Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

"Описание материала: "Игровая программа по мотивам детского фольклора «Ваня-Ванечка» имеет теоритическую и практическую ценность для классных руководителей и педагогов дополнительного образования. Направлено на воспитание гражданско-патриотических чувств. Для детей 7 -14 лет. "Цели занятия: познакомить с жанрами детского фольклора; развивать речь, память, логическое мышление, творческий потенциал, обогащать словарный запас; воспитывать умение работать в коллективе. Предусмотрены разнообразные тв...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия «Ваня-Ванечка» (игровая программа по мотивам детского фольклора)

Конспект занятия

« Ваня-ванечка»

(игровая программа по мотивам детского фольклора)

Цели занятия:

- познакомить с жанрами детского фольклора;

-развивать речь, память, логическое мышление, обогащать словарный запас;

- развивать актерское мастерство;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: жетоны для игроков, реквизит для инсценировки.

Ход занятия:


  1. Организационное начало

Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Были времена, когда читать умел далеко не каждый. Но нельзя сказать, что люди, незнакомые с письменностью, были оторваны от предшествующих поколений. Свой опыт и знания они воплощали в песнях, пословицах, загадках, которые передавались из поколения в поколение устно.

Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество называют фольклором. А в чем его отличие от художественной литературы? Какие жанры фольклора вы можете назвать? (Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия

-Отлично! Сегодня мы поговорим о тех жанрах фольклора, которые созданы для детей или самими детьми, т.е. речь пойдет о детском фольклоре.

3. Основная часть

Наше знакомство с народным творчеством начинается с первых колыбельных песен. В них слова ласковые, певучие, нет резких звуков; героями чаще всего выступают уютно мурлыкающий кот, воркующие голуби, говорится о тишине и покое. Взрослые, заметив, под какие напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Подрастает ребенок, а его уже ждут новые песенки и приговорки-пестушки (пестовать - значит «воспитывать»). Ставят малыша на ножки, поддерживают и приговаривают:

Дыбок, дыбок, Скоро Ванюшке годок!

Не знали в далеком прошлом, что такое физкультура, закалка, но все, что надо, делали - под разные песенки, шуточки-прибаугочки. Вы, конечно, помните и «Идет коза рогатая...», и «Сорока-ворона...», и «Ладушки».

А еще малышам рассказывали потешки. Например:

Поехали, поехали, По пареньку,

С орехами, с орехами, По сладеньку,

К дедке- по репку, По горбатеньку
К бабке - по вкусну,

1 задание: кто последним расскажет потешку или пестушку, тот получит жетон.

(Ответы детей.)

Вот уже ребенок умеет говорить, но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Повторит ребенок раз сто скороговорку: «На горе Арарат растет красный виноград» и научится правильно произносить звук «р».

Скороговорки помогают развитию органов речи. Недаром практически все пособия по сценической речи для артистов рекомендуют каждый день проговаривать скороговорки.

Сейчас, ребята, вы должны выполнить такое

2задание: четко, громко и без ошибок произнести каждый свою скороговорку два раза.

До принятия христианства наши предки были язычниками. У них, как у древних греков и римлян, существовало многобожие. Каждое божество управляло какой-то одной стихией, силой природы.

Славяне-земледельцы молили богов послать им то солнце, то дождь. Чтобы задобрить их, они выносили горшки с гущей - кашей из ячменя и гороха:

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи...

Со временем хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава. Теперь заклички используются в уличных играх. Например, если попала вода в ухо при купании, надо попрыгать на одной ножке и проговорить: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!» Можно попросить и улитку: «Высуни рога - дам кусок пирога!», и к божьей коровке обратиться: «Улети на небо, принеси нам хлеба!».

Ребята, вспомните известные вам заклички.

(Ответы детей.)

Вряд ли среди вас найдутся те, кто не любит поиграть. А что нужно сделать, чтобы разделиться на команды или выбрать водящего? Конечно же рассчитаться! Считалки бывают разные. Например, со смыслом, как эта вятская:

Сидит петушок на лавочке,

Считает свои булавочки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Тебе играть!

А бывают и совсем бессмысленные:

Эны-бэны, рики-таки,

Торба-орба, он дысмаки,

Дэус-дэус, касматэус, бакс.

Такие считалки имеют очень древнюю основу. У народов, исповедующих язычество, существовало множество запретов: нельзя было прямо говорить о некоторых действиях, в том числе и считать добытую дичь, складывалась тайная система счета, которая и дошла до нас вот в таком виде.

Я думаю, что вы, ребята, знаете огромное количество считалок. Но сейчас мы будем не просто их рассказывать, а выполнять:

3 задание.

(По заданной рифме команды сочиняют считалку из четырех строк и записывают ее. Первая по первой строчке: «Один, два, три, четыре...», вторая - по строчке: «Один, два, три, четыре, пять...». Дети выполняют задание. Затем зачитывают свои работы.)

Молодцы, ребята. Только хочу напомнить, что сочиненные вам и считалки являются не фольклорными, а авторскими произведениями. Итак, игроки с помощью считалок разделились на команды, выбрали водящего и готовы начать игру. Существуют подвижные, настольные и многие другие игры. Сегодня нас интересуют те, в которых есть приговорки или песенки. Вспомните их названия.

Ответы детей.

Давайте поиграем в одну старинную русскую игру, которая называется «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота»

Двое ребят, изображающие ворота, пропускают вереницы мальчиков и девочек, пока не закончится песенка, которую они поют:

Золотые ворота,

Проходите, господа.

Первая мать прошла,

Всех детей провела.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Ворота закрываются при последнем слове, и задержанного спрашивают, что ему надо, произнося «трава» или «цветок», «мяч» или «лапта». Задержанный выбирает. Так происходит разделение игроков на две команды. Продолжением игры может быть перетягивание палки или веревки.

Есть в фольклоре дразнилки. Они сложены почти на все русские имена, например:

Витя, Витя - карапуз.

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

Многие дразнилки высмеивают такие качества, как жадность, трусость, хвастовство. Не только мы, взрослые, учим вас уму-разуму, но и вы сами, ребята, можете воспитывать друг друга, исправлять недостатки.

Своеобразной умственной игрой являются поддевки. Здесь выигрывает тот, кто находчивее, у кого больше фантазии. Начинается все просто.

Ваня говорит Пете:

- Скажи «кортик»!

Пете интересно, что будет дальше, он говорит: «Кортик».

И тогда Ваня выпаливает:

- У тебя на носу чертик!

У Пети своя поддевка. И начинается состязание в личном творчестве.

Кому-то нравится сочинять дразнилки и поддевки, а я больше всего люблю отгадывать загадки. Несмотря на то, что этот жанр фольклора очень древний, он никогда не забудется и вряд ли исчезнет.

Действительно, загадки пришли к нам из язычества. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники.

Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество - убить хищника, выдержать боль.

А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Для нас сейчас загадки - увлекательная игра.

Я предлагаю вам проверить свою сообразительность и разгадать старинные вятские загадки, собранные более ста лет назад.

4 задание

Антипка низок, на нем сто ризок. (Кочан капусты)

Без меня сундука не отопрут, из меня и воду берут. (Ключ)

Бык железный, а хвост кудельный. (Игла с ниткой)

Белых беляночек полон залавочек. (Зубы)

Вокруг руки вьется, а в руки не дается. (Ветер)

В беленьком бочоночке два тестеца. (Яйцо)

Два братца, одно сердце. (Ножницы)

Два брюшка, четыре рожка. (Подушка)

Две ходули, два махала, два смотрила, одно кивало. (Человек)

Куда лестницы не приставишь? (На небо)

Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. (Копейка)

Не на меру, не на вес, у всех людей есть. (Ум)

Ничего не болит, а все стонет. (Свинья)

Ребята! А сказки вы любите? (Ответы детей.) Я тоже люблю.

Чтением сказок увлекаются, конечно, дети. Но есть сказки и для взрослых. Поэтому этот жанр нельзя в полной мере отнести к детскому фольклору.

Давайте, инсценируем какую-нибудь сказку! Я приготовила разные вещи, которые помогут вам почувствовать себя настоящими актерами. Текст сказки написан на листах. Во время выступления вы можете ими пользоваться. Время на подготовку - две минуты.

5 задание

От каждой команды выходит участник и вытягивает текст сказки. Ведущий выдает реквизит. Во время выступления оценивается мастерство «артистов».

Замечательно! Каждая команда была по-своему хороша. Сразу видно, что сказки вы знаете и любите.

3.Подведение итогов

- С вами, ребята, очень интересно, но, к сожалению, мне пора прощаться.

Давайте еще раз вспомним жанры детского фольклора, которые мы сегодня называли.

Дети вспоминают то, о чем узнали. Далее по количеству жетонов определяется победитель.

-Всего хорошего вам, ребята!


© 2010-2022