- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения
Классный час на тему Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Масалкина А.Ю. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Классный час
"Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения"
Автор : Масалкина Алёна Юрьевна,
учитель начальных классов
г. Ирбит
Тема работы " Конфликты в школьной жизни и способы их разрешения"
Форма проведения - классный час
Содержание:
Введение ------------------------------------------------------------------------------стр.3
Основная часть ----------------------------------------------------------------------стр. 4-8
Заключение ---------------------------------------------------------------------------стр.9
Список литературы------------------------------------------------------------------стр. 10
Введение
С каждым годом увеличивается количество детей, которые не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и взрослыми, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Работа с такими детьми сложная и трудоемкая. Но конфликты неизбежны. Ведь именно так дети учатся вести себя в обществе и начинают проявлять свою самостоятельность. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.
Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций. Сделать это можно при разборе и проигрывании различных ситуаций на классном часе. Поэтому представляю фрагменты классного часа "Конфликты в школьной жизни и пути их разрешения"
Цель работы:
Оказание помощи детям в умении слушать, слышать, уважать мнения и различные точки зрения других людей, изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций на базе одной из серии киножурнала "Ералаш"
Задачи :
-
Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта;
-
Способствовать формированию у учащихся представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения;
-
Выработать памятку с правилами поведения
Ход классного часа.
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними» Д.Карнеги
I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на деятельность.
Приветствие Цель: создание благоприятного климата среди участников
Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.
II Определение темы классного часа.
В любой ситуации можно найти хорошее и плохое. И от того как мы относимся к различным ситуациям в жизни, могут возникнуть различные ссоры и недопонимания.
- А теперь давайте подумаем, что же такое конфликт? Какие ассоциации оно вызывает?
Прошу обсудить это в группах и дать ответ виде схемы.
Конфликт
Драка
Ссора
Война
Потасовка
Спор
Послушайте, как об этом говорится в толковом словаре
Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил. Большой энциклопедический словарь
- Какие конфликты случались в Вашей жизни?
- Какие чувства Вы тогда испытывали?
- Ребята, а как вы думаете, часто ли происходят конфликты между людьми?
- Значит, чему же мы будем учиться сегодня на классном часе?
- Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты в классе и в школе происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Мы узнаем, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать.
III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.
(Просмотр видеоролика «Битва»)
Анализ ситуации.
Из-за чего возник конфликт?
А что же могло произойти между мальчиками до этой ситуации?
Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
Кто помогал, по-мнению мальчиков, справиться им с конфликтом?
Но на самом деле помогали родственники мальчикам или нет? Почему?
Почему же все-таки возник конфликт?
А как бы вы поступили в подобной ситуации? Какие пути выхода из конфликта вы предлагаете?
Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться)
В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются участники конфликта или оппоненты. В нашем случае оппонент 1 это первый мальчик, а оппонент 2 -это второй мальчик. Предмет конфликта - это борьба за лидерство. Объект -это взаимоотношения двух учеников. У каждого из них есть группа поддержки -это их родственники, которые задействованы в конфликтной ситуации. Ребята пользуются активной деструктивной стратегией (соперничество), что наносит вред имуществу. В конфликте усиливается образ "врага" в другом участнике , что проявляется в стремлении причинить оппоненту максимальный ущерб.
У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске - "У меня причиной конфликта было то, что….". (Дети называют свои предложения)
- Назовите основные причины возникновения конфликтов?
- неумение слушать,
- непонимание;
- неумение договориться;
- несдержанность.
Давайте все-таки подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.
(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)
Сейчас вы записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта.
Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.
Ученик:
В конфликте выясняется истина
Открываются вещи, которые мы раньше не замечали
Выявляется мнение каждого человека
В ситуации конфликта человек раскрывается
Человек в конфликте может самосовершенствоваться
Давайте послушаем другую группу. Минусы конфликта.
Ученик:
Падает настроение
Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье
Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе
Мысли направлены не на дело, а на конфликт
Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми
Плохое настроение может передаваться на семью
Вывод: конфликт несет и хорошее и плохое.
- Чего же больше плюсов или минусов?
Конечно, лучше обходиться без конфлткта или уметь безболезненно из него выйти.
IY. Итог. Выработка памятки
А сейчас давайте вместе составим памятку или правила, по которым мы будем жить в нашем классе.
-
Выслушивать точку зрения другого человека до конца.
-
Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас.
-
Говорить спокойно, не переходить на оскорбления.
-
Чаще говорить вежливые слова.
-
Говорить всегда правду. Ложь не красит человека
-
Не бояться правды, высказанной в ваш адрес .
-
Никогда не оправдывать себя. ( Меня не понимают, не ценят)
Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по-разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления После классного часа давайте попробуем жить по этим правилам и посмотрим, изменится ли что-то в нашем классе или нет, станет меньше конфликтов и ссор или нет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
Заключение
Можно ли избежать конфликта? Чтобы предотвратить конфликт необходимо научиться понимать и договариваться, решая конфликтную ситуацию. Важно помнить, что кроме выражения наших собственных интересов нам необходимо уметь выслушать интересы другого человека. Таким образом, мы можем прийти к сотрудничеству. Важно понять причину конфликта, при решении попытаться встать на место другого и почувствовать то, что он чувствует.
Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. .
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях. И тогда решение окажется верным.
Список литературы.
1 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология - Москва ,Изд-во Юнити, 2004.
2 Кибанов, А.Я. Конфликтология - Москва ,Изд-во Инфра-М, 2007.
3 А. Коновалов .Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений (практическое руководство) - Москва, 2012 год
4 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 − 2017 годы
5 ФЗ " Об образовании в РФ", ст. 45
10