Доклад «Методы и формы работы с родителями учащихся»

"Описание материала: "В докладе содержится материал по организации работы родителями обучающихся. В работе описываются стили семейного воспитания, особенности общения с ребенком в семье, основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся, традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями. Данный материал поможет в подготовке к выступлению на педагогическом совете, либо на методическом объединении классных руководителе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Караваевская ООШ










Доклад

на тему: «Методы и формы

работы с родителями

учащихся».






Подготовила:

учитель начальных класов

Нечаева Ирина Ивановна.




Содержание:

Введение……………………………………………………………..…..3


  1. Особенности воспитательного процесса в семье…………..…4

1.1 Дети и родители: идеалы и реальность………………….…..…..4

1.2.Стили семейного воспитания. ………………………………...….6

1.3.Родительский авторитет……………………………………….…12

1.4. Особенности общения с ребенком в семье………………….…14

II. Методика и формы работы с родителями учащихся…………….19


  1. Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся………………………...19


  1. Формы взаимодействия классного руководителя и семьи…...21

2.3 Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями……………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………….…29





Введение

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

Причём в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанными с воспитанием молодого поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которая должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать при этом новые проблемы.

По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.

Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.




  1. Особенности воспитательного процесса в семье


  1. Дети и родители: идеалы и реальность.

О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.

Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако есть большая группа родителей, которые ещё до рождения ребёнка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное к собственному ребёнку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.

Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

Какую бы информацию нам не давали различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой воспитательной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

На каких основах должны складываться отношения и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше будет так продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание.

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: « Все начинается с детства». Это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль классного руководителя - он может стать объединяющей силой и поддержкой для детей и родителей.

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует планета Земля.

Социологический опрос.

Людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: « Что такое семья для вас?»

В опросе участвовало 32 семейные пары:

- 10 пар отметили, что семья для них - это любовь друг к другу;

- 12 пар - взаимопонимание;

- 8 пар - уважение друг к другу;

- 2 пары - отсутствие лжи в отношениях.

На вопрос: « Хотели бы вы, чтобы ваша семья была чем-то похожа на семью, в которой вы выросли?» лишь 8 пар ответили утвердительно.

На вопрос: « Какие качества семьи, в которой вы выросли, вам были неприятны?» ответили следующим образом:

- разобщенность интересов- 15 %;

- безответственность и необязательность взрослых в отношении друг к другу, и к собственным детям- 28%;

- склонность к спиртному одного из родителей- 14%;

- телесные наказания и грубая брань- 33%;

- отсутствие взаимопонимания по многим вопросам - 20%.

Это говорит о том, что многие молодые люди вступают в брак с надеждой, что проблемы и трудности родительских отношений станут примером того, как не нужно строить семейный очаг. А некоторые объясняют свое вступление в брак тем, что они хотят убежать из собственного дома и согреться у чужого плеча.

Помимо родителей, и учащиеся отвечали на вопрос: « Каких родителей можно назвать идеальными?» В опросе участвовали 220 детей.

Идеальные родители - это такие взрослые, которые:

- понимают своих детей (190 уч.);

- любят своих детей (210 уч.);

- помогают решать проблемы (180 уч.);

- не кричат на своих детей 219 уч.);

- готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей ( 183 уч.);

- не читают нотации (210 уч.);

- не пьют(118 уч.).

1.2.Стили семейного воспитания.

Посейте поступок - пожнёте привычку, посейте

привычку - пожнёте характер, посейте характер -

пожнёте судьбу.

У. Теккерей

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребёнка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- типы темпераментов родителей, их совместимость;

- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

- научно- педагогическая литература, которую читают родители;

- уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы поощрения и наказания. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка - вместе с ними. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные отношения. У таких детей много тайн. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из неё максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально- психологический тип личности.

Такие учащиеся ябеды, любят хвастаться, не любят ни умственный, ни физический труд. Часто недобросовестно относятся к поручениям. Такие дети могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Педагоги должны знать, что таких детей мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ ДОЛЖЕН:

- сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребёнка;

- обсуждать конфликтную ситуацию с ребёнком наедине;

- давать ученику возможность проявить себя;

- проводить консультации для таких родителей с привлечением специалистов;

Состязательный стиль семейного воспитания

При таком стиле с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми. Если он терпит поражение, это надолго может выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребёнка с раннего детства в различных кружках и секциях приводит к проблемам, связанными со здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

Родители не терпят обидчиков своего ребёнка.

В результате такого воспитания формируется поисковый социально- психологический тип личности ребёнка.

Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей таких учащихся видеть сильные и слабые стороны ребёнка, адекватно на них реагировать.

В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они любят командовать другими детьми и испытывают удовольствие, когда кто-то попадает от них в зависимость.

Этим детям свойственно проявление агрессии.

В РАБОТЕ С ТАКИМИ УЧАЩИМИСЯ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:

- не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких детей;

- знакомить родителей с объективными результатами развития, ни в коем случае не приукрашивать достижений;

- создавать такие ситуации, когда учащиеся должны будут готовить мероприятия, связанные с достижениями других учащихся;

- учить объективно оценивать свои успехи, радоваться успехам других детей;

- проводить мероприятия высокого нравственного накала, которые будут стимулировать формирование таких качеств характера, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость, уметь быть добрым.

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путём собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально - психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребёнок. Дети с раннего детства привыкают, уважительно относится к старшему поколению своей семьи, вырастают любознательные и активные. Они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Этим ученикам нельзя давать скучать на уроке, им нужно всегда быть в деятельности.

Если педагог придерживается авторитарного стиля управления детским коллективом, то таким детям трудно приспособиться к школе и учителю, они начинают протестовать.

В организации работы с такими учащимися и родителями классному руководителю необходимо:

- своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;

- обращать внимание учителей на систему взаимоотношений и ценностей в таких семьях;

- стимулировать интересы и мнение учащихся, их инициативу.

Предупредительный стиль семейного воспитания

В процессе такого стиля воспитания формируется инфантильный социально - психологический тип личности.

Одной из причин подобного стиля воспитания может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болеет, родители становятся мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Они ни на минуту не оставляют его без внимания и опеки. Ребёнок лишен активной деятельности, родители сами определяют, что ему может быть интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

Такая деятельность родителей может объясняться ещё тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребёнка. Часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка, делается всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок не испытывал никаких трудностей. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают их источником неприятностей для своих детей.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную группу, они слепо доверяют чужому мнению.

Особенностью таких детей является то, что они не мотивированны на учебную деятельность, они не желают трудиться, совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашнее задание, постоянно отвлекаются на уроках. Родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании.

Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога.

Классному руководителю необходимо:

- внимательно изучить семейную ситуацию в таких семьях;

- поручать таким учащимся выполнение заданий, которые требуют от них проявления инициативы и самостоятельности;

- поддерживать любое их начинание положительного свойства;

-привлекать их в работе творческих групп различной направленности;

- вовремя и объективно оценивать проявления мотивированного нравственного поведения.

Контролирующий стиль семейного воспитания

В процессе такого стиля формируется тревожный социально - психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

1. Ребёнок воспитывается в детском доме или растёт в семье опекунов, и они жестоко обращаются с ним.

2. Ребёнок длительное время находился без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так как в семье. Всё это может привести к тому, что ребёнок замкнётся, станет злым и агрессивным.

3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко.

4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Родители наказывают своих детей демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ними. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребёнка, дети растут неуверенными, не знают, где и как себя нужно вести

У таких детей возникают проблемы в учёбе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, не умеют творчески мыслить.

Эти дети угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию.

Классному руководителю необходимо:

- систематически демонстрировать результаты положительной динамики в обучении, развитии и воспитании таких детей;

- способствовать повышению самооценки учащихся в глазах их родителей;

- помочь таким детям продвигаться в собственном интеллектуальном развитии;

- предъявлять к таким учащимся обоснованные требования и ставить посильные задачи;

- проводить регулярные встречи - собеседования с детьми и их родителями по анализу промежуточных результатов их достижений.

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Такой тип формирует интровертированный социально - психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребёнок предоставлен сам себе. Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети жалеют своих родителей за то, что им приходится много работать. Однако ребёнок при этом сильно замыкается на семье и её жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Эти дети рано взрослеют.

Родители в таких семьях благодарны учителям за разумную помощь и поддержку.

Особенностью характера этих детей является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего несмотря ни на какие трудности. Такие дети уважительно относятся к нормам морали, старшим людям. Одним из главных недостатков является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи. Учащиеся этого типа отличаются терпеливостью, исполнительностью, сильной волей.

Классному руководителю необходимо:

- оградить таких детей от насмешек;

- демонстрировать их личностные и учебные достижения;

- укреплять их положение в коллективе,

- не проявлять неуместную жалость.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Этот стиль формирует гармоничный стиль личности.

В таких семьях ребёнок является всегда желанным, растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи. Это и многое другое формируют собственную значимость ребёнка, его умение жить среди людей.

Характерная особенность - эти дети всегда говорят правду, умеют верно дружить, на уроках активны. Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью, у них развита самооценка.

Этим ученикам присущи такие качества: уравновешенность, искренность, вежливость, настойчивость, уступчивость, самоконтроль.

Не всегда нравится педагогам прямота и простодушие таких учащихся. Они говорят то, что думают. Для того, чтобы быть авторитетным в глазах таких детей, необходимо:

- самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;

- вести разговор с ребёнком на равных;

- не противопоставлять ребёнка семье и семью ребёнку;

- указывать на недостатки, не унижая;

- поддерживать инициативу и творчество.

Безусловно, нельзя сказать, что ребёнок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Но многое из описанного поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании.

1.3.Родительский авторитет.

Важным условием воспитания является родительский авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете - к взрослым вообще.

Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребёнку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Авторитет подавления

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребёнок, что при этом чувствует. При таком терроре ребёнок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Родители разговаривают со своим ребёнком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя. Такие родители - слабые помощники классного руководителя и пользоваться их помощью и поддержкой, выбирать их себе в союзники - значит окончательно разуверить ребёнка в том, что добро существует. Сотрудничество классного руководителя с такими родителями должно быть основано на позиции силы справедливости. Только тогда родители будут не столько участвовать в процессе воспитания учащихся, сколько исполнять требования, справедливо предъявляемые классным руководителем.

Авторитет родительского положения

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют своё положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребёнок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становиться хвастливыми и высокомерными. Но с течением времени ситуация изменяется. Повзрослев, такие дети начинают стыдиться своих родителей. В большинстве своём они стыдятся демонстрирования родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются, как можно меньше бывать с родителями вместе, не хотят, чтобы родители участвовали в общеклассных мероприятиях.

В общении с такими родителями классному руководителю необходимо быть, с одной стороны, достаточно сильным и волевым, умеющим отстаивать и доказывать своё мнение, с другой - достаточно компетентным и авторитетным в глазах ребёнка. Авторитет классного руководителя в глазах ребёнка может помочь изменить семейную атмосферу, заставить родителей по- иному взглянуть на взаимоотношения с самим ребёнком, его сверстниками, педагогами.

Авторитет педантизма

Родители, не считаясь с мнением ребёнка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети из таких семей либо подчиняются и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых, и тогда возникают конфликтные ситуации, что нередко приводит ребёнка в группу риска. Классный руководитель должен суметь максимально привлечь родителей к жизни класса: показать уклад жизни, демонстрировать положительные обычаи и традиции воспитания детей в других семьях.

Иногда проявление родительского педантизма направлено лишь на то, чтобы продемонстрировать власть над собственным ребёнком, доказать ему в очередной раз, что он находится в родительской власти и спорить с этим бесполезно. В таком случае классный руководитель должен проводить такие родительские собрания и предлагать для обсуждения такие темы, которые позволят родителям услышать мнение самих учащихся о тех или иных ситуациях, возникающих в семьях.

Авторитет назидания

В такой семье ребёнка мучат бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

Для того, чтобы в такой ситуации помочь ребёнку, классный руководитель должен постоянно использовать возможности внеклассной работы совместно с родителями и учащимися, чтобы семья могла больше общаться с ребёнком в неформальной обстановке и родители могли видеть положительные примеры взаимоотношений людей в других семьях.

Авторитет демонстративной любви

Это показанная демонстрация родительской любви, заласкивание ребёнка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди. Иногда в таких семьях за закрытой дверью происходят страшные вещи, которые вовсе не являются примером родительской любви и ласки.

Классному руководителю необходимо бывать в таких семьях и давать понять родителям, что истинное положение вещей известно и школе, и учителям. Детям необходимо помогать преодолевать вредные привычки, которые могут быть связаны с попустительством родителей.

Авторитет доброты

Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, порой переходящей в беспринципность. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

Классный руководитель должен построить свою работу с классом и семьёй ученика таким образом, чтобы учащиеся видели, что означает истинная доброта и мнимая. С такими родителями должна проводиться серьёзная и целенаправленная индивидуальная работа.

Авторитет подкупа

Хорошее поведение ребенка подкупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются к ситуации.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. В работе с родителями классному руководителю необходимо помнить, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут сформироваться под влиянием родительского авторитета, и учитывать это в организации деятельности с детским коллективом.

1.4. Особенности общения с ребенком в семье.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка.

Принятие ребёнка - это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, - это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными.

В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка - это признание его значительности в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителями.

Признание ребёнка - это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей- это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание - это на стенах квартиры рисунки и стихи ребёнка, самое видное место в доме для его поделок, поздравлений, похвальных грамот.

Признание родителями своего ребёнка - это создание в собственной семье таких ситуаций, когда ребёнок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и ласкали не менее 4-5 раз в день.

Из 25 четвероклассников лишь 17 ребят с уверенностью сказали о том, что родители постоянно их ласкают и говорят ласковые слова. Из 100 опрошенных первоклассников лишь 50 смогли назвать, которыми родители общаются с ними. 100% детей гораздо быстрее назвали различные бранные слова, которые используют родители в общении с ними. Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать их требования в штыки. Любовь делает человека счастливым. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.

Очень важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности.

Быть доступным - это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности, говорит сам за себя. Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной с родителями. Из 100 опрошенных детей лишь 38 учеников сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной день провести с детьми. На вопрос: - « Кто из родителей чаще всего проводит своё свободное время с вами?» - 20% от числа опрошенных учащихся ответили: «Мама и папа»; 25% - «Мама»; остальные 55% учащихся ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребёнком - Это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка - это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, там больше шансов на то, что он сможет превратиться в зрелую личность.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой- то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Не ставя это в вину своему же ребёнку.

Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.

Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребёнка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании детей.

Воспитывать у ребёнка ответственность - это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - всё это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей в глазах ребёнка - это, прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетность состоит не в том, чтобы повысить голос, взять ремень в руки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.

Авторитет родителей зависит во многом от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение.

Для того чтобы дать понять родителям, какую долгосрочную миссию они выполняют, занимаясь воспитанием детей, необходимо, чтобы они знали правила благополучного родителя.

  1. Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

  2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

  3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упрёки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчёркнуто, продемонстрирована взрослым ребёнком.

  4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

  5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью.

  6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих детей.

  7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какую они представляют себе старость.

Классный руководитель в работе с детским коллективом должен проговаривать все проблемные вопросы, касающиеся общения детей и родителей, осуществляя серьёзное и целенаправленное просвещение родителей своих учащихся в области воспитания. Очень важно, чтобы это просвещение было опережающим, предваряющим те трудные ситуации, которые могут назреть в семьях учащихся, - а не констатирующим. Только тогда можно будет говорить о положительных результатах в системе воспитательной работы.










II. Методика и формы работы с родителями учащихся.


  1. Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся.

Слово - дело великое.

Великое потому, что, словом можно

соединить людей, словом можно и

разъединить их, словом можно

служить любви, словом же можно

служить вражде и ненависти.

Берегись такого слова, которое

разъединяет людей.

Л. Н. Толстой.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа- семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов, учителей - предметников. Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер.

Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статический материал сделают просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики наглядными, убедительными и достоверными.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю.

Если просвещение родителей организовано плохо, то родители не будут посещать родительские собрания, обращаться за советом, помощью.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.


  1. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит? Кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в воспитании и обучении учащихся, с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, с Уставом учебного заведения.

Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

Педагог должен ознакомить родителей с приёмами развития читательских умений, учебниками, сложными темами, как объяснить ребёнку сложный материал.

В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах, музеях, на экскурсиях, в походах. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.


  1. Диагностика.

Это одно из очень важных направлений в работе классного руководителя. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика может быть предварительной, оперативной, итоговой.

Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых чрезвычайно трудное.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

- родительских собраний;

- тематических и индивидуальных консультаций;

- внеклассных мероприятий; - организации поездок и экскурсий;

- при планировании внеклассной работы;

- при анализе работы с классом.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.


  1. Коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении следующих проблемных ситуаций семейного воспитания:

- нестабильность положения ребёнка в семье;

- потеря родителей или близких семей;

- развод родителей.

Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети, неблагополучные семьи. Классный руководитель должен знать, что собой представляют семьи его учеников, и сразу же дать попять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной жизни у них не будет.

2.2. Формы взаимодействия классного руководителя и семьи.

Педагогика должна стать наукой

для всех - и для учителей, и для

родителей.

В. А. Сухомлинский

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

  5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

  6. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то, родителей необходимо поставить в известность.

  8. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

  9. Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

  10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

  11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий различных форм взаимодействия со школой.

Родительское собрание

Проводиться один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Первое собрание является организационным и проводится в конце августа, начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классным руководителем, школой. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, своего ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Родительское собрание будет эффективным, если педагог его планирует, пишет сценарий.

Большое внимание необходимо уделить формированию традиций: поощрение родителей (награждение грамотами, дипломами, сувенирами, благодарственными письмами).

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым.

Конференция

Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнений по определённой проблеме. Конференция заранее планируется, готовится. К ней необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, учёных. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения, её результаты, и многое другое.

Родительские клубы

Родительские клубы - это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общие интересы к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Клубы сплачивают родителей, позволяют развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает в будущем избежать проблемы подросткового возраста.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися могут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними.

Клубное занятие - это не просто встреча увлечённых людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации, беседы

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, проблемы общения ребёнка с классом, педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьёй:

  1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

  2. Родители должны быть приглашены в доброжелательной, спокойной форме.

  3. Время консультации или беседы должно быть чётко оговорено.

  4. Родители не должны под дверью своей участи.

  5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

  6. Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.

  7. Родители должны иметь возможность в полной мере высказываться по обсуждаемой проблеме.

  8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны. В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

  9. В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

  10. Если в этом есть необходимо, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребёнка.

  11. Если присутствие ребёнка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребёнка на дому

Это крайняя мера. Не многие родители готовы, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днём рождения, навестить больного ребёнка. Такие приёмы возможны только в том случае, если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.


2.3 Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями.

Чтобы судить о человеке, по крайней мере,

надо войти в тайну его мыслей, его несчастий,

его волнений.

Оноре де Бальзак

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги.

Родительские чтения

Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения.

Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом в году собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный родителями вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать своё собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения.

Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и на своё отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.

Родительские чтения - это прекрасная возможность знакомства с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слышать и слушать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребёнка с другими родителями.

Родительские тренинги

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребёнка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится психологом школы или человеком, который имеет право проводить тренинговую работу. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие занятия, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

По результату участия в тренинге психолог проводит собеседование с классным руководителем и даёт ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребёнком и с каждой семьёй. Но если нет психолога, то можно проводить часы Откровения. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье ребёнка, он разрабатывает серию упражнений и проводит занятия с родителями и детьми.





Заключение

Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

Творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность.

Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей. Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Творческое общение с семьями - то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.





Список литературы:

Байков Ф. Я. «Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье». Лениздат, 1983.

Воликова Т.В. «Учитель и семья». М.; Просвещение, 1880.

Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя, 1 - 4 классы». М.; «Вако», 2008.

Дереклеева Н.И. « Новые родительские собрания, 1 - 4 классы». М.; «Вако» 2006.

Журнал «Классный руководитель», № 1, 2007.

Журнал «Классный руководитель», № 2, 2007.

Капралова Р. М. «Работа классного руководителя с родителями». М.; Просвещение, 1980.

Машиева В. А. «Работа с родителями». М.; Просвещение, 1982.









29

© 2010-2022