распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о семейных ценностях в историческом аспекте; о нравственных ориентирах; о семейных традициях;
о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям, к семье, семейным ценностям и традициям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников природы, истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

Личностные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятиях

парно-групповой работы.



Метапредметные результаты

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные


  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;


  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Коммуникативные

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Учащиеся должны уметь и овладеть:

  • основами исследовательской работы;

  • навыками работы на персональном компьютере;

  • навыками интервьюирования. работать с источниками,

  • подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,

  • проводить исследовательскую работу,

  • собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,

  • выступить с докладом,

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.



  • Внешние результаты реализации программы:

увеличение направленности и разнообразия проектов.

  • Внутренний результат:

положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

  • Диагностика реализации программы:
    - наблюдения;
    - анкетирование;
    - собеседование с учащимися.

Тематическое планирование классных часов по краеведению

№п/п

Тема

Количество часов

Раздел1. Введение (1 час)

1

Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

Раздел 2. Самара историческая (4 часа)

2

Географическое положение, границы поселения и их изменение

1

3

История Самары (происхождение названия, легенды, предания и сказания )

1

4

Верования и религии . Экскурсия «Храмы Самары»

1

5

История создания и развития школы. Нам 50!

1

Раздел 3. Природа родного края. (4ч.)

6

Географическое положение Растительный мир

1

7

Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов Экскурсия на Алексеевские озера.

1

8

Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения.

1

9

Животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в зоологический музей

1

Раздел 4. Самара промышленная. (4часа)

10

Самара космическая

1

11

Самара транспортная

1

12

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

Профессия моих родителей.

1

13

Экскурсия на производство (хлебозавод, музей железнодорожного вокзала)

1

Раздел 5. Самара военная (4 часа)

14

Самара-вторая столица. Бункер Сталина.

1

15

Самарцы на фронтах Великой Отечественной войны

1

16

Ветераны войны-педагоги школы 22.

1

17

Участники военных действий в моей семье

1

Раздел 6. Самара культурная (4 часа)

18

Самара музыкальная

1

19

Самара литературная

1

20

Самара театральная

1

21

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш город. Моя семья в семье народов Поволжья.

1

Раздел 7.«Родословная» (4ч.)

22

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

1

23

Семейные реликвии, создание малого семейного архива

1

24

Семейные праздники и традиции

1

25

Проведение совместного праздника «Моя семья»

1

Раздел 8. Творческая работа. (8 ч.)

26-27

Работа с библиотечными источниками.

Консультации

2

27-28

Поиск необходимой информации в интернете.

Консультации

2

29-30

Проектно-исследовательская работа.

Консультации

2

31-32

Оформление проектно-исследовательской работы .

Консультации

2

33

Защита проекта

1

34

Итоговое занятие.

1





Список литературы:

  • Алексушин Г.В. Самароведение: интеграция во все школьные предметы / Г.В.Алексушин.- Самара, 2013.

  • Алексушин Г.В. Самароведение для 7х- 11х классов/ Г.В.Алексушин.- Самара, 2013.

  • Алексушина Т.Ф.Самара, улица Дворянская / Т.Ф.Алексушина, Г.В.Алексушин. -М.: ОФОРТ, 2009.- 747с.

  • Алексушин Г.В. Самарские страницы российского дворянства /Г.В.Алексушин.- Самара, 2013.- 536с.

  • Алексушин Г.В.Самарская память: памятники, скульптуры, малые формы, мемориальные доски / Г.В.Алексушин.-Самара, 2013.

  • . Самароведение. Учебное пособие по самарскому краеведению Ч.1,Ч.2, Ч.3 / Арнольд Всеволод.- Самара, 2011-2013. - 184с.

  • Бирюкова О.Самарская лука /О.Бирюкова, М. Рыжкова.-М.: Агни, 2009. - 360с.

  • Богачев А.В. Археология Самарского края. Энциклопедический словарь/А.В.Богачев.- Самара,2010. - 336с.

  • Богачев А.В.Средневековые культуры и этносы Самарского края/А.В.Богачев.- Самара, 2014.

  • Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. - 527 с.

  • Всемирная история: Вторая мировая война./Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. - 592 с.

  • Ерофеев В.В.Самарская губерния - край родной. Т.1/В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин.- Самара: «Самарское книжное издательство»,2007.

  • Ерофеев В.В.Самарская губерния - край родной. Т.2/ В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин.- Самара: Издательство «Книга»,2008.

  • Казарин В. Волжские страницы самарской истории/ В.Казарин.- Самара, 2011.- 202с.

  • Каркарьян В.Г. Тайны деревянных украсов Самары/ В.Г.Каркарьян.-М.: Агни, 2012. - 352с.

  • Е.А.Коган, Э.Я.Дмитриева, и др. Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Издание второе. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн»,1998.

  • Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

  • О.М.Кривова Обзорный атлас окружающей среды Самарской области. ООО «Самвид», г. Самара.2007.

  • Сапожникова И.В.Архитектура Самарской губернии.160 творческих лет.,Агни, 2012. - 160с.

  • Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.

  • И.Р.Учайкина «Люби и изучай свой край». - Самара: Кредо,1999.

  • ФокинД.Н., Большая книга по краеведению. Приволжье, Эксмо,2012. - 240с.

  • Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение/ Л.В.Храмков.- Самара, 2007. - 428с.

  • Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России / Л.В.Храмков.-Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 317 с.

Интернет - ресурсы

  1. silvergoat.ucoz.ru/publ/ehlektronnye_biblioteki_samarskoe_kraevede nie_2/1-1-0-12

  2. samaralife.wordpress.com/tag

  3. samara-kraeved.ru/

  4. alabin.ru/alabina

  5. samara-history.ru/

  6. oldsamara.samgtu.ru/

  7. hist.samsu.ru/istnauka/kraeved



© 2010-2022