Программа духовного развития на основе краеведческого материала

 Программа духовного развития учащихся на основе краеведческого материала. Основной   задачей программы является приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям посредством работы в школьном музее. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Истоки» содержит: 1.     Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 2.     Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 3. Условия ре...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на основе краеведческого материала


Не забывайте рода своего, прошлого своего,

изучайте своих дедов и прадедов

работайте над закреплением их памяти.

П.А. Флоренский

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Истоки» разработана учителем русского языка и литературы МБОУ «Вотланская ООШ» Евдокимовой Т.А. в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом реализации образовательной программы и программы воспитательной работы МБОУ «Вотланская ООШ».

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Истоки»:

1) использование краеведческого материала для формирования высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

2) пополнение к 100-летию МБОУ «Вотланская ООШ» школьного музея новыми экспонатами и документальными материалами на электронных носителях.

Задачи программы:

- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям посредством работы в школьном музее;

- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- развивать у детей позитивное мышление, выработать умение адаптироваться в социальной среде;

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка, опираясь на краеведческий материал и религиозную культуру;

- активизировать работу школьного музея к 100-летию МБОУ «Вотланская ООШ».

Программа духовно-нравственного воспитания направлена на формирование позитивного мировоззрения, воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется учителем в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с педагогами школы, семьями учащихся, ветеранами труда. В октябре 2013-2014 учебного года исполнится 100 лет с начала образования и функционирования МБОУ «Вотланская ООШ». Программа направлена на активизацию работы школьного музея при подготовке к празднованию юбилея школы, на формирование у обучающихся любви к малой родине и родной школе.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Истоки» содержит:


  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Условия реализации целевых установок. (Совместная деятельность учителя, школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся).

4.Реализация целевых установок на уроках и внеклассных мероприятиях.

5.Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.



  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм и гражданственность (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших;

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).


  1. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Истоки» реализуется в следующих направлениях:

Направление

Ценности

1.

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к людям.

Любовь к России, своему народу, своему краю, родной деревне и школе, служение Отечеству, соблюдение закона и правопорядка.

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; толерантность, представление о духовной культуре и светской этике.

3.

Формирование позитивного мышления.

Целеустремлённость, собранность, уверенность в своих силах, активная жизненная позиция

4.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание, настойчивость, терпение, бережливость.

5.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни.

6.

Экологическое воспитание

Родная земля, планета Земля, экологическое сознание.

6.

Эстетическое воспитание.

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


  1. Условия реализации целевых установок.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы и осуществляют совместную деятельность по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Реализация программы требует введения в школу следующих проектов: ПУТЕШЕСТВИЯ - проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО - проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок.


  1. Реализация целевых установок на уроках и внеклассных мероприятиях с использованием краеведческого материала.

Направление

деятельности

Мероприятия

Ответственные

1.

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к людям.

  1. Экскурсии в школьный музей.


  1. Встреча с выпускницей школы, заместителем прокурора Аликовского района

Классный руководитель, руководитель музея.

Учащиеся-экскурсоводы

  1. Исследовательская работа о молодых воинах-ветеранах, участниках боевых действий в Чечне и Афганистане.

Встреча с воинами-интернационалистами.

Учитель истории

Руководитель музея


  1. Систематизация собранных материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, их сохранение, создание презентаций о героических страницах

жизни наших земляков.


  1. Встречи с ветеранами войны и тыла.

Руководитель музея

Библиотекарь

Члены краеведческого кружка,

учитель истории

учащиеся и родители.

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


  1. Тематические экскурсии в школьный музей, посвящённые репрессированным землякам-односельчанам Читнаеву Л.П. и Читнаеву А.М.

Классные руководители

Руководитель музея

  1. Оформление в музее папок в файлах «Портрет слова «доброта»», «Портрет слова «милосердие», «Портрет слова «справедливость»» с использованием благородных поступков земляков, их фотографий и личных вещей.

  2. Презентация книги земляка-краеведа Ананьева А.А. «Детям о православной религии» (на чувашском языке)

  3. Посещение храма. Встреча со священником.

Классные руководители

Учащиеся

Руководитель музея

Библиотекарь

Учитель основы религиозных культур

  1. Тимуровская работа в микрорайоне школы.

Заместитель директора по ВР

3.

Формирование позитивного мышления

Сбор материала и оформление папки

О Михайлове Олеге Моисеевиче.

Проведение исследовательской работы «Человек в истории. Судьба Михайловой А.М., дочери репрессированного председателя колхоза».

Встреча учащихся с Михайловой А.М.

Тематические классные часы

«Твоя судьба в твоих руках»

Встреча с выпускником школы. студентом МГУ Скворцовым Иваном.

Руководитель музея.

Учащиеся


Заместитель директора по ВР.

Классные руководители.

4.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


  1. Оформление в музее файловой папки «Трудовые будни наших земляков» и проведение классных часов по данной тематике.

  2. Оформление папки с файлами и презентации «Заслуженные работники сельского хозяйства»,

«Наши выпускники - отличники народного образования».

  1. Исследовательская работа «Народные промыслы родных деревень» и использование её в практической деятельности.

  2. Оформление папки с файлами «Семейная трудовая династия».

  3. Оформление стенда «Они работали в нашей школе»

Руководитель музея..

Классные руководители.

Родители и учащиеся.

Учитель истории.

Родители. учащиеся

5.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни


  1. Оформление в музее стенда «Наши выпускники - мастера спорта».

  2. Оформление файловой папки «Секрет долголетия» ( об односельчанах-старожилах, их образе жизни), проведение классных часов по этой тематике.

  3. Встреча со старожилами в День пожилых людей, помощь в организации праздника.

  4. Оформление папки с файлами «Достижения спортсменов нашей школы».

Учитель физкультуры.

Руководитель музея.

Родители и учащиеся.

Учителя.

6.

Эстетическое воспитание

  1. Оформление папки и презентации для музея «Наш учитель - композитор» с записями его песен.

( о Пантелеймонове Ю.Г.)

  1. Оформление папки и презентации «Гордость школы» (о ведущей актрисе Чувашского ТЮЗа Пайгильдиной(Сорокиной) В.И.,

организация её встречи с учащимися.

  1. Создание стенда и презентации «Наши выпускники- заслуженные работники культуры».

  2. Сбор материала о самобытном творчестве художника-самоучки, земляка Егорова А.Е.

  3. Посещение спектакля в Чувашской государственной филармонии.

  4. Оформление папки с файлами о педагогическом наставнике, музейном работнике, писателе-краеведе Ананьеве А.А.

  5. Оформление папки с файлами и презентациями

«Мастер слова, воспитатель человеческих душ» ( о ветеране педагогического труда Ианове А.И., бывшем учителе школы), приглашение его на тематические классные часы.

Заместитель директора по ВР

Руководитель музея.

Библиотекарь

Руководитель музея

Руководитель музея

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УР,

учащиеся

Реализация задач духовно-нравственного воспитания происходит в практической жизнедеятельности школы, в ходе сбора экспонатов и материалов для школьного музея, учебного процесса и внеклассной работы:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.


  1. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Литература:


  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12

  3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 -

  4. Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики / Е. Г. Ванслова // Школьная библиотека. - 2008. - № 6 - 7. - С. 174 - 179.

  5. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.

13


© 2010-2022