МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ

В соответствии с основным документом стратегического плана РФ, который называется (№2) «Национальной доктриной образования в РФ на период до 2025 года», определено, что все образовательные учреждения страны должны создавать воспитательные системы, которые отражают суть воспитательной практики каждого образовательного учреждения.

№3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

В опыте российской школы достаточно много разнообразных воспитательных методических средств и организационных форм. Лучшие воспитательные технологии имеют определенную структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур:

  • общей концептуальной основы;

  • общих целевых ориентаций;

  • комплекса методических средств, адекватных поставленным целям;

  • подсистемы деятельности, обеспечивающей реализацию целей;

  • подсистемы отношений между всеми участниками воспитательного процесса и освоенной ими окружающей средой;

  • управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему.



№4. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Разнообразие методов и форм - один из путей активизации и интенсификации воспитания:

  • классные часы;

  • деятельностные игры;

  • школьные СМИ;

  • детские общества;

  • организации;

  • экспедиции;

  • походы (лагеря, связи с социумом);

  • международные связи;

  • диагностика (самодиагностика);

  • рефлексия.

В деятельности воспитателей и воспитуемых существует шесть системных линий, составляющих подсистемы.

5. Первая из этих подсистем - логика возрастного развития методов и форм воспитательной работы, заложенная в программах воспитательной работы классных руководителей. Для каждой группы классов выделяются специфические воспитательные задачи:

(клик) I - IV классы:

  • опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно-полезную);

  • создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам поведения.

(клик) V - VI классы:

  • переориентация с детских норм поведения на взрослые;

  • опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические);

  • развитие деятельности общения.

(клик) VII - VIII классы:

  • создание необходимых условий для самоутверждения личности;

  • развитие уважительных отношений мальчиков и девочек;

  • приобщение подростков к материально вознаграждаемому труду.

(клик) IX - XI классы:

  • создание условий для социального самоопределения подростков на будущее;

  • преодоление нравственного максимализма;

  • воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.

6 Вторая подсистема - это клубная, кружковая работа, сфера внеурочной, досуговой деятельности.

(клик) Третья подсистема является циклической, замкнутой в пространстве учебного года. Основной циклической структурой воспитательных мероприятий является годовой цикл из нескольких тематических периодов. Например: «Истина», «Красота», «Интеллект», «Моя семья».

Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объему мероприятия, объединенные общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом».

(клик) Если взять, к примеру, тематический период на тему «Моя семья», то можно предложить следующие формы работы:

  • «открытый» микрофон;

  • сократовская беседа (поиск истины, обсуждение поставленной проблемы);

  • круглый стол с острыми углами (обсуждение животрепещущих вопросов по актуальным проблемам современности);

  • дискуссионные качели (беседа по предложенной теме с чередованием суждений);

  • разговор при свечах (беседы на темы интимно-личностного общения);

  • творческие дела, посвященные семейным традициям (рассказы, сочинения, проекты, творческие работы).

№7 Варианты тем:

- «Книжка - долгожитель в моей семье»

- «Самая многонациональная родословная»

- «Семейная книга рекордов»

- «История романтической любви моих родителей»

- «Географическая карта моей родни»

- «Реликвии моей семьи»

- «Гороскоп моих предков»

- конкурс на самые интересные мамины нотации и поучения.

В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы.

8 Четвертая подсистема - это проведение общенародных и общекультурных праздников. «Святки», «Масленица», «Троица» способствуют восстановлению национальных культурных традиций. «Праздник урожая», «Живи, Земля», День знаний, День здоровья позволяют подвести итога, вносят разнообразие в жизнь школы.

9 Пятой подсистемой воспитания может быть самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми).

И, наконец, шестую деятельностную подсистему представляет сфера физической культуры и спорта.

Подсистема отношений между участниками воспитательного процесса имеет широкий диапазон стилей - от авторитарного до отстраненно-либерального. Лучшие школы и педагогические коллективы работают в стиле сотрудничества, сотворчества, соуправления.

10 Координатором всех воспитательных воздействий на конкретного ребенка является классный руководитель, который в своей работе руководствуется принципами семи «У»:

  • уверенность

  • успешность

  • удивительность

  • убедительность

  • уважительность

  • уравновешенность

  • улыбчивость

11 Для того, чтобы оценить результативность и воспитание существуют следующие критерии:

  1. Способность к самоорганизации деятельности личности школьника.

  2. Саморегуляция поведения.

  3. Продвижение личности в своем развитии:

- успешность в учениях, труде;

- отношение к обществу и людям, к самому себе.


© 2010-2022