Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

С целью развития у детей интереса к музейной деятельности был разработан цикл занятий «Мир музеев», который проводился в стенах школьного музея. Интерактивное занятие «Хранители истории» подготовлено в преддверие Зимней Олимпиады в Сочи. Талисман московской Олимпиады 1980 года Медвежонок Миша стал тем музейным предметом, при взаимодействии с которым дети познакомились с профессиями сотрудников музеев. При необходимости, на подобном занятии можно использовать любые другие музейные...
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2115»







Городской Фестиваль «Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация № 2 - для учащихся начальных классов

Интерактивное занятие «ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ»







Учитель начальных классов

Снегирева Ольга Владимировна















ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Постановка цели и определение темы занятия

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру музеев. Наше занятие называется «Хранители истории». (Слайд 1)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

А чтобы узнать, кто же они такие, давайте заглянем в этот музей. (Слайд 2)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В: - Но мы зайдем не через главный вход! Сегодня нам нужна.. вот эта дверь! (слайд 2)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

Что значит эта надпись? Для кого этот вход? (ответы детей)

- Предположите, какова будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы детей)

- Сегодня вы познакомитесь с людьми, которые работают в музеях. (Слайд 3) Узнаете, чем они занимаются, что входит в их обязанности. А ещё мы обсудим, какими качествами должны обладать люди этих профессий.

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

II. Работа по теме занятия

В: Занятие мы проведем в форме игры. Разделимся на четыре группы. Каждая группа выступит в роли музейных сотрудников.

А поможет нам в этом один очень симпатичный персонаж.

Давайте представим такую ситуацию. (Слайд 4) В один из музеев пришла маленькая девочка и принесла подарок. (слайд и показ коробки)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

- Может ли игрушка стать музейным экспонатом? (ответы детей) Посмотрим, что находится в коробке? (обсуждение игрушки «Олимпийский Мишка»)

Ведущий: - Давайте узнаем, что же происходит с предметом, когда он становится музейным экспонатом.

1. Первый сотрудник, с работой которого мы познакомимся, это…

Ученик: … ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ Слайд 5

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

У: Главные хранители есть во всех музеях. Наша основная обязанность - это работа с музейными предметами и ответственность за их хорошую судьбу. Мы принимаем все поступающие в музей предметы. Хранитель должен определить ценность нового предмета и занести его в определенную коллекцию музея. Мы постоянно контролируем сохранность экспонатов, следим за их состоянием. Также, хранитель музея составляет планы выставок, пишет доклады по работе музея.

В: - При получении в дар предметов истории и культуры, хранитель музейных фондов оформляет особый документ, который называется акт приёма.(Слайд 6) Он составляется в двух экземплярах: один - останется в музее, другой - у дарителя. Представитель группы «Хранители музея» заполнит этот документ. (на листе А3)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В: - Одновременно с поступлением предмета хранитель музея производит запись в Главную инвентарную книгу. (Слайд 7) Это - самый важный документ учета и охраны всех экспонатов музея. (показать инвентарную книгу музея)

- Давайте попробуем составить такую запись (Один ученик из группы «Хранители музея» выполняет записи на листе А3)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

- После того, как в книге предмету присвоен учётный номер, он наносится и на сам экспонат. Как его следует разместить? (ответы детей)

- Верно, надпись делается так, чтобы не испортить внешний вид предмета. (хранители ставят номер маркером)

- Хранитель музея выясняет у дарителя сведения о данном предмете. Такие сведения называются «легенды»

Вот как могла быть составлена легенда на нашего Мишку (Слайд 8)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

Ученик: У хранителей музейного фонда есть ещё одна важная задача: занести новый экспонат в картотеку музея (Слайд 9) В каждой карточке содержится вся информация о предмете, его легенда, иногда - даже фотография.

У: - Как вы думаете, для чего нужна картотека? (ответы детей) Карточки расположены в алфавитном порядке и позволяют быстро найти информацию о любом экспонате.

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В: Итак, Мишка стал одним из экспонатов музея. Группа хранителей музейного фонда успешно справилась со своими обязанностями. Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек этой профессии? (ответы детей)

  • глубокие знания по истории, истории искусства,

  • ответственность;

  • аккуратность и точность в работе;

  • хорошая память.

Ведущий: - Продолжим знакомство с сотрудниками музея. Хранители музейного фонда записали в Инвентарной книге, что у нашего Мишки полная сохранность. Но так бывает далеко не всегда. Посмотрите на эту игрушку (показ) Кто из вас догадался, с какой профессией нам предстоит познакомиться?

2. РЕСТАВРАТОР Слайд 10

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

Ученик: Реставратор - специалист по сохранению и восстановлению музейных предметов. Задача реставратора не просто обновить предмет, а сохранить его особенности; дух времени, в котором он появился.

Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом работы реставратор советуется с историками, археологами, химиками и другими экспертами. Порой реставраторам приходится восстанавливать сильно поврежденные экспонаты. Но, благодаря кропотливому труду этих мастеров, происходит настоящее чудо! (Слайды 11,12)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

Ведущий: - Недавно мы были на выставке в Кремле. Вспомните, как мы рассматривали старинное царское полотенце. На нем было много маленьких дырочек.. Но, почему же реставраторы не восстановили его? (примерный ответ: заштопанное или с заплатками царское полотенце выглядело бы нелепо.. Реставраторы лишь укрепили ткань с изнанки, чтобы повреждения не увеличивались и были меньше заметны!)

- Уважаемые реставраторы, осмотрите Мишку. Наметьте, пожалуйста, ход реставрационных работ. (Ответы детей)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

Какими качествами должен обладать реставратор? (ответы детей)

- трепетное, бережное отношение к музейным предметам,

- склонность к ручному труду,

- интерес к изобразительному и прикладному искусству,

- усидчивость, аккуратность,

- умение концентрировать внимание.

В: Благодарим наших реставраторов за хорошую работу! А Мишка попадает в надежные руки следующего специалиста.

3. (Слайд 13) ЭКСПОЗИЦИОНЕР

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В: -Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этой профессии? (ответы детей)

- Это научный сотрудник музея, участвующий в создании экспозиции. Музейная экспозиция - группа предметов, связанных единым содержанием. (Слайд 14)

Можно ли сказать, что на этом слайде показана музейная экспозиция? Почему? (ответы детей)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В экспозиции все предметы как бы «помогают» друг другу: подчёркивают особенности каждого из них, дополняют заключенную в них информацию.

Более подробно расскажет про работу экспозиционеров … (имя ученика).

(По слайду 15)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

Ученик: - Размещать предметы можно по-разному. Можно создать какой-то сюжет (показ на слайде) или разместить музейные предметы в чёткой системе (показ на слайде)

Около каждого экспоната размещаются этикетки (показ). На этикетке указано название предмета, сведения о материале из которого он сделан, время, в которое он был создан. Рядом может находиться пояснительный текст. Он содержит более подробную информацию о данном предмете.

В: - Скажите, пожалуйста, в музее должен быть яркий свет, чтобы всё было видно?

У: Нет, чаще всего свет в залах музея бывает приглушенным, неярким.

В: А как же рассматривать экспонаты?

У: С помощью подсветки! (Слайд 16) Направленный свет очень хорошо выделяет отдельные предметы, позволяет рассмотреть все детали.

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В: Теперь мы попросим группу экспозиционеров оформить витрину музея. Вы можете использовать не только Мишку, но и другие экспонаты. Не забудьте главное правило:

они должны быть связаны каким-либо общим содержанием! (Творческая работа группы детей: из набора игрушек, сувениров и этикеток учащиеся отбирают предметы с олимпийской символикой и создают музейную экспозицию)

Ведущий: - Создание музейной экспозиции процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. Что зависит от грамотной работы экспозиционера? (ответы детей)

- Назовите важные для этого специалиста качества (ответы)

- художественный вкус,

- творческие способности

- внимательность, аккуратность

Итак, экспозиция готова. Мишка занял достойное место в нашем музее. И сейчас мы увидим работу ещё одного сотрудника. Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей)

Расскажет о профессии ...(имя ученика)

4. ЭКСКУРСОВОД (Слайд 17)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

У: Экскурсовод проводит экскурсию по музею, сопровождает осмотр экспонатов рассказом и пояснениями. Экскурсовод сам подбирает и изучает исторические материалы и готовит текст экскурсии на определенную тему.

Экскурсоводы могут увлекательно рассказать о каждом экспонате музея, ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ. Экскурсовод должен быть артистичным человеком, должен уметь выступать перед публикой.

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

В: Давайте попробуем дополнить перечень качеств, необходимых для людей этой профессии. (ответы детей)

Важные качества

- хорошая память,

- культура речи,

- интерес к новым знаниям,

- доброжелательность, вежливость, терпеливость в обращении с людьми.

- А сейчас приглашаем вас на небольшую экскурсию!

(Ученик проводит небольшую экскурсию-экспромт)

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.

В: Предлагаю вам пройти небольшой тест «Узнай профессию». Перед вами - фотографии. Каждая группа должна узнать «свою» профессию и поднять карточку с этим номером.

Слайд 19 (на столы раздать сигнальные карточки)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

(В течение минуты группы обсуждают слайд, затем, по сигналу педагога, поднимают карточки. Проверка ответов.)

В: - Наша игра подошла к концу. Давайте вспомним, как называлось наше занятие. (Хранители истории) Слайд 20 Кого можно так назвать? Почему? (ответы детей)

Интерактивная игра Хранители истории (профессии сотрудников музеев)

- Всех сотрудников музея можно назвать хранителями истории. Они изучают и сохраняют старинные, уникальные предметы; экспонируют их, рассказывают о них людям. За каждым экспонатом стоит труд многих музейных работников.

И пусть в заключение прозвучат слова благодарности всем Хранителям истории!

Ученики:

История не любит суетиться.
Она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею,
Хранить дыханье древней старины
Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!


© 2010-2022