Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край? (для обучающихся интерната)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Морозовская средняя общеобразовательная школа"


Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)


Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)

Интеллектуально - познавательная игра

"Знаешь ли ты свой край?"

(интеллектуальная игра для 3-9 классов)

интернат

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)

Составила:

педагог - организатор

Мелентьева Л.Н.


д. Морозовица

Великоустюгский район

Январь, 2016 год.


Внеклассное мероприятие

Возраст: 3-9 классы.

Количество участников: две команды игроков, зрители.

Место проведения: актовый зал школы.

Участники: обучающиеся интерната.

Цели:

• проверить и углубить полученные знания учащихся о птицах, растениях, животных родного края, их пользе; выявить лучших знатоков;

• продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;

• воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Участниками могут быть учащиеся одного или нескольких классов вместе с их старшими друзьями, а также сводные команды (допустимо, когда для каждого турнира коллектив выдвигает отдельную команду знатоков).

Оборудование:


Сценарий проведения


Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим игру, посвященную нашему Вологодскому краю. Мы будем говорить о птицах, животных, растениях нашего края. Но некоторые из туров будут включать в себя занимательные, интересные факты.

Нашу игру мы разделим на несколько туров: «Птицы», «Репродукции картин», «Растения», «Тройное решето», «Животные», «Конкурс профессионалов», «Птичий портрет».

Ведущий: Итак, первый тур, который так и называется «Птицы».

- Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)

- Птица - символ мудрости и познания? (Сова.)

- Как охотники называют глухарку? (Капалуха.)

- Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (Ворон). (Лесные вороны живут парами 200 лет)

- Эти птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, под деревьями. (Как красные яблоки, рассыпанные у дорог). (Снегири.)

- В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (Голуби. Еще их называют птицы - почтальон и символ мира.)

- Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. Перья на хвосте у нее прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им он только там, где услышит что - то рядом с собой. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки. (Дятел.)

- Семья их за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

Прилетают к нам они весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых. (Ласточки.)

- Эта птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу - насекомых, личинок. Семья этих птиц за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды. (Скворцы.)

Ведущий: Второй тур нашей игры «Репродукции картин». Я вам предложу репродукции картин известных художников. Ваша задача - дать правильное название картины и имя художника. Вам предложено три репродукции.

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)

Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)

Алексей Комаров «Наводнение»

Ведущий: «Растения» - так называется третий тур нашей интеллектуально - познавательной игры. Тур будет посвящен деревьям, растущим у нас.

1. Про какое дерево и почему сказано, что у него первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать? (Береза - из нее делают лучины, деготь, лекарства, веники.)

2. С этим деревом не может сравниться ни одно дерево по быстроте роста. Майский серебристый наряд первых листочков быстро сменяется серо-зеленым осенним нарядом. Уже ранней осенью оно сверкает пурпуром и желтым багрянцем. Колеблются и дрожат его листья в тиши, и каждый его листик рвется улететь вдаль. (Осина.)

3. Дерево это очень теневыносливо и может расти много лет под пологом других пород. Постепенно оно вытесняет эти породы и захватывает их территорию. У этого дерева поверхностная корневая система, поэтому оно очень чувствительно даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Древесина у дерева белая, мягкая и легкая. Из нее делают строительные материалы, бумагу, музыкальные инструменты, добывают смолу и канифоль. (Ель.)

4. Дерево это очень быстро растет: в сутки до 6см. Оно хорошо чувствует себя не только в сырых местах, но и в песках, крепко стягивая корнями грунт. Люди взяли это дерево в союзники для борьбы с наступающими песками и оврагами, из-за которых пропадают миллионы плодородной земли. Ранним летом дерево начинает цвести, из-за чего многие люди аллергики не могут выйти из дома. (Тополь.)

5. Высота этого дерева в среднем 10 метров. Крупные перистые листья образуют крону, похожую на кружево вологодской мастерицы, белые шапки цветков издают сильный специфический запах. В плодах довольно много разнообразных сахаров (фруктозы, глюкозы, сахарозы), органических кислот, в том числе и сорбиновой, которая обладает ярко выраженным антимикробным действием. Ярко красные ягоды этого дерева богаты микроэлементами, и особенно витаминами. В них много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина Р и других. Однако плоды дерева, как известно, горьки. Повинен в том гликозид сорбиновой кислоты. Но при первых же морозах гликозид разрушается, и ягоды становятся слаще. (Рябина.)

6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии - Перуну. У него прочная древесина, которая долго не поддается гниению, поэтому ее используют в судостроении, авиационной промышленности. Чтобы обхватить ствол старого дерева, и трех взрослых людей мало! (Дуб.)

7. Эти деревья отличаются быстрым ростом, легко выдерживают длительное затопление, благодаря чему могут использоваться для закрепления берегов. Они также дают древесину, разводятся как декоративные растения, а гибкие прочные ветви некоторых видов, называемых лозняком, с древних времен используют для плетения корзин. Кора богата дубильной кислотой и применяется для дубления кож, а также содержит применяемый в медицине горький глюкозид салицин. (Ивы.)

Ведущий: Четвертый тур нашей игры «Тройное решето». Ваша цель в этом туре - по трем подсказкам узнать птицу. Вам предложено только описание трех птиц, которые не встретились в туре «Птицы».

- Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.

- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

- В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»

Это синичка.

- Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной - белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.

- Лучше других птиц лазает по деревьям.

- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.

Это поползень.

- Ловкая, подвижная, суетливая птица.

- Голова крылья, хвост - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

- Эту птицу считают очень болтливой.

Это сорока.

Ведущий: Пятый тур нашей игры «Животные. В этом туре я предлагаю вашему вниманию ребусы о животных, встречающихся в наших лесах.

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Лиса

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Медведь (дом - мед + ведро+ семь)

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Крот

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Хомяк

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Куница

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Лось

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Медведь

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Кабан

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Олень

Ведущий: Мы проводим шестой тур нашей интеллектуальной игры "Конкурс профессионалов". Как много на нашей планете людей и как много профессий. Люди занимаются различным трудом: работают в больницах, школах, магазинах, на заводах. Птицы тоже не отстают от своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет.

Ведущий: Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17 ч, ласточка -18 ч, стрижи -19 ч, горихвостка - 20 ч. А у людей рабочий день продолжается всего-то 8 часов.

Ведущий: Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, работая больше светового дня. Да меньше им работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35 раз, скворец - 200 раз, ласточка - 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз. Работают, не покладая... крыльев.

Ведущий. Итак, ваша задача - назвать профессии птиц.

Ласточки - ... (строители, они строят гнезда из веточек и глины без молотка и топора).

Грачи - ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и санитары - они уничтожают все ненужное, очищают нашу планету).

Соловей -... (певец, артист - он радует красивой песней людей).

Дятел - ... (кузнец - в лесу можно слышать его размеренное постукивание; санитар - уничтожает насекомых, жучков, паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).

Ведущий: Вот такие профессии существуют и у наших пернатых друзей.

Ведущий: И последний конкурс нашего мероприятия "Птичий портрет".

Командам предлагается собрать изображение птицы и назвать ее. Когда участники команды будут готовы, капитан должен поднять сигнальный флажок. Побеждает команда быстрее собравшая изображение и давшая правильный ответ.

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната) Снегирь

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната) Синица

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Дятел

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Ласточка

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Соловей

Сценарий интеллектуально - познавательной игры Знаешь ли ты свой край?(для обучающихся интерната)Голубь

Ведущий: На этом наша игра подошла к концу. Я желаю вам успехов, удачи. Спасибо за игру. Берегите и любите свой край!















Дополнительное задание:

Ведущий: Я предлагаю вам сыграть в дополнительное задание.

1. "Черный ящик" - угадать о каком дереве идет речь. Какое дерево спряталось в ящике?

Это высокое и величавое вечнозеленое дерево идет в дело целиком, без остатка - от корня до вершины - как ценное сырье. Человек использует древесину для производства мебели. Из коры и семян получают ценное масло. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду. (Сосна.)

2. Викторина "Животные - спортсмены". В викторине предложены вопросы о животных - спортсменах. Это могут быть собаки, улитки, лягушки и т.д. Желаю вам успехов. Вам предложено семь вопросов.

1. В Великобритании на главной площади одного из маленьких городков проводятся бега. В соревнованиях участвуют более 1000 игроков, которых хозяева приносят в капустных листьях. На круге диаметром 33 см «спортсмены» движутся от центра к краю. Кто они?
а) Улитки;
б) гусеницы;
в) тараканы.

2. Для этих животных еще в XVI веке был придуман свой вид спорта - курсинг. Он существует и в наши дни. Кто участвует в соревнованиях?
а) Ездовые собаки;
б) борзые;
в) таксы.

3. С 1928 года в США они регулярно состязаются в тройном прыжке, а одна из «спортсменок» удостоилась быть описанной в произведении Марка Твена. О ком речь?
а) О блохах;
б) о кенгуру;
в) о лягушках.

4. В 2005 г. в московских беговых состязаниях принимало участие десять трехмесячных «спортсменов». Победил малыш по кличке Пафнутий, получивший кубок, медаль и специальный приз - целое корыто пареной морковки со сливками. Кто соревновался?
а) Поросята;
б) козлята;
в) телята.

5. Три талисмана зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити-2002 символизировали олимпийский лозунг «Быстрее, выше, сильнее». Кто они?
а) Гепард, орел, слон;
б) конь, горный козел, лев;
в) заяц, койот, медведь.

6. Чтобы раньше времени зверьки не покинули «беговую дорожку», они мчатся внутри труб длиной 10 м. Это…
а) кролики;
б) хорьки;
в) кошки.

7. Каждый август в городе Бувсвене в Канаде расстилают красные ковровые дорожки и начинаются «самые медленные гонки». Длина дистанции - семь с половиной метров, но для участников это немало. А кто они?
а) Крабы;
б) улитки;
в) черепахи.

3. «Чей хвост?»

Вам представлено три неполных картинки. Вы должны угадать, чей это хвост.






Использованная литература:

1. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000.

2. Любимцев В.В. Вопросы и ответы. - М.: Дрофа, 1995.

3. Онегов А.С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи: Научно­- художественная литература. - М.: Дет. лит., 1980.

4. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.

5. Интернет - ресурсы:

globuss24.ru/doc/vneklassnoe-meropriyatie-zimuyushtie-ptitsi-nashego-kraya

garnett.ru/10-klass/stcenarii-ekologicheskogo-vneklassnogo-meropriiatiia-ptitcy-nashi-druzia/

videouroki.net/filecom.php?fileid=98705270 и другие.



© 2010-2022