Воспитательная система Быть человеком

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Могутовская СОШ









Модель воспитательной системы школы

«Быть человеком»





Ильина Тамара Николаевна

Стажработы:10лет работы зам по ВР

адрес: Челябинска область, Брединский район,

п. Могутовский, ул.Дорожная, 18

МКОУ Могутовская СОШ,

тел. ( 351-41) 66-322


Содержание

1.Краткая справка об образовательном учреждении---------------- 4

2.Описание модели воспитательной системы --------------------------8

3.Диагностика и анализ воспитательного процесса-------------------29











Пояснительная записка

Наступивший XXI век называют веком Человека (в отличие от XVIII - века механики, XIX - века электричества, XX - века ядерной энергии, кибернетики). И если образование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре общественных явлений находится человек, то в связи с переходом общества к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем.

Говоря о развитии воспитательной системы общеобразовательной школы, необходимо затронуть проблему сохранения национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю историю развития государства; опираться на собственные педагогические традиции, соответствующие российскому менталитету.

Все это вызывает необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть способны к самоактуализации, самореализации, самоутверждению, к непрерывному самосовершенствованию.

Изменения, происходящие в обществе, определяют дополнительные требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру - являются одними из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

В этих сложных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Ядром современного воспитания может и должна стать такая воспитательная система, которая основана на педагогической поддержке и стимулировании личностного саморазвития обучающихся.

1. Общие сведения об ОУ

Наименование общеобразовательного учреждения (далее - ОУ) по уставу

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Могутовская средняя общеобразовательная школа

Адрес, телефон ОУ,

сайт, электронная почта

457322 Челябинская область, Брединский район, п.Могутовский, ул.Дорожная,18.

[email protected]

ФИО директор

Юркова Тамара Павловна

№ и дата выдачи лицензии,

срок действия

№ 10121 от 08.11.2012 года

Срок действия: бессрочно

№ и дата выдачи свидетельства о государственной аккредитации, срок действия

№ 1580 от 28.02. 2013 года, выданное на срок действия до 28.02. 2025 года Министерством образования и науки Челябинской области

1.Краткая информационная справка об общеобразовательном учреждении

В 1920 году на территории п. Могутовский была организована начальная школа. С 01 сентября 1951 года школа была реорганизована в семилетнюю школу. С 01 сентября 1962 года школа становится восьмилетней. С 01 сентября 1989 года - неполной средней школой. А с 01сентября 1990 года - средней школой. На основании Постановления Главы Брединского района Челябинской области от 08.06.2000 года № 377 «О регистрации муниципального общеобразовательного учреждения Могутовской средней общеобразовательной школы п. Могутовский Брединского района Челябинской области» Могутовская средняя школа была зарегистрирована как муниципальное общеобразовательное учреждение Могутовская средняя общеобразовательная школа. На основании Постановления администрации Брединского муниципального района Челябинской области от 18.10.2011 года № 839-п «Об утверждении перечня муниципальных учреждений на территории МО Брединского муниципального района Челябинской области, типы которых подлежат изменению в целях создания казенных, бюджетных и автономных учреждений» муниципальное общеобразовательное учреждение Могутовская средняя общеобразовательная школа изменена в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Могутовскую среднюю общеобразовательную школу.

Местонахождение образовательного учреждения: 457322 Челябинская область, Брединский район, п. Могутовский, ул. Дорожная, 18.

Адрес места осуществления образовательной деятельности: 457322 Челябинская область, Брединский район, п. Могутовский, ул. Дорожная, 18.

ИНН: 7427005941 серия 74 № 005668888 выдан Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Челябинской области

Реквизиты Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц: серия 74 № 005668900 от 30.01. 2012 года выдано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 4 по Челябинской области

Учреждение осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением администрации Брединского муниципального района Челябинской области от 29.10.2012 года № 852-п и лицензией № 10121 от 08.11.2012 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области на срок действия бессрочно на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Образовательное учреждение имеет свидетельство о государственной аккредитации № 1580 от 28.02. 2013 года, выданное на срок действия до 28.02. 2025 года Министерством образования и науки Челябинской области.

Характеристика педагогических кадров

Количество педагогических работников по штату - 13

Образовательный уровень педагогических работников:

- высшее образование - 10 человек, 79%;

- средне - специальное образование - 3 человека, 21%.

Квалификационная категория:

- высшая - 1 человек, 7%;

- первая - 9 человек, 72%;

- вторая - 1 человек, 7%

- не имеют категории - 2 человека, 14%

Материально-техническая база

  • Кем и на каком основании предоставлено помещение: на основании решения исполкома районного совета.

  • Тип строения: типовой проект, серия проекта 224 - 1 - 160/ 752.

  • Общая площадь здания: 1703,2 кв. м

  • Год постройки здания: 1990.

  • Проектная мощность: 192 человека; 4 м/ 1учащегося.

  • Техническое состояние здания:

- холодное водоснабжение - да, состояние удовлетворительное;

- горячее водоснабжение - да, состояние удовлетворительное;

- отопление - да, состояние удовлетворительное;

- канализация - да, состояние удовлетворительное;

- освещение - да, состояние удовлетворительное;

- пожарная сигнализация - да, состояние удовлетворительное.

Количество учебных помещений:

- классные комнаты - 9

- библиотека - 1

- компьютерный класс - 1

- спортивный зал - 1

- мастерская - 1

Характеристика материальной базы спортивного зала: брусья, обручи, маты, конь гимнастический, мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные, лыжи, скамья гимнастическая, стенка гимнастическая, мостик гимнастический.

  • Характеристика книжного фонда библиотеки:

Всего - 6115 экземпляров, из них:

- учебная литература - 941 экземпляр;

- художественная литература - 4809 экземпляров;

- методическая литература - 133 экземпляра;

- справочная литература - 232 экземпляра

Наличие и состояние земельного участка: площадь 1,5 га; посажены деревья, кустарники, картофель, овощные культуры, цветы.

Сведения об учащихся

  • Возраст детей, принимаемых в МОУ: 6,5 - 7 лет.

  • Общий контингент обучающихся за год: 71 человек.

  • Количество классов - комплектов - 9; средняя наполняемость классов - 7,5 человек.


Учебный год

Начальная школа

Основная

школа

Средняя

школа

Итого

2010 - 2011

33

38

5

76

2011 - 2012

34

33

8

75

2012 - 2013

29

33

9

71

Контингент школьников: дети работников сельскохозяйственного предприятия, работников бюджетной сферы (учителя, работники детского сада), аграрных специалистов, безработных.

Подавляющееся большинство обучающихся в школе - русские.


Характеристика социального статуса семей обучающихся

МКОУ Могутовская средняя общеобразовательная школа является одной из самых отдаленных от административного центра школой Брединского муниципального района. Школа расположена в поселке Могутовком, насчитывающем 170 дворов с населением 650 человек.

Из них заняты в производстве 36% трудоспособного населения, 33% - пенсионеры, 26% - безработные. 94% населения имеют личное подсобное хозяйство. Образовательный уровень населения: с высшим образованием - 11%, со средним специальным - 21%, со средним - 67%. 55 семей имеют детей школьного возраста. Из них семей с высоким уровнем дохода - 0, со средним уровнем дохода - 7 семей, малообеспеченных семей - 43. Многодетных семей - 17, неполных - 10, детей инвалидов - 1. Основными проблемами поселка, которые в значительной степени влияют на работу школы, являются:

  • уменьшение контингента детей;

  • тенденция старения населения поселка;

  • недостаточная конкурентноспособность выпускников сельской школы по широте охвата направлений развития.





Концепция воспитательной системы образовательного учреждения

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях преобразования и реформ, что способствует появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Наша школа никогда не снимала с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. Следуя духу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,педагоги МКОУ Могутовская СОШ сегодня находят нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру, организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной Личности, способной к достойной самореализации в современном обществе. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми насыщается воспитательная система нашего образовательного учреждения.

Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

2. Стадии развития воспитательной системы

Этап установления (2013-2014) Работа над задачей воспитания всесторонне-развитой личности; установление взаимосвязей с социумом. Разработка модели воспитательной системы, программ воспитательной деятельности, определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, развитие ученического самоуправления.

Этап стабильного развития (2015-2016) Реализация модельных представлений о воспитательной системе, направленной на создание в школе и социуме благоприятных условий для обучения, воспитания достойного гражданина своей страны. Апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.

Оформление модели выпускника на компетентностной основе. Формирование традиций.

Этап обновления и перестройки (2017) Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы. Конкретизация целей воспитательной системы в соответствии с требованиями общества, усиление духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих целеполагания в свете требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Это способствует ее творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы

задачи воспитательной деятельности:

содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений;

содействие формированию осознания собственного «Я», оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации;

содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной жизненной позиции;

создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей;

создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители и окружающий социум.

Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.

Исходя из задач, нами была составлена модель личности выпускника. В центре - выпускник, и качества семи основных направлений, характеризующих достойную, социально адаптированную личность.

Компетентности личности, соответствующие направлениям:

Семья:

внимательный, заботливый сын (дочь);

умеет создавать уют в доме, заботиться о членах семьи;

стремиться к расширению знаний и умений в создании семейного очага.

Труд:

хорошо знает трудовые ресурсы поселка, района;

готов к профессиональному самообразованию;

адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности;

умеет добровольно оказывать помощи на благо других;

умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

Культура:

владеет основами коммуникативной культуры личности;

умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;

понимает сущность нравственных черт и качеств характера окружающих людей.

Знание:

испытывает потребность в знаниях;

умеет учиться, способен к самообразованию;

ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку окружающих событий.

Земля:

понимает экологические проблемы;

активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Человек:

стремится к здоровому образу жизни;

осознает здоровье как одну из основных жизненных ценностей.

Отечество:

знаком с национальной культурой, традициями поселка и страны;

знает и уважает государственные символы;

обладает такими качествами как патриотизм, гражданственность, ответственность за свою Родину;

активно участвует в общественной жизни поселка;

является законопослушным гражданином.

Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной работы.

Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования:

1. Демократичный характер школьного образования, под которым мы понимаем в первую очередь:

демократизацию школьного управления;

демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества.

2.Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе:

поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов;

создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.

3. Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей возрастных этапов их развития.

4. Эстетизация среды жизнедеятельности развития ребенка.

5. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.

6. Связь воспитания с жизнью.

7. Опора на положительное в воспитании.

Воспитание в МКОУ Могутовской СОШ строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

Принцип построения воспитания - поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:

Раскрытие личности (1-4 классы).

Развитие личности (5-8 классы).

Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).

Задача школы - поддержать и развить в человеке Личность, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.

Задачи воспитания педагогический коллектив решает благодаря:

реализации целевых программ воспитания;

вовлечению обучающихся в различные кружки, секции, объединения по интересам;

созданию особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения;

осознанию педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника;

взаимодействию с учреждениями культуры, с общественными организациями.

Мы считаем, что на воспитание личности оказывает влияние тот факт, что дети из года в год проживают традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников.

Все воспитательные мероприятия ставят своей целью формирование общечеловеческих ценностей, так как коллектив педагогов следует народной мудрости: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам». Такой же позиции придерживаются педагоги дополнительного образования, осуществляющие в школе реализацию блока ДО по пяти направленностям.

Во внеурочное время обучающиеся школ заняты в кружках, секциях и объединениях школы.

Хочется отметить, что достоинством воспитательной системы, с нашей точки зрения, является ее простраивание по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы всех участников воспитательного процесса на общей теме и организовать работу более целенаправленно и плодотворно:

Сентябрь - месячник безопасности

Октябрь -месячник старшего поколения

Ноябрь - месячник воспитания гражданственности

Декабрь - месячник правовой культуры

Январь - месячник воспитания культуры жизненного самоопределения

Февраль - месячник военно-патриотического воспитания

Март - месячник профориентации

Апрель - месячник добра и здоровья

Май - месячник гражданско-патриотического воспитания «Этих дней не смолкнет слава!», подведения итогов

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельный, личностно-ориентированный.

Главная задача педагогического коллектива - создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя - защита ребенка.

8. Основные цели и задачи по ступеням:

1 ступень:

Начальное воспитание и образование (1-4-е классы, 7-11 лет)
Цель: Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.
Задачи:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

3. Формирование потребности в творческой деятельности.

4. Развитие художественно-эстетических способностей.

5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.

2 ступень

Воспитание и образование в среднем звене (5-7 классы, 11-14 лет)
Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

3 ступень

Воспитание и образование в старшем звене (8-11-е классы, 15-18 лет)
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс общеобразовательного учреждения и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:

- профессиональной дальнейшей учёбы;

- выполнения гражданских обязанностей;

- успешной жизни и деятельности в условиях рынка.

3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в самоопределении, самоутверждении, самореализации.

4. Дальнейшее физическое развитие личности.

5.Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Решение проблем воспитания предполагает взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям:

1. Формирование единого воспитательно-образовательного пространства через использование возможностей школы и окружающего социума.

2. Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы.

Управление воспитательной системой как условие реализации и развития:

а) обеспечивает участие в нем всех субъектов образовательного процесса;

б) обеспечивает мониторинг системы работы школы:

проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;

осуществление проектировочной и прогностической деятельности.

3. Управление воспитательным процессом

Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.

Методическая работа с педагогическим коллективом.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности учителя в области учебного предмета и методики его преподавания.

Работа с органами ученического самоуправления.

Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.

Внешняя среда

(связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью).

Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.

Работа с родителями.

Цель: достижение сотрудничества и единства воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами.

Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов предполагает внедрение системы моральных и материальных стимулов.

Системы моральной поддержки - конкурсы педагогов («Учитель года», «Классный руководитель года» и др.).

Практика проведения данных мероприятий в МКОУ Могутовская СОШ существует. Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и краевых конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в школе.

Решение задачи развития инструментов финансирования воспитательной и образовательной деятельности, механизмов подушевого финансирования и новой системы оплаты труда, станет дополнительным материальным стимулом воспитательной деятельности педагогов.

Контроль осуществляется с помощью системы внутришкольного контроля за реализацией процесса воспитания, включающей:

тематические педсоветы;

педагогические конференции;

консультативную помощь учителям по организации факультативных, групповых и другого рода занятий;

координация деятельности МО;

комплексный контроль состояния преподавания учебных, факультативных курсов, реализации дополнительного образования, воспитательной работы в классных коллективах;

выставку - смотр достижений;

открытые факультативные и внеклассные мероприятия;

анализ результатов работы по программе воспитания.

Структура управления

Структура управления, система управленческих отношений обусловлены целями, задачами и основными направлениями жизнедеятельности школы.

Управление деятельностью школы осуществляют директор и его заместитель. Директор школы руководит разработкой и реализацией образовательной программы школы, разработкой нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы: Устава школы, приложений к Уставу, Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, локальных актов. Руководство различными сферами деятельности осуществляет заместитель директора по учебно- воспитательной работе.

Помимо администрации в процесс управления школой включены все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители. Этому способствует наличие таких структурных звеньев, как Педагогический совет, МО классных руководителей, родительский комитет, Совет старшеклассников, Совет профилактики.

Данные структурные звенья принимают коллегиальные решения, учитывая мнения и интересы всех субъектов образовательного процесса.

Педагоги участвуют в принятии управленческих решений через участие в работе Педагогического совета, методических объединений, семинаров.

Ученическое самоуправление в школе осуществляет Совет старшеклассников, который возглавляет Председатель.

Администрация школы постоянно работает над повышением уровня управленческих компетентностей через курсовую подготовку учителей, их самообразование, участие в семинарах при Управлении образования, в краевых семинарах.

Вынесение вопросов воспитания и дополнительного образования на семинары позволяет формировать общие представления об управлении процессом, вырабатывать общие позиции по отношению к приоритетным направлениям школы, решению имеющихся проблем по реализации поставленных задач.

Управление воспитательной системой школы обеспечивается на основе прогнозирования и программирования. В школе успешно реализуются программы: «Одаренные дети», «Профилактика правонарушений», «Здоровье».

В школе разработаны и приняты к действию локальные акты:

Положение о школьном Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних;

Положение о методическом объединении

Положение об ученическом самоуправлении.

Положение об отрядах юных инспекторов дорожного движения

Правила поощрения и наказаний учащихся

Положение о правилах поведения в школе.

Ведущая роль в повышении профессионального уровня педагогов принадлежит методической службе.

Коллектив классных руководителей школы работает над единой методической темой: «Воспитательная деятельность классного руководителя по организации творческой жизнедеятельности классного коллектива».

Основной целью МО классных руководителей является совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.

Для профессионального образования классных руководителей в методической деятельности используется проектно-программный подход, механизмы изучения динамики становления, развития и контроля уровня профессиональной компетентности классного руководителя, используются продуктивные формы методической работы: разработческие, рефлексивные семинары, где ведется освоение педагогами продуктивных способов деятельности с целью переноса их в воспитательный процесс.

В целях организации непрерывного образования классных руководителей используются такие формы методической работы, как: педсоветы, семинары, предметные недели, мастер - классы, открытые внеклассные мероприятия, консультации, самообразование.

На педсоветах, семинарах обсуждаются проблемы, намечаются общие цели, планируются мероприятия по решению проблем.

На мастер-классах, открытых внеклассных мероприятиях учителя знакомятся с возможностями применения теоретических знаний на практике, происходит обмен опытом, демонстрация педагогического мастерства классных руководителей в применении новых технологий, в организации классных часов.

4.Направления внеклассной работы

Внеклассная работа с учащимися направлена на формирование у детей:

- гражданственности и патриотизма,

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью,

- готовности к осознанному выбору будущей профессии,

- эстетического отношения к окружающему миру,

-активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Чтобы организовать работу с классом, педагоги используют такие виды внеурочной деятельности как: познавательную, эстетическую, досуговую, профориентационную, спортивную. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению воспитательных целей.

Так познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и прочее. Организовывается она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность представляет собой формирование отношения к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями, которые вырабатываются в различных формах внеурочной деятельности: беседах, акциях по социально - нравственной проблематике, дискуссиях, диспутах.

5.Результаты деятельности

В воспитательной работе школы большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Ежегодно учащиеся организуют поздравления ветеранов Великой Отечественной войны на дому, оказывают помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, нуждающимся пенсионерам. Ежегодно силами учащихся школы организуются и проводятся концерты для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, работников тыла, вдов.

Мероприятия ко Дню защитника Отечества помогают решить вопросы не только патриотического воспитания, но и спортивно-массовой работы. Это соревнования по баскетболу и волейболу, для младшеклассников проводятся «Веселые старты», для учащихся старших классов - «Рыцарский турнир».

Уровень физического развития учащихся зависит от состояния физического воспитания в школе. Об этом сами за себя говорят результаты районных соревнований (учителя физкультуры Т.П.Сухенко)

В начальной школе ежедневно проводятся физминутки, перемены с подвижными играми, которые направлены на оздоровление детей. Ежегодно проводятся Дни здоровья в разнообразной форме, внутришкольные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, теннису. В целях сохранения физического здоровья школьников в школе разработана и реализуется программа «Здоровье».

В школе проходят традиционные мероприятия: День Знаний, День самоуправления, День учителя, Осенний бал, День Матери, Новый год, «Рыцарский турнир», «Для милых дам», Последний звонок, предметные недели и т.д.

Наши ребята принимают участие в школьных и районных конкурсах, выставках, фестивалях.

6. Развитие дополнительного образования

В школе были определены следующие цель и задачи развития дополнительного образования как:

Цель дополнительного образования: обеспечение реализации прав учащегося на получение дополнительного образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

Задачи:

- обеспечить благоприятные условия в освоении общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

- ориентировать ребенка на максимальную самореализацию личности;

- организовать обучение и воспитание в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

В этом учебном году учащиеся нашей школы по-прежнему имеют возможность, посещать как школьные детские творческие объединения:

- художественно-эстетическая («Веселые нотки», руководитель Ильина Т.Н., «Изюминка» Арбузина Г.И.)

- туристско-краеведческая («Поиск», Лоскутова О.А..)

- научно-техническая («Основы компьютерной грамотности», руководитель Ципушников А.В.)

- спортивные (спортивная секция Сухенко Т.П.)

Данные программы лицензированы службой по контролю в области образования администрации Брединского района.

Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Формы занятий кружков разнообразные: беседы, игры, экскурсии, и др. Отчетные и итоговые занятия проводятся в форме тематического тестирования, анкетирования, выставки, концерта, открытого мероприятия или выездного модуля.

7.Развитие ученического самоуправления

Важная часть системы воспитательной работы - это развитие ученического самоуправления, возглавляемого Советом старшеклассников под руководством Председателя. В его состав входят учащиеся 5 -11 классов.

Основными целями и задачами Совета учащихся являются: привлечение учащихся школы к сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной работы; создание условий для адаптации школьников в современных условиях.

В состав школьного самоуправления входят лидеры классов. Они являются ответственными, которые отвечают за работу следующих отделов: «Кот ученый»- Образования,»Школьная редакция»- СМИ, «Забота» - ЗОЖ, «Затейник»- Культура, «Чемпион»- спорт.

Ответственные ведут работу по направлениям школьной жизни, взаимодействуют с классными активами, которые решают текущие вопросы жизни классов. Цель школьного самоуправления в нашей школе - привлечение учащихся к организации и управлению учебной и досуговой деятельностью учащихся школы. Самоуправление множит число активных организаторов в коллективе, что позволяет повысить уровень учебной и внеклассной работы. Значение развития самоуправления состоит в том, что, выступая в роли активных организаторов, хозяев своей школы, учащиеся утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются ответственностью за состояние школьных дел и за свой вклад в них.

Традиционные мероприятия, проводимые учащимися школы:

День Знаний;

День самоуправления;

Осенний бал;

День Матери;

Новогодние праздники;

День Защитников Отечества;

Международный женский День;

Митинг ко Дню Победы;

Последний звонок;

Спортивные соревнования среди учащихся;

Акции «Весенняя неделя Добра», «Осенняя неделя Добра» (организация помощи ветеранам и пожилым одиноким людям), «Поздравь ветерана» (организация концертов, поздравлений), «Мы за безопасное движение!», «Мы за здоровый образ жизни», «Наркотикам- НЕТ».

В школе с 2008 года ведет свою работу школьный пресс-центр. Продуктом работы школьного пресс-центра является школьная газета «Собеседник», публикации в районных СМИ. Газета выходит 1 раз в месяц, в ней освещается жизнь школы, рассказывается о знаменательных датах, интересных фактах и событиях. На страницах газеты обсуждаются вопросы, поднимаемые родителями, учащимися, администрацией. Проводится опрос, берутся интервью. Также освещается работа кружковых объединений, размещаются творческие работы ребят, вести с уроков. Номера школьной газеты выставляются на школьном сайте.

Навыки, приобретаемые детьми на классных собраниях, заседаниях Школьного совета старшеклассников, необходимы для саморазвития личности. Дети учатся обмениваться идеями и мнениями, учатся говорить от себя и о себе, выражать словами свои чувства и отношения, учатся активному слушанию, пишут выступления, проводят заседания, разрешают конфликты. Традиционный метод самоуправленческой работы - поручение, обращённое непосредственно к личности школьника. Поручение формирует позицию хозяина жизни, инициатора, творца, активного исполнителя.

Самоуправление помогает развивать организаторские качества личности, вооружает учащихся навыками и приемами организаторской деятельности.

8. Взаимодействие педагогов и родителей.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители нашей школы вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы.

Работа осуществляется по направлениям:

Организационная и координационная деятельность.

Профилактическая работа.

Защитно-охранная деятельность.

Сформирован банк данных по результатам совместных с инспектором ИДН, классными руководителями рейдов и данным педагогической диагностики. Полученные сведения позволили выявить детей «группы риска», неблагополучные семьи, малообеспеченных и остро нуждающихся, опекаемых учащихся. Совместно с зам. директора по УВР, классными руководителями, родителями проводится работа по составлению социального паспорта, индивидуальных карт учащихся в классах, в которые включена работа с трудными детьми. На административных планёрках обсуждается и корректируется совместная деятельность социальной и психологической служб. Регулярно проводятся выступления на классных родительских собраниях. Осуществляется индивидуальная работа с классными руководителями, учителями - предметниками и родителями. Особое внимание уделено учащимся, нуждающимся в педагогической помощи и поддержке.

В школе успешно работает Совет профилактики под руководством директора школы Т.П. Юрковой. Составленная база данных и социальный паспорт школы и классов позволяют конкретизировать стоящие перед педагогом и классными руководителями задачи. Работа с учащимися позволяет выявить интересы и их потребности, трудности и проблемы, стоящие перед ними, уровень социальной защищенности. Это способствует своевременному оказанию помощи нуждающимся в ней учащимся, принятию мер по социальной защите.

Регулярно проводится сверка данных в ИДН. Осуществляется летнее трудоустройство малообеспеченных детей, детей из неблагополучных семей, а также детей, состоящих на учете в ИДН на летний период, организуется их отдых в загородных и пришкольных лагерях.

Результатом совместной работы классных руководителей, родителей можно считать снижение количества учащихся на учете в ИДН.

9.Этапы реализации концепции воспитательной системы школы

Нормативно-правовое оформление концепции воспитательной системы школы (2013-2014г.г.)

Отработка структуры концепции воспитательной системы школы (2014-2015 г.г.)

Переход к воспитательной системе школы (2014-2016 уч.г.)

10. Ресурсное обеспечение воспитательной системы

В системе условий, определяющих реализацию концепции воспитательной системы МКОУ Могутовской СОШ, можно выделить следующие ведущие блоки:

а) педагогический коллектив;

б) содержание и организация образовательного процесса;

в) школьный коллектив;

г) управление воспитательной системой.

Педагогический коллектив как условие развития школы рассматривается с позиций:

осознания личности обучающегося в образовательном процессе как субъекта деятельности;

осознания своей педагогической позиции как профессионального воспитателя: необходимости творческой, активной деятельности в условиях воспитательной системы.

Школьный коллектив рассматривается с позиций:

формирования позитивной «Я-концепции» ребенка и взрослого;

актуализации потребности в самореализации;

умения быть субъектом своей жизнедеятельности.

Образовательный процесс как условие реализации отвечает следующим требованиям:

вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами воспитательной системы, возможностями педагогического коллектива и коллектива обучающихся;

подвижность форм образовательного процесса и деятельности обучающихся.

Управление воспитательной системой как условие реализации и развития:

а) обеспечивает участие в нем всех субъектов образовательного процесса;
б) обеспечивает мониторинг системы работы (деятельности) школы:

проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;

осуществление проектировочной и прогностической деятельности.

11. Критерии и показатели эффективности воспитания

1.Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы ОУ

Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

Отношение к внутришкольным конфликтам.

Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Событийный характер деятельности.

Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

2. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

12. Подробное описание основных способов достижения целей воспитательной системы

Реализация школьной целевой комплексной программы воспитания является главным средством достижения целей воспитательной системы ОУ.

Школьная целевая комплексная воспитательная программа

«Быть Человеком»

Пояснительная записка

Долгое время процесс воспитания рассматривался как сопутствующий процессу обучения. В последние годы появилась тенденция усиления роли воспитания в образовательном процессе. Поэтому возникла необходимость в создании целевой программы «Быть Человеком» на 2013-2017 годы (далее - Программа) с условием усиления духовно-нравственной и гражданско-патриотической составляющих. Реализация Программы будет способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной среде, а также обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и социальных учреждений, государственных и общественных структур, религиозных объединений поселка.

В Программе определены основные пути развития школьной системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия различных социальных институтов, что непременно будет способствовать решению целей воспитательной системы по самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности всех субъектов воспитательного процесса. При составлении Программы учитывался имеющийся практический опыт патриотического, духовно-нравственного воспитания в школе, а также культурно-исторические, социально-экономические особенности развития поселения.

1.Нормативно - правовая база реализации Программы

Конституция РФ

Федеральный Закон «Об образовании РФ»

Национальная доктрина образования

Международная конвенция «О правах ребенка»

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.

«Всеобщая декларация прав человека»

Гражданский кодекс РФ

2. Актуальность программы

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно при возрождении культурной традиции, гражданских и нравственных базовых ценностей, на которых строилось Российское государство, создавалась великая русская культура.

Сегодня для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями при условии использования системного подхода в рамках целевой школьной программы. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных и возрастных групп населения. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье; внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса школы. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы «Быть Человеком». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Мы считаем, что особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди школьников:

рост правонарушений и преступлений;

распространение употребления ПАВ;

дезадаптация;

низкий уровень состояния здоровья школьников;

негативное воздействие на школьника со стороны окружающего общества;

отсутствие явно выраженных ценностных ориентиров, единства;

неумение конструктивно общаться.

3. Сроки реализации программы

2013-2017гг.

4. Управление программой

Внесение изменений в программу по направлениям воспитания может осуществляться педагогическим, ученическим, родительским Советами школы, если эти изменения соответствуют целям и задачам Программы.

Управление реализацией Программы осуществляет заместитель директора по ВР Т.Н.Ильина.

5. Материальная база

спортивный зал и площадка, спортивный инвентарь;

компьютерный класс с доступом в Интернет;

музыкальное и звукозаписывающее оборудование;

библиотека школы.

6. Основные принципы воспитания

Организация воспитательной работы осуществляется на основе:

социально-педагогической поддержки;

нравственного примера педагога, родителя, представителей общественности;

личностного роста обучающегося;

социальной востребованности воспитания;

индивидуализации воспитательного процесса;

взаимодействия с другими субъектами социума.

7. Основные функции воспитания

Процесс воспитания предполагает следующие функции:

развивающую, направленную на изменение мотивации, учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

защитную, способствующую изменению взаимоотношений ребенка и взрослого в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;

компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога взаимодействие всех участников воспитательной системы.

8. Сотрудничество с социумом

Для успешной реализации программы воспитания МКОУ Могутовская СОШ сотрудничает с различными учреждениями:

МДОУ детский сад «Петушок»,

ДК п.Боровое,

РДК п.Бреды,

Брединская районная библиотека, школьная библиотека, сельская библиотека

Отделение ГИБДД отдела внутренних дел по Брединскому району (ежегодно);

ИДН

УСЗМ п.Бреды

9. Внутришкольное сотрудничество

В воспитательной работе задействованы следующие участники образовательного процесса:

1. классные руководители 1-11 классов;

2. обучающиеся 1-11 классов;

3. родители обучающихся 1-11 классов;

4. педагоги-предметники (не классные руководители);

5. библиотекарь.

10. Цель и задачи программы

Для успешной реализации воспитательной программы духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленностей необходимо сформулировать новые целевые установки. Коллектив школы видит их в создании условий для возможности самоопределения, самореализации, социализации школьника, через активное включение его в процесс самовоспитания

Цель программы: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самоактуализации, самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Задачи программы:

а) создание условий для:

интеллектуально-творческого развития личности обучающегося;

нравственного воспитания обучающегося;

профессионального самоопределения обучающегося;

становления активной гражданской позиции;

осознания и принятия обучающимися общечеловеческих ценностей, традиций своей страны и других народов, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

воспитания чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;

развития коммуникативных способностей обучающихся;

осознания и принятия обучающимися норм и правил поведения в социуме;

физического развитие учащихся, формирования навыков здорового образа жизни, личной гигиены;

развития форм ученического самоуправления;

б) консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

11. Подходы, используемые в процессе воспитания

Деятельностный подход позволяет обучающимся активно участвовать в процессе воспитания, влиять на методы и формы воспитательной работы, составлять программы своего личностного роста.

Компетентностный подход позволяет рассматривать каждое воспитательное мероприятие с позиции 4-единой воспитательной задачи:

1. Какие знания для развития личности получает обучающийся в процессе воспитательного мероприятия?

2.Сформировано ли умение применить полученные знания?

3.Как воспитательное мероприятие влияет на позитивное отношение обучающегося к окружающему миру?

4.Как влияет мероприятие на стремление обучающегося двигаться вперед в своем развитии?

Культурологический подход основан на использовании в воспитательном процессе традиций и обычаев различных народов как лучших примеров нравственного и патриотического воспитания.

12. Традиционная деятельность

Виды деятельности

Познавательная

Творческая

Коммуникативная

Социально-полезная

Методы воспитания

Беседа

Лекция

Дискуссия

Метод примера

Диспут

Метод создания воспитывающих ситуаций

Соревнование

Познавательная игра

Методы контроля: самоконтроль, самоанализ, наблюдение, анализ

Формы воспитания

КТД

Конференция

Круглый стол

Классный час

Концерт

Конкурс

Деловая игра

Клуб интересных встреч

Спортивные состязания

День самоуправления

Акция

Контроль качества воспитания

Определение уровня воспитанности

13. Инновационная деятельность

Методы воспитания

Использование проектного метода

IT- технологии

Содержание воспитания

Реализация социальных проектов

Формирование Школьного самоуправления

Контроль качества воспитания

Образ выпускника с точки зрения компетентностного подхода.

14. Основные направления работы

Блок

Направления воспитания

Ожидаемый результат

Отечество

Гражданско-патриотическое, правовое,

духовно-нравственное

Чувство гордости за свою страну;

активная гражданская позиция;

принятие ценности традиций и обычаев других народов ;

укрепление ценностно-смысловой сферы;

способность обучающихся сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, к Отечеству, миру в целом

Человек

Спортивно-физическое, ЗОЖ

Стремление обучающихся вести и пропагандировать здоровый образ жизни

негативное отношение обучающихся к правонарушениям и преступлениям;

понимание обучающимися ответственности за совершение правонарушений и преступлений;

соблюдение обучающимися правил и норм поведения в социуме.

Знание

Организация интеллектуально-познавательной деятельности

Устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество;

самостоятельное и рациональное мышление;

убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах;

ориентация в общественно-политической и экономической жизни страны.

Труд

Профориентация

100 % трудоустройство выпускников;

способность к профессиональному самоопределению;

стремление трудиться на благо Отечества.

Семья

Взаимодействие с родителями, воспитание ценности семейных отношений

Включение семьи и общественности в воспитательный процесс;

пропаганда здорового образа жизни;

формирование представлений о семейных ценностях.

Земля

Экологическое

Понимание экологических проблем;

участие в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Культура

Художественно-эстетическое

Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре тамбовского края, отечества и к мировой культуре;

умение найти свое место в творчестве;

владение основами коммуникативной культуры личности;

умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

понимание сущности нравственных черт и качеств характера окружающих людей.

Развитие самоуправления

Усвоение обучающимся социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

корректное и конструктивное социальное общение

Развитие дополнительного образования

Способность к профессиональному самоопределению, индивидуально-личностной ориентации;

сформированность ценностно-смыслового равенства творческого начала

3. Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

общие сведения;

способности;

темперамент;

тип личности в общении;

самооценка;

успешность в деятельности;

уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

социометрия;

социально-психологический климат в классе;

общие сведения;

способности;

темперамент;

тип личности в общении;

самооценка;

успешность в деятельности;

уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседы.

В организации воспитательной деятельности педагогический коллектив имеет следующие ориентиры: Устав школы, Программа развития, Образовательная программа.

Концепция воспитания в школе:

- ориентирована на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса;

- направлена на создание и развитие единого воспитательного пространства, рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия, т. е. целостный теоретический подход к воспитанию в современных условиях непрерывного образования.

Реализация концепции осуществляется через следующие программы:

- Программа развития.
- Программа «В здоровом теле - здоровый дух».

- Комплексная программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости учащихся в период летних каникул на 2007-2012 годы».

- Программа правового воспитания.

- Комплексно-целевая программа «Одаренные дети».

- Программа «Родительский всеобуч».

А также через следующие планы:
- Планы работы методического объединения классных руководителей 1-4, 5-11 классов.

- План работы школьного библиотекаря.

- План работы по предупреждению ДДТТ.

- План совместной работы с ИДН.

- План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Воспитательная работа также основывается на локальных актах, регламентирующих воспитательную деятельность школы:
- Положение о методическом объединении классных руководителей;

- Положение о Совете профилактики;

- Положение о Совете школы;

- Положение о конкурсе «Ученик года»;

- Положение о конкурсе «Класс года»;

- Положение об отряде ЮИД;

- Положение об органах ученического самоуправления;

Управление воспитательной деятельностью базируется на организации совместной деятельности педагогов, учащихся, их родителей с целью удовлетворения образовательных запросов общества, выполнения федеральных государственных образовательных стандартов.
Структурными управленческими подразделениями являются: Совет Школы, общешкольный родительский комитет, педагогический совет, методическое объединение классных руководителей и учителей - предметников, органы классного самоуправления, родительский совет классов. Связующим звеном управленческой деятельности воспитательного процесса в школе является управленческая деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
В школе существует Совет старшеклассников - орган ученического самоуправления, который организует внутришкольную жизнь учащихся. Самоуправление школьников рассматривается как важный элемент образовательной среды. Ученическое самоуправление в школе организовано следующим образом. В начале учебного года на уровне классных коллективов формируются активы, из которых выбираются представители в Совет старшеклассников. В Совете проводятся выборы председателя ученического комитета. Совет старшеклассников работает по направлениям: «Кот ученый», «Затейники», «Забота», «Школьная редакция», «Чемпион».

В рамках воспитательной системы разработан и реализуется в течение учебного года план воспитательной работы, задачи которого реализуются по следующим направлениям:
- Гражданское воспитание.

- Здоровьесберегающая деятельность.

- Интеллектуальное развитие.

- Шефская работа.

- Работа с родителями.
Внеурочная (внеклассная) работа с учащимися включает в себя органи-зацию и проведение внеклассных мероприятий по предметам, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся и привитие интереса к различным областям науки, внеклассные мероприятия, направленные на развитие гражданско-патриотических, нравственных качеств личности учащихся, способствующих привитию учащимся общечеловеческих ценностей; мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно учащиеся принимают участие в социально-значимых проектах в ходе «Всероссийской акции «Я - гражданин России!», профилактической акции «За здоровый образ жизни», «Школьный двор», «Трудовое лето» с проектом благоустройства поселка.

Результативность воспитательной работы:
Занятость обучающихся, воспитанников во внеучебное время:

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Кол-во воспитанников, посещающих кружки, секции на базе:

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

общеобразовательного учреждения

51

66

43

61

47

66

учреждения дополнительного образования детей

0

0

0

0

0

0

других учреждений (указать каких)

0

0

0

0

0

0

Творческие достижения учащихся образовательного учреждения:

Количество

2011 г.

2012 г.

2013 г

1.

Количество участников различных смотров, конкурсов, олимпиад: всего

46

43

50

в т.ч. муниципального уровня

46

43

50

регионального уровня

2

0

2

всероссийского и международного уровня

0

0

0

2.

Победители и призеры различных смотров, конкурсов, олимпиад: всего

23

20

в т.ч. муниципального уровня

23

20

регионального уровня

0

0

0

всероссийского и международного уровня

0

0

0

Ученический и педагогический коллективы объединяются вокруг традиционных школьных дел и праздников. В таблице представлена циклограмма традиционных дел и важные события, которые принято выделять в школе.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Организация и проведение торжественной линейки «Здравствуй, новый школьный год!». Открытые уроки, посвященные Дню знаний.

23.08.-01.09.

Лоскутова О.А.

2.

Корректировка и утверждение планов воспитательной работы классных руководителей 1-11 классов.

31.08.-06.09.

Директор

3.

Проверка и утверждение тематических планов кружков, спортивных секций.

31.08.-10.09.

Директор

4.

Акция «Найди себя». День открытых дверей кружков.

17.09.-24.09.

Руководители кружков

5.

Организация работы школьного актива: сборы, заседания, занятия.

В течение года

Зам. директора по ВР

6.

День пожилого человека.

01.10.

Кл. руководители

7.

День учителя. Конкурс классных программ «От чистого сердца».

02.10.

Арбузина Г.И.

8.

Осенний бал.

20.10.

Ильина Т.Н.

9.

Слет трудовых отрядов.

27.10.

Акчувашева Т.Н.

10.

Организация учащихся в каникулярное время.

04.11.-11.11.

Кл. руководители

11.

День матери. Конкурс чтецов и вокалистов. Праздник.

25.11.

Лоскутова О.А.

12.

День Конституции России. Классные часы.

08.12.-12.12.

Кл. руководители

13.

Новогодние праздники. Новогодний утренник в начальной школе.

27.12.-28.12.

Шохова Г.Г.

Резниченко Е.Н.

14.

Организация зимних каникул.

28.12.-08.01.

Кл. руководители

15.

Конкурс внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

Январь

Кл. руководители

16.

Месячник патриотической работы «Через года - помните…» Участие в районном конкурсе патриотической песни «Моей Отчизне посвящаю…»

23.01.-23.02.

Сухенко Т.П.

Ильина Т.Н.

17.

Зарница - военизированная игра.

21.02.

Сухенко Т.П.

18.

День защитника Отечества. Линейка.

22.02.

Арбузина Г.И.

19.

Международный женский день 8 марта. Праздник.

07.03.

Шохова Г.Г.

20.

Районный фестиваль детского творчества.

24.03.

Ильина Т.Н.

21.

Неделя детской и юношеской книги.

23.03.-31.03.

Ильина Т.Н.

Денисова Н.Л.

22.

Празднование Всемирного дня здоровья. Спортивные состязания, конкурсы, смотры.

07.04.

Сухенко Т.П.

Кл. руководители

23.

День космонавтики.

12.04.

Акчувашев А.Н.

24.

Праздник весны и труда. Классные часы.

28.04.

Кл. руководители

25.

День Победы. Митинг.

09.05.

Арбузина Г.И.

26.

Последний звонок.

25.05.

Лоскутова О.А.

27.

Прощание с начальной школой.

28.05.

Резниченко Е.Н.

28.

Международный день защиты детей.

01.06.

Кл. руководители

29.

Участие в районной акции «Открытие трудового лета 2013».

Июнь

Акчувашева Т.Н.

30.

Выпускной вечер в 9 классе.

20.06.

Акчувашева Т.Н.

31.

Выпускной бал.

25.06.

Лоскутова О.А.

Наши достижения в 2012-2013 учебном году

Мероприятие

Место

Ответственные

Районный тур состязаний ЛЕГО-роботов

III

Акчувашев А.Н.

Районный фестиваль детского творчества «Во славу Отечества»

III

Ильина Т.Н.

Районная выставка детского творчества «Во славу Отечества»

I

Арбузина Г.И.

Районный конкурс «Разговор о правильном питании»

I

Денисова Н.Л.

Достижения учащихся в 2012-2013 учебном году

Мероприятия

Достижения

Фамилия, имя учащегося

Ф.И.О. учителя

Дистанционная олимпиада «День знаний»

3 место

Будникова Яна

Резниченко Е.Н.

Муниципальный этап областной олимпиады школьников по психологии

победитель

Перелыгина Анна

Бешкурова О.А.

Муниципальный этап состязаний по ЛЕГО-конструированию

3 место

Арбузин Андрей

Акчувашев А.Н.

3 место

Ширшов Григорий

2 место

Дербин Вадим

2 место

Лисицинский Евгений

Районная выставка детского творчества

1,3 место

Бешкурова Дарья

Арбузина Г.И.

1,2,3 место

Лоскутова Ирина

1,1,1 место

Арбузина Ирина

1 место

Хупутдинов Артем

1 место

Козлова Марина

1 место

Шохова Светлана

1,2 место

Арбузин Данил

1,2 место

Арбузин Владислав

1 место

Громова Татьяна

1 место

Селиванова Галина

2 место

Перелыгина Анна, Денисова Юлия, Созыкина Светлана, Перелыгин Павел

Рябченко Л.В.

Районный фестиваль детского творчества «Во славу Отечества»

Лауреат 1 степени в номинации «Художественное слово»

Гринева Юлия

Шохова Г.Г.

Лауреат 1 степени в номинации «Соло»

Перелыгина Анна

Ильина Т.Н.

Лауреат 3 степени в номинации «Соло»

Лоскутова Ирина

Ильина Т.Н.

Лауреаты 3 степени в номинации «Детский вокальный ансамбль»

Арбузин Андрей

Арбузина Наталья Бешкурова Дарья

Лоскутова Ирина

Громова Анастасия

Дербин Вадим

Бочкарев Антон

Ильина Т.Н.

Дипломанты в номинации «Танцевальный коллектив»

Арбузина Наталья

Селиванова Галина

Громова Татьяна

Будникова Алена

Сухенко Т.П.

Районный конкурс «Сам себе спасатель-2013»

2 место

Бочкарев Антон

Шохова Г.Г.

Районный конкурс детского рисунка «Мир глазами детей»

3 место

Беликов Вячеслав

Резниченко Е.Н.

Районный конкурс творческих работ «Театральная маска»

1 место

Лоскутова Ирина

Шохова Г.Г.

2 место

Будникова Алена

2 место

Перелыгина Анна, Денисова Юлия, Созыкина Светлана

Рябченко Л.В.

Районный конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо»

3 место

Климина Светлана

Ильина Т.Н.

Бешкурова Е.А.

Районный детский литературный конкурс «Серебряное перышко»

- Номинация «Поэзия»

- Номинация «Публицистика»

2 место

Ширшов Кирилл

Денисова Н.Л.

3 место

Антропов Павел

1 место

Бешкурова Дарья

Бешкурова О.А.

Районный конкурс на написание текста и музыки гимна ЛЕГО-состязаний

1 место

Мишенев Никита

Мишенева Л.Ю.

Акчувашев А.Н.

15. Работа с родителями

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

анкетирование

беседа

консультации

родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

16. Ожидаемые результаты программы:

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды.

6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Список литературы



  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./М.: Центр «Педагогический поиск», 1999

  2. Справочник завуча. Учебно - методическая работа. Воспитательная работа /М.: ВАКО, 2006 (Педагогика. Психология. Управление)

  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973

  4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./ Под редакцией В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999

  5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998

  6. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993

  7. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996г.

  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

  9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. ТЦ Сфера, 2002

  10. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова - М.: ТЦ "Сфера", 2001

  11. Щуркова Е.Н. Классное руководство: рабочие диагностики - М.: педагогическое общество России, 2002

  12. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М., Центр «Педагогический поиск», 2002.

  13. Управление воспитательной системой школы. Педагогическое общество России. М., 1999.

  14. http: // shkola-ver.narod.ru


© 2010-2022