Классный час Нецензурная брань почему она получила распространение

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Нецензурная брань почему она получила распространение?»



Цель: познакомить детей с историей появления нецензурной брани и губительным влиянием мата на здоровье и личность человека; формирование у детей стойкой неприязни к нецензурной брани, отрицательного отношения к вредным привычкам, Воспитание организованности и общественной активности.
Оборудование: листы бумаги, ручки по количеству учеников, компьютер.

Ход мероприятия.

I.Организационный момент.

Психологический настрой.

Доброта.

II.Введение в тему.

Речь это показатель ума. Сенека

Нецензурная брань захлестнула Россию: она несется на нас отовсюду - с экранов телевизора, со сцен театров, со стра­ниц книг, журналов и газет. Мы слышим ее дома и в школе, на работе, в транспорте, с высоких трибун, в том числе, и из Государственной Думы. Что это? Невежество? Непонимание опасности, которую несет в себе нецензурная брань или целенаправленное раз­рушение нашей культуры? Можно много спорить по этому вопросу. Сколько людей столько и мнений. Лично я уверена, что нецензурная брань - это тоже болезнь. Она может быть страш­нее рака или СПИДа, потому что отравляет и наше физичес­кое тело и нашу душу, и все общество. Я попрошу вас поднять красную карточку тех, кто согласен со мной и синюю тех, кто не согласен.
III.Сообщение темы.

А тема нашего сегодняшнего классного часа прозвучит так: «Нецензурная брань почему она получила распространение.

IV. Основная часть

1.Словарные слова.

Сквернословие.мат - неприличная брань, брань-ссора, раздор, вражда, война - все это приводит к болезни, хвори, нездоровью).

2. Проблемный вопрос.

Полезен ли был сегодняшний разговор?

3. Слово учителя. История появления нецензурной брани на Руси.

Действительно, откуда в нашем «красивом и могучем» русском языке появились подобные выражения? Есть две версии этого события.

Одни считают, что матерные слова - это пережиток язычества.

До принятия христианства, наши предки исповедовали другую религию - язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью таких слов русские-язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Но право произносить матерные слова имел только жрец, и только в определенные праздничные дни.

Другие считают, что мат на Русь занесли татаро - монголы. Приверженцы этой версии полагают, что самыми грязными ругательствами у славян в до монгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские же научились тому мату, который мы слышим сегодня. И слышим, надо сказать, регулярно.

Как мы видим, среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова. А что вам говорят родители, бабушки/дедушки, брать/сестры по этому поводу? Они поддерживают вас?

Слушаем и по мере необходимости обсуждаем ответы.

А как вы думаете, употребление мата наносит людям какой-либо вред? Какой?

4. Вред, который наносит нецензурная брань организму и личности человека.

Я хочу рассказать вам о вреде, который наносит нецензурная брань нам с вами.

В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

"Добрая лексика", которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, поднимала настроение больных. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью "словотерапии" стали быстрее зарубцовываться гнойные раны. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как "любовь", "надежда", "вера", "доброта".

На слайде вы видите два фикуса.У первого листики закручиваются и немного вялые. У второго - листики здоровые, растение цветет. Они росли в разных помещениях. Первому фикусу говорили нецензурные слова, его ругали и оскорбляли. Второму - говорили добрые и ласковые слова. Результат не заставил себя долго ждать, и вы видите его на экране.

5. Учащиеся называют причины.
Давайте поговорим о причинах нецензурной бра­ни. Почему вы и ваши сверстники ругаются подобным образом?
(по привычке, из-за недо­статка слов, чтобы выделиться и утвердиться среди сверстни­ков и т.д.).

6. Упражнение "Дерево добра.

У каждого из вас нарисовано дерево. На этом дереве каждый должен написать доброе слово. Эти добрые слова образуют крону дерева.

7. Игра «Ассоциации».

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.

Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.

МАМА- добрая, красивая, голубые глаза, морковные пироги, пуховые варежки

КОНФЕТА- сладкая, шоколад, ореховая начинка, яркая обертка

ДРУЖБА- прогулки, лето, секреты (тайны), игры

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ- ссора, драка, злость, обида.

V. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

VI.Ответ на проблемный вопрос.

VII. Итог

А сейчас давайте подведем итоги. Разделим классную доску на две части. Первую часть озаглавим «Я не знал…», вторую - «Теперь я знаю…». Каждого из вас я попрошу закончить оба предложения, а я буду записывать ваши ответы в соответствующую колонку. Итак, что же нового вы сегодня узнали?

- «Я не знал…»: откуда появился мат; что это вредно для здоровья; что растения реагируют на человеческую речь.

- «Теперь я знаю…»: что ругаться матом вредно для моего здоровья и здоровья окружающих; что если я буду нецензурно выражаться, это отразится на моих детях.

Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.

А закончить наш классный час хотелось бы словами великого писателя

" Вадима Шефнера.

Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.

Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам.



4


© 2010-2022