Классный час Конфликтный ли я человек

Классный час на тему :. « Конфликтный ли я человек?» Цель: рассмотреть сущность понятия «конфликт»;  разработать правила предупреждения конфликтов;  развивать нравственное самопознание, самоанализ, самооценку. Введите в проблему,поставьте с ними проблему,обсудите возникновение проблем. Поработайте с ними в группах,им это очень нравится.Постарайтесь дать им несколько конфликтных ситуаций,чтобы они смогли разобрать на месте. Проведите с ними тест : «ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ  В КОНФЛИКТНОЙ СИТ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема классного часа: « Конфликтный ли я человек?»
Цель: рассмотреть сущность понятия «конфликт»;
разработать правила предупреждения конфликтов;
развивать нравственное самопознание, самоанализ, самооценку.

Оборудование: ватманы, маркеры, карточки с описанием конфликтных ситуаций.
Ход занятия.

I. Оргмомент.
1. Введение в проблему.
Ребята, прежде чем сообщить вам тему сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам отрывок из детской сказки В. Сутеева «Яблоко».
Бежит заяц по лесу. Вдруг видит: на яблоне висит красивое яблоко. Заяц решил его сорвать. Прыгал, прыгал, а достать не может. Видит, сидит на соседнем дереве ворона. Он попросил ее сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала.
Упало яблоко на землю. Заяц наклонился, чтобы его поднять, а яблоко вдруг бросилось от него наутек. Оказывается, оно упало ёжику на иголки. Заяц кричит: «Отдай яблоко! Оно моё! Я его увидел!» Ворона кричит: «Нет, оно моё! Я его сорвала!» А ёжик отвечает: «Нет, оно моё! Я его поймал!»…
Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?
(Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)
Хорошо. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? На какую тему? (Ответы ребят.)
Правильно. Из этой детской сказки мы можем увидеть, как из ничего может возникнуть конфликт. Итак, тема нашей встречи: Умение решать конфликты - составляющая нравственного воспитания.
(Учитель открывает доску, где записана тема занятия.)
2. Постановка целей совместно с учащимися.
Как вы думаете, какова основная цель нашего занятия?
(Ответы ребят: понять, что такое конфликт; как избежать конфликтных ситуаций, как достойно разрешить конфликт).
II. Беседа.
1. Обсуждение понятий, причин возникновения конфликтов.
Ребята без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Какое определение вы могли бы дать понятию к о н ф л и к т ? (Двое уч-ся высказывают своё мнение.)
А вот какое определение дается в толковом словаре:
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
А теперь давайте вернёмся к сказке.
Можно ли сказать, что между героями сказки произошло столкновение интересов? (Ответ ребят: да) Значит, произошел и конфликт. Теперь наша задача - определить причину его возникновения, т.е. проанализировать данную ситуацию. Для этого попробуем ответить на следующие вопросы:
- Какую цель преследовал каждый из героев сказки?
- Когда зародился конфликт?
- Что послужило развитию конфликта (т. е. почему он всё-таки произошел?)
- Давайте попробуем определить, почему возникают конфликты?
(Дети отвечают и определяют причины возникновения конфликтов вообще). (ПРИМЕРЫ: нежелание идти на уступки, жадность, эгоизм, зависть, из-за вспыльчивого характера, желание показать своё «Я», казаться «крутым», неумение пойти на компромисс).
Скажите, ребята, а в вашей жизни бывали конфликты? Можете привести примеры? (Ответы ребят. Кто - то может привести пример конфликтной ситуации с родителями, учителями, друзьями.)
- С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?
- Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства людей, задействованных в конфликте?
- Какие способы разрешения конфликтных ситуаций вы можете назвать? (Ответы ребят).
А теперь я хотела бы вкратце рассказать вам о конструктивных способах разрешения конфликтов. Обратите внимание на данную схему (изображенную на доске в виде лестницы).

Самый лёгкий и общедоступный способ - юмор. Беззлобное, насмешливое отношение к чему - либо или кому - либо. Необходимо подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент.
Нежность - это признание достоинств. Она может проявляться как словами, так и при помощи нежных взглядов, через прикосновение и т. п.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок. Механизм действия этого способа: «прежде, чем что - либо получить, нужно чем - то поступиться». Умение идти на взаимные уступки - очень важное умение.

Но бывают ситуации, когда в «пылу борьбы» конфликтующие стороны уже не могут прийти к приемлемому для обеих сторон решению. И тогда можно обратиться к незаинтересованному лицу за помощью. Такой способ называется третейским судом. Отмечу существенную деталь - третейский судья должен быть авторитетен для обеих конфликтующих сторон.

Анализ - к нему прибегают, если все предыдущие способы не возымели надлежащего действия. Анализ конфликта позволяет добраться до его истоков и найти решение.

Ультиматум - это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. К этой мере прибегают также тогда, когда все предыдущие способы не возымели действия.

Разрыв связи происходит, если затронуты личностные структуры, которыми конфликтующий не может поступиться. Дальше мы не должны двигаться, не доводить до унижения личности.

Выбор того или иного способа зависит от меры напряжения конфликта. Нужно помнить: чем выше мы поднимаемся по ступенькам способов, тем ниже опускаемся в своём уважении друг к другу.
IV. Работа в группах.
1. Обсуждение высказываний. (Методика «Верно - неверно - спорно»)
А теперь я предлагаю вам поработать в группах.
У меня есть несколько карточек, при помощи которых я предлагаю вам разбиться на группы. (Ребята тянут карточки.)
Теперь пересядьте по своим группам. Предлагаю вашему вниманию 3 определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО, и высказывания на карточках, которые вы выбираете по одному на группу. В течение 2-х минут вы должны обсудить это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.
1. - В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми
способами.

2. - Конфликт всегда можно предотвратить.

3. - Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного
воспитания человека.

4. - Во всём надо знать меру.

5. - В споре рождается истина.

6. - Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок. Д. Самюэль).

7. - Ничего не делай во гневе! Глуп тот, кто во время бури садится на
корабль. (И. Гауг).

8. - Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.
2. Обсуждение проблемных ситуаций.
Теперь я предлагаю вам проблемные ситуации, обсудив которые вы попробуете определить причину возникновения конфликта и найти способ его решения.
Ситуация 1.- Кате родители не хотели покупать сотовый телефон, считая
это излишеством. Девочка говорила, что они её не любят, и
плакала. А в школе одноклассники относились к ней с пренебре-
жением. Катя им в ответ грубила.
Ситуация 2 - На соревнованиях по волейболу ребята проигравшей
команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те
ответили им тем же. По окончании игры у школы ребята устроили
драку.
3. Выводы.
Как вы думаете, есть ли какой - то другой путь решения данных конфликтных ситуаций? Какой? Можно ли было обойтись без взаимных оскорблений и драки? (Ответы ребят)
Скажите, пожалуйста, а можно ли предотвратить конфликты?
Давайте попробуем выработать определённые
правила предупреждения конфликтов.
(Каждая группа в течение 3-х минут записывает на ватмане свои правила предупреждения конфликтных ситуаций; затем ватманы вывешиваются на доске. По одному человеку от группы ребята представляют эти правила. Потом мы находим общие и наиболее удачные и записываем их на отдельный ватман. Это и будут наши основные правила предупреждения конфликтов).
А я в свою очередь хочу, чтобы вы, уйдя сегодня с классного часа, оставили для себя какую- то его частичку. Я хочу подарить вам памятки по предупреждению конфликтных ситуаций, мне очень хотелось бы, чтобы вы не забывали об этих правилах и были более терпимы к недостаткам друг друга. А поскольку вы почти выпускной класс, старайтесь соответствовать образу выпускника.
И в завершение нашей беседы мне хотелось бы прочесть вам стихотворение датского поэта Пита Хейна:
Терпеть и верить -
все на свете
Прекрасны -
Взрослые и дети,
Коты, собаки
И медведи,
И сослуживцы, и соседи.
Терпимость -
Наш взаимный шанс,
Ведь кто - то также терпит нас…
IV. Рефлексия.
А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем классном часе. Возьмите эти карточки и допишите предложения. (Дети дописывают незаконченные предложения:
На сегодняшнем занятии я …
Сегодня я узнал (-а), что…
Сегодня я научился (-лась) …
На классном часе мне понравилось …)
На этом наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за плодотворную работу.

Тест: «ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ».

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?»
Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя часто - поставьте 3 балла; от случая к случаю - 2 балла, редко - 1 балл.

ОТВЕТЫ:
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА:
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквой:
«А» - это «Жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компоромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Тест «Насколько вы конфликтный человек».

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а) не принимаю участия;
б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только в шутку и если это люди не обидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры - моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто - то лезет вперёд?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:
а) не буду поднимать бучу из - за пустяка;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, может быть, демонстративно
откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо, без эмоций, сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто - то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
а) промолчу;
б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
в) выскажу все, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше
не участвовать в этом безобразии;
б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять
реванш;
в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить
лохотронщику.



© 2010-2022