Развитие логического мышления в условиях адаптивной школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся даже старших классов не овладевают начальными приёмами логического мышления, а этим приёмом необходимо учить младших школьников.

Прежде всего из урока в урок нужно развивать у ребёнка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с раннее известным.

Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель продуктивности его мышления.

Изучив теорию развития мышления, я стала на уроках математике и во внеклассной работе вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы.

С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.

Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный деревянный - вот те свойства которые смогли назвать дети. Показываю ещё группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком дети смогли назвать ещё несколько свойств кубика: твёрдый, непрозрачный, несъедобный, лёгкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета приём сравнения. Когда дети научились выделять свойства при сравнении предмета, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаю ребёнку сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш - и выделить общие и отличительные свойства. Ученик называет общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства - форма предметов и размер.

В дальнейшем, работая с логическими приёмами, предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойство. Дети называют предметы и все его свойства. После небольшой тренировки провожу игру: Алёша и Саша должны выделить как можно больше свойств мяча. Самостоятельно сравнивая мяч с другими предметами, Саша выделил, например, такие свойства: круглый, зелёный, резиновый, мягкий, лёгкий, непрозрачный, несъедобный, упругий.

Для разнообразия использую такие задания:

1. Называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет.

2. Выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать. Дети называют предмет.

В первом классе при знакомстве учащихся со знаками «равно», «больше», «меньше», «не равно» на первых порах предлагаю сравнивать конкретные предметы. Дети измеряют палочки, полоски бумаги путём прикладывания друг другу. Усваивают, что если первый предмет равен второму, то второй равен первому.

Предлагаю задачу: «Петя не выше Вали. Валя не выше Пети. Валя имеет рост 142 см. Какой рост у Пети?»

Постепенно ввожу третий предмет, равный двум первым. После того как дети усвоют аксиому о том, что если две величины равны третьей, то они равны между собой, предлагаю такое задание: «В стране Величия наступает праздник. Надо разучить танцы. Рост танцоров в паре должен быть одинаковым. (вызываются два мальчика -Петя и Коля, у которых одинаковый рост) Но оказывается, что в паре должны быть девочка и мальчик. Петю сравнивают по росту с несколькими девочками и среди них находят Таню, такого же роста. Сможет ли Таня танцевать в паре и с Колей?» В ходе рассуждения делается заключение, что П=К, П=Т, значит и К=Т, следовательно, Коля и Таня могут образовать танцевальную пару.

Работая над логическим мышлением, я опираюсь на свою веру в потенциальные возможности детей. Одни ребята могут думать быстро, способны на импровизацию, другие медлительны. Мы часто торопим ученика с ответом, сердимся, если он медлит. Требуем от ребёнка быстроты реакции, а добиваемся часто того, что ученик привыкает высказывать поспешные, но необоснованные суждения, либо уходит в себя.

Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть систему необходимых логических приемов мышления. И хотя логические приёмы сформированы при изучении математики, они в дальнейшем могут широко применяться как готовые познавательные средства при усвоении материала других учебных предметов. Следовательно, при отборе логических приемов, которые должны быть сформированы при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи.

С учетом предметных связей используют следующие задания:

1.Найти неизвестное число:

САМОЛЕТ ЛОМ

СКВОРЕЦ РОВ

350291 ?

Ответ: 20

Дети замечают, что в словах самолет и скворец исключены по две крайних буквы, а остальные читаются в обратном порядке. Следовательно, исключив по две крайних цифры и переставив остальные, получим число 20.

2.Найти неизвестное число:

ДЕРЕВО+ ЗЕМЛЯ=11

ТУРИСТ*СПОРТ=?

В слове дерево-6 букв, в слове земля-5, сложив эти числа, получим 11. В слове турист-6 букв, в слове спорт-5. Умножив эти числа, получим число 30.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны . С возрастом их нервная система укрепляется, но многие её свойства благоприятствующие активному развитию способности, в значительной мере утрачиваются, поэтому нужно использовать период начального обучения для развития творческих способностей детей.

Некоторые дети испытывают потребность в умственной нагрузке. Они готовы часами просиживать за книгами , читать даже во время шумной перемены, с увлечением заниматься решением задач… Такой ребёнок наслаждается тем, что имеет возможность проверить свои умственные силы Каждое новое задание, более сложное, чем то, которое ему было предложено ранее, вызывает его, он мобилизует все свои силы. Будучи подвижным и жизнерадостным, ребёнок при выполнении интересного задания преображается: становится сосредоточенным и усидчивым. Он стремится преодолеть трудность, чтобы достичь цели- выполнить задание. Такое отношение к труду- свидетельство одаренности ребёнка.

Работая над развитием логического мышления на уроках математики и на занятиях математического кружка, заметила, что при самостоятельном решении задач даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство, делают выводы.

Таким образом, математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко , четко и правильно излагать свои мысли.






© 2010-2022