- Преподавателю
- Классному руководителю
- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Власенко М.В. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
№ 1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ
В соответствии с основным документом стратегического плана РФ, который называется (№2) «Национальной доктриной образования в РФ на период до 2025 года», определено, что все образовательные учреждения страны должны создавать воспитательные системы, которые отражают суть воспитательной практики каждого образовательного учреждения.
№3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
В опыте российской школы достаточно много разнообразных воспитательных методических средств и организационных форм. Лучшие воспитательные технологии имеют определенную структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур:
-
общей концептуальной основы;
-
общих целевых ориентаций;
-
комплекса методических средств, адекватных поставленным целям;
-
подсистемы деятельности, обеспечивающей реализацию целей;
-
подсистемы отношений между всеми участниками воспитательного процесса и освоенной ими окружающей средой;
-
управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему.
№4. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Разнообразие методов и форм - один из путей активизации и интенсификации воспитания:
-
классные часы;
-
деятельностные игры;
-
школьные СМИ;
-
детские общества;
-
организации;
-
экспедиции;
-
походы (лагеря, связи с социумом);
-
международные связи;
-
диагностика (самодиагностика);
-
рефлексия.
В деятельности воспитателей и воспитуемых существует шесть системных линий, составляющих подсистемы.
№5. Первая из этих подсистем - логика возрастного развития методов и форм воспитательной работы, заложенная в программах воспитательной работы классных руководителей. Для каждой группы классов выделяются специфические воспитательные задачи:
(клик) I - IV классы:
-
опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно-полезную);
-
создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам поведения.
(клик) V - VI классы:
-
переориентация с детских норм поведения на взрослые;
-
опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические);
-
развитие деятельности общения.
(клик) VII - VIII классы:
-
создание необходимых условий для самоутверждения личности;
-
развитие уважительных отношений мальчиков и девочек;
-
приобщение подростков к материально вознаграждаемому труду.
(клик) IX - XI классы:
-
создание условий для социального самоопределения подростков на будущее;
-
преодоление нравственного максимализма;
-
воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.
№6 Вторая подсистема - это клубная, кружковая работа, сфера внеурочной, досуговой деятельности.
(клик) Третья подсистема является циклической, замкнутой в пространстве учебного года. Основной циклической структурой воспитательных мероприятий является годовой цикл из нескольких тематических периодов. Например: «Истина», «Красота», «Интеллект», «Моя семья».
Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объему мероприятия, объединенные общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом».
(клик) Если взять, к примеру, тематический период на тему «Моя семья», то можно предложить следующие формы работы:
-
«открытый» микрофон;
-
сократовская беседа (поиск истины, обсуждение поставленной проблемы);
-
круглый стол с острыми углами (обсуждение животрепещущих вопросов по актуальным проблемам современности);
-
дискуссионные качели (беседа по предложенной теме с чередованием суждений);
-
разговор при свечах (беседы на темы интимно-личностного общения);
-
творческие дела, посвященные семейным традициям (рассказы, сочинения, проекты, творческие работы).
№7 Варианты тем:
- «Книжка - долгожитель в моей семье»
- «Самая многонациональная родословная»
- «Семейная книга рекордов»
- «История романтической любви моих родителей»
- «Географическая карта моей родни»
- «Реликвии моей семьи»
- «Гороскоп моих предков»
- конкурс на самые интересные мамины нотации и поучения.
В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы.
№8 Четвертая подсистема - это проведение общенародных и общекультурных праздников. «Святки», «Масленица», «Троица» способствуют восстановлению национальных культурных традиций. «Праздник урожая», «Живи, Земля», День знаний, День здоровья позволяют подвести итога, вносят разнообразие в жизнь школы.
№9 Пятой подсистемой воспитания может быть самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми).
И, наконец, шестую деятельностную подсистему представляет сфера физической культуры и спорта.
Подсистема отношений между участниками воспитательного процесса имеет широкий диапазон стилей - от авторитарного до отстраненно-либерального. Лучшие школы и педагогические коллективы работают в стиле сотрудничества, сотворчества, соуправления.
№10 Координатором всех воспитательных воздействий на конкретного ребенка является классный руководитель, который в своей работе руководствуется принципами семи «У»:
-
уверенность
-
успешность
-
удивительность
-
убедительность
-
уважительность
-
уравновешенность
-
улыбчивость
№11 Для того, чтобы оценить результативность и воспитание существуют следующие критерии:
-
Способность к самоорганизации деятельности личности школьника.
-
Саморегуляция поведения.
-
Продвижение личности в своем развитии:
- успешность в учениях, труде;
- отношение к обществу и людям, к самому себе.