Конспект проекта Выбор 9 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проект «Выбор»

«Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В.А.Сухомлинский.

Пояснительная записка.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Необходимо создание жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности). Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет выпускникам школы работать на производстве.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям.

Помощь в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы педагогов в течение последних лет. Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА .

Цель проекта: Формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.



Задачи:

- дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности,

- помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении.

- формирование интеллектуальных умений в труде,

-дифференцированная помощь учащимся в самоопределении.

- частично компенсировать отсутствие семейных форм социализации,

- обеспечит психолого-педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения учащихся.

. Срок реализации проекта: март - апрель


Категории участников: воспитанники 9 класса коррекционной школы 8 вида

Количество участников: 12 воспитанников

Место реализации проекта: КГОБУ Спасская КШИ

Методическое обеспечение: подборка видеофильмов о различных профессиях доступных детям. Подборка пословиц, поговорок, стихов, передовиц из СМИ о трудовых подвигах и людях труда, о труде. Компьютер, проектор, презентация о трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.



Структура проекта.

Дети 9 класса не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для повышения мотивации и руководства организацией проекта выделили несколько этапов проекта, совершенно разных по содержанию, месту проведения, количеству участников, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом. Были привлечены в работу: родители, учащиеся 7-9 классов, сотрудники школы.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап:

* составление плана по реализации проекта и ознакомление участников;
* определение сроков реализации планов;

* разработка форм и методов организации проекта,

* изучение возможностей и умений деятельности школьников как средства всестороннего развития учащихся,

* мотивация участников (общий замысел, положительный настрой),

Этап основной ( деятельный) этап:
* запуск реализации проекта (основных мероприятий проекта);
* проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг);

* соблюдение оговоренных сроков,

* работа с различными источниками, мероприятиями,

* организация работы попарно, в группах, всем коллективом

Заключительный этап:

* разработка презентации к творческому отчету

* оформление проектной документации,

* подведение итогов,

* анализ проекта и определение ошибок,

* презентация проекта.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА



Контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с легкой степенью умственной отсталости, которая в значительной степени ограничивает круг их последующей профессионально-трудовой деятельности. Исследования выпускников показывают, что 23% из них устраиваются работать к индивидуальным предпринимателям, т.к. считают не престижным работать в сфере услуг по профессиям не требующим особой квалификации. Подростковый возраст относится к числу критических периодов возрастного развития. В этот период у подростков происходит кардинальные изменения в сфере сознания, деятельности и в системе взаимоотношений. Процесс профессионального самоопределения - чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Готовность к жизни и труду в обществе, уверенность подростка в социальной значимости труда покажет сформированное отношение к нему, как к жизненной ценности.
Сам проект мобилен, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из состояния здоровья, их подготовленности и имеющегося в наличии времени.

Принципы проекта.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Принцип коллективности - деятельность осуществляется в коллективах различного типа (жители города, коллективы своего и других классов школы)

Возрастной принцип - подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей данного возраста;

Принцип интересности - только заинтересованность может увлечь
детей и подвигнуть их на участие в проекте;

Принцип поощрения - используется как способ стимуляции активности, повышения уверенности и самоуважения.

Форма работы над проектом - групповая.

Групповая работа позволяет и детям и учителю:

• организовать эффективно учебный процесс;

• приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться

• использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание проекта;

• органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных,

познавательных универсальных учебных действий, правила работы в группах.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.


Тематический план мероприятий :


1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: Подготовить информационную базу о внутренней готовности подростков к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.


Вводные занятия: «помощь в выборе профессии»
- анкетирование подростков и их родителей (ориентирование на профессию, планы на будущее);

- сбор первичной информации - (профессиональные и личностные самоопределения подростка самооценка способностей);
- консультирование детей (продолжение обучения, устройство на работу);

- медицинские противопоказания профессий.

2. ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК


1.Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность», деньги как вознаграждение за труд…»

Ознакомить подростков с понятиями темы, а также целями и задачами профориентации.

2.Должностные обязанности, трудовая дисциплина, медицинские показания. Сформировать представление об обязанностях некоторых профессий.

3. Выступление на родительском собрании

Способствовать повышению уровня осознанности и обоснованности профессионального выбора.
5. Проведение конкурсного игрового мероприятия.

Викторина, игры с элементами повторения пройденного материала на уроках технологии.

6. «Труд матери в почете». Формировать представления подростков о труде матери через пробуждение интереса к истокам традиций своей семьи. Обсуждение.
8. «Профессии вокруг нас». Познакомить детей с особенностями работы технички, завхоза, работника склада, кухонной работницы.
Развивать познавательный интерес к профессиям окружающими нас.
9. «Мы в стране культуры и этикета». Взаимоотношения на рабочих местах, внешняя и внутренняя культура работников. (часть урока)
Способствовать воспитанию этических и нравственных качеств необходимых в различных профессиях.
10. Посещение биржи труда. Знакомство с расположением биржи, ,ее назначением, предлагаемой информацией. Экскурсия.

11. Взаимодействие с классным руководителем, воспитателями. Выступление на классных часах

«Труд в почете любой. Мир профессий большой».

«Мир профессий»,

«Хочу - могу - надо»,

Расширить кругозор детей о многообразии профессий в мире, повысить уровень ориентации в мире профессионального труда.

13.Взаимодействие с учителем обществознания.

а) Трудовой кодекс, статьи трудового кодекса, заключение трудового договора, испытательный срок, защита персональных данных работника.

Б). Рабочее время, отпуск, отстранение от работы, выговор, прекращение трудового договора. Уроки.

14. Написание деловых бумаг. Заявление, автобиография, объяснительная, докладная, заявка, материальная ответственность, трудовая книжка. Уроки.
15. Взаимодействие с учителем русского языка. «Профессия моих родителей»
Способствовать раскрытию творческих способностей в написании о профессиях родителей. Сочинение.

16. Взаимодействие с учителями технологии. Подготовка материала, детей к неделе труда.

Проверка знаний по вопросам технологии, развитие активности в общественных мероприятиях. (мероприятие)
18. «Важная профессия». Встреча с бывшими выпускниками школы, студентами ГПТУ.
Познакомить подростков с профессиями данного хозяйства и предоставить возможность им наблюдать их труд.

19. Оформление газеты «я и моя профессия». Рисование, коллаж.
Развитие творчества, способствовать развитию фантазии, юмора.

21. Прохождение медицинского осмотра.

23. Подведение итогов проекта. Отчет на МО учителей. Презентация.

Правила работы в группах.

* всем внимательно слушать говорящего (учителя или ученика);

* спорить спокойно, доказывать, объяснять;

* стараться понять друг друга;

* активно участвовать во всех этапах проекта;

* участвовать в подведении итогов;

Педагогические технологии используемые во время выполнения проекта.

  1. Технология коллективного обучения - работать в коллективе, отвечать за всех, помогать друг другу.

  2. Технология уровневой дифференциации - к каждому подходить индивидуально, дифференцированно, но в итоге каждый должен выполнить свою часть работы.

  3. Здоровьесберегающая технология - расширить знания учащихся в области техники безопасности и охраны труда.

  4. Технология педагогической поддержки -весь проект проходит под руководством педагогов.

  5. Технология активных методов обучения - повыше мотивации к обучению.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- сформируется профессиональная готовность подростков к трудовой деятельности;

- ученики определятся в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.

- уточнятся интересы и склонности, осознание своих способностей в наиболее разумном их применении.

- учащиеся получат психолого-педагогическую и информационную поддержку.

- повысится мотивация к труду, уровень трудовой культуры воспитанников.

- восполнятся пробелы в знаниях о трудовом законодательстве.

Как оценивать эффективность профориентации школьников.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

Потребность в обоснованном выборе профессии.

Это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности.

Уверенность школьника в социальной значимости труда.

Сформированное отношение к труду как к жизненной ценности и соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

© 2010-2022